КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восстановление патриаршества. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В 1906 г. для подготовки к проведению собора было создано Предсоборное Присутствие. В 1912 г. – Предсоборное совещание, в 1917 г. – Предсоборный совет, состоящий из архиеерев. Реальное проведение собора стало возможно лишь после февральской революции и постановлении о свободе совести. И упразднее в августе 1917 года обер-прокурорства: произошло слияние департамента духовных дел МВД и обер-прокурорства в единое министерство духовных дел. Председатель – А. Карташев. Отдельное представительство составили делегаты от университетов, духовных школ и т.д. Всего на соборе присутствовали 564 человека. Духовных лиц было 265. 299 мирян и 80 епископов. В числе мирян: министр исповедания церковный историк А. Карташев, Булгаков, князь Трубецкой. Первая сессия собора проходила в Москве с 15 августа по 9 декабря 1917 г. Главным вопросом стало восстановление патриаршества. Это было общее стремление громадного большинства. Однако, на самом соборе небольшая группа предлагала сохранять синодальную систему, было предложено сделать Синод неким парламентом. Решение: патриаршество! Путём жребия выбрали патриарха. Патриархом стал митрополит московский Тихон (Белавин). На сессии были приняты решения о создании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного совета, включившего также клириков и мирян. Особое заседание было посвящено … С.Н. Булгаков выразил несогласие, как с превращением церкви в государственное ведомство, так и с полным отделением её от государства. Он отстаивал редакцию принципа симфонии.
«Применил обороты народной речи к свидетелям, сами не знают чего, пришедших ранним утром поговорить о Библии» J *пяя-я-ять!*
Вопрос о том, как Церкви самоопределиться в современном обществе, не прост. Церкви сейчас досталось за её общественно-политическую позицию.
В период проведения первой сессии собора в Москве начались кровавые сражения между большевиками и юнкерами, которые сохраняли верность Временному Правительству. Во время боев ряд членов собора занимались спасением раненных и с той, и с другой стороны. Делегация собора попыталась остановить кровопролитие. Две последующие сессии собора прошли после Октябрьской революции. 20 января – 7 апреля и 2 июля – 20 сентября 1918 г. на второй сессии было принято положение о порядке замещения архиерейских кафедр, предусматривающих избрание архиереев представителями приходов. Был утверждён так же приходской устав, вводящий самоуправление приходов. На третий сессии собор принял постановление о монашестве. Был восстановлен порядок о выборе игумена братией монастыря. Всем монашествующим предписывалось обязательное трудовое послушание. В связи с угрозой жизни церковных иерархов, собор вынес постановление о праве патриарха назначать местоблюстителей патриаршего престола. Это, по сути, спасло Русскую Православную Церковь. Решением собора конца 1917 – начала 1918 гг. церковная жизнь была введена в каноническое русло. Этот вопрос вечен, не имеет простых решений. Документы собора имеют актуальность по сей день. В связи с мероприятиями новой власти, большинство решений собора реализовано не было. Новый поместный собор через 3 года провести не удалось – власть не позволила.
Русская Православная Церковь во время Гражданской войны
Вопрос о свободе совести обсуждался Советом большевиков в ночь с 20 на 21 января 1918 г. А 21-23 января этот декрет был опубликован в газетах, а 26 января в собрании узаконили: «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Религия объявлялась частным делом граждан, дискриминация запрещалась. Церковь лишалась прав юридического лица: все церковное имущество объявлялось общенародным достоянием. Из этого общенародного достояния необходимые для богослужения предметы и здания могли переходить в пользование религиозных общин. Декрет вводился в жизнь 8, а затем 5 отделом комиссариата юстиции. В начале 1918 г. начала конфискация. В ряде мест осуществление декрета вылилось в кровопролитные столкновения. Религия как реакционная сила должна была быть искоренена. В результате Советское государство являлось единственным в мире религиозным государством, проповедующим воинствующий атеизм религиозной секты. Патриарх запретил участие церковнослужителей в Гражданской войне. Многочисленные обращения Тихона к Советскому государству не носили политической окраски. Тихон не дал благословения ни одному из белых движений. «Две силы борются в стране, привлекая православный люд, но церковь у них одна … моя обязанность духовно окармливать и тех, и других». Среди духовенства, особенно в низшем слое, проходила поляризация взглядов. Против декрета: крестьянская часть (небрежность, конфискация предметов культа, расстрелы, аресты – всё без санкции, описей и т.д.). Сначала Гражданской войны, в ней приняло участие и духовенство. Как бы Тихон не старался, столкновение с властью становилось всё более неизбежным. К лету 1918 г. Совнарком принял постановление от 5 сентября «о красном терроре». В случае красного террора, мы имеем террор, как систему. А белый террор – отдельные мероприятия. Степень жестокости совершенно разная.
Расстрелу, согласно постановлению, подлежали все, принадлежащие к антиреволюционным кругам. Так можно было расстреливать всех подряд. Нередко священнослужители уничтожались в числе контрреволюционных участников при приближении белых войск (Гермоген, Амвросий Свияжский). Троцкий приехал в Свияжск. Местная коммунистическая «тусовка» решила инициировать проект: поставить памятник первому революционеру. И выбор пал на Иуду. И в Свяижске в 1918 г. был поставлен памятник Иуде. Он не сохранился. В ряде случаев власти решили уничтожить духовных лиц, имеющих авторитет среди населения: викарий Иннокентий (Нижнего Новгорода). При чём русские отказались стрелять. Часто священники расстреливались в качестве заложников (Иоанн Восторгов, Фёдор Орнадский). И, хотя белый террор и красный террор – это разные вещи, справделивость требует сказать, что белые отлавливали комиссаров и коммунистов. Были случаи, когда Церковь не осуждала такие поступки – «убийства красных не есть грех». Особый удар был нанесен по монастырям. 8 отдел Наркомюста поставил задачу полного уничтожения монастырей, как рассадников паразитизма. В 1918-1921 гг. было закрыто 673 монастыря. До 1922 г. – 8 отдел Наркомюста, после 1922 г . – 5 отдел. В январе 1918 г. – АНЛ, в 1919 – Троице-Сергиева лавра. Все монастыри в Калужской, Вятской, Олонецкой губерниях. Одновременно конфисковывалось и церковное имущество. В декабре 1921 г. – Александро-Свирский монастырь. В Троице- Сергиевой лавре было взято 150 пудов, из Соловецкого – 84, из Кремлёвского Чудова - …, 28 пудов из Спасо-Андронникова, 25-26 – Симонов, Донецкий монастыри. В помещениях закрытых монастырей устраивались концентрационные лагеря и тюрьмы. Это было сделано специально, чтобы нанести удар по церкви + антирусская специфика. Храм Христа Спасителя – не только культовое здание, но его строила вся страна, в честь победы 1812 г. Это был общенациональный символ. Невозможно сказать, что это была антицерковная политика. Это была антирусская, русофобская политика. Спассо-Андронников, Ново-Спасский монастыри – концентрационные лагеря. В 1921 г. на Соловках организовали Соловецкий лагерь особого назначения. СЛОН стал одним из первых островов Архипелага ГУЛАГа. Июль 1920 г. – особое постановление о «ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Вскрытие происходило публично, снималось на плёнку. Всего было произведено 63 вскрытия: Александра Свирского, Тихона Задонского, Митрофана, Саввы Сторожевского. В апреле 1920 г.: Сергия Радонежского. Декабрь 1920 г.: Серафима Саровского. Наиболее чтимые мощи – для антирелигиозных музеев. В январе 1920 г. была арестована группа священников и мирян (Самарин и профессор, секретарь Тихона Кузнецов). Они были приговорены к расстрелу, заменённым заключением в лагерь. Вместе с тем, власти амнистировали осуждённых священнослужителей. В ноябре 1920 г. был амнистирован будущий патриарх Алексий I. Власти опасались трогать патриарха Тихона. К этому времени высшая церковная власть осуществлялась патриархом, поскольку другие церковные органы фактически распались. Главной задачей была замена священнослужителей: 87 рукоположений во время гонимых годов. После окончания Гражданской войны (активной фазы) антицерковный террор не прекратился. Акция по изъятию церковных ценностней, после голода в 1922 г. Летом 1921 г. Тихон обратился с воззванием с просьбой о помощи голодающим. В ответ американская благотворительная организация объявила о немедленных поставках в Россию продовольствия. В августе 1921 г. был собран комитет по помощи голодающим. Власти тут проиграли церкви. И вынуждены были выкручиваться. Власти обещались сдать собранные средства в ЦИК к Калинину, обратились к патриарху выделить часть церковных ценностей для нужд голодающих. В советской печати развернулась кампания против патриарха: «патриарх жирует и не хочет отдать богатства». Февраль 1922 г. – декрет ЦИК об изъятии. Тихон направил в приходы послание о недопустимости изъятия утвари, использование для мирской жизни запрещено канонами. В акциях по изъятию хорошо использовались спецвойска ОГПУ. Истинные цели изъятия ценностей были раскрыты в секретной записке Ленина: «нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие ценностей… чем мы можем обеспечить себе фонд… без этого фонда … совершенно немыслимо. Мы должны дать сопротивление черносотенному духовенству…». Он собирался решить 2 задачи: дать средства, которые можно использовать как козырь на предстоящей в апреле-мае международной конференции в Генуи. При этом антицерковные акции предписывалось провести ДО начала конференции. Вторая задача – нанести по церкви такой удар, от которого она не могла бы оправиться. Предполагалось лишь использовать обстановку голода. Планы не сработали и не подтвердились. Ценностей оказалось меньше, чем предполагалось. 3,5 тыс пудов серебра и золота – из храмов Москвы. Значительная часть ценностей была утрачена, разворована. Часть ценностей изымалась для продажи на запад, чтобы обеспечить индустриализацию страны. Какие-то предметы были переданы в музее. Гораздо больше власти преуспели в осуществлении второй задачи. Вообще советская власть может похвастаться только тем, как здорово она со всеми расправлялась. В мае 1922 г. московский трибунал вынес смертный приговор 11 священникам и прихожанам. Ещё более значительный судебный процесс был организован в Петрограде: митрополит Вениамин и 80 священников. Владыку обвинили в том, что он организовывал массовые беспорядки. В августе 1922 г. был расстрелян. Всего в 1922 г. было расстреляно 2691 священнослужителя, 19.. монахов, 3047 монахов и послушниц. Жертвами судебных и внесудебных расправ стали не менее 15 тыс. человек. Одновременно власти стали готовиться к расправе и над патриархом Тихоном. С мая 1922 г. – он в Донском монастыре. с мая 1923 г. – его посадили в тюрьму. Власти не решились расправиться с ним. В июне 1923 г. Тихона вынудили обратиться с заявлением о своей лояльности к Советской власти. В 1920-е гг. ряду религозных течений предоставлялись разные льготы. Однако на православную церковь религозный НЭП не распространялся. Наряду с антицерковным террорм, в начале 20-х гг. власти сделали ставку на развал изнутри. В марте 1917 г. группа священников, оппозиционных, организовала Всероссийский союз Православного духовенства и мирян (Введенский). Единомышленники Егоров и Боярский создали группы «Религия в сочетании с жизнью» и «друзья церковной реформации». Советская власть воплощает христианские идеалы. Вот как! Круто J За ними закрепилось название «обновленцы». Они требовали ликвидации патриаршества, создания коллегиального управления, упразднения института монашества, выступали против ерархического строя церкви, за проведения реформ богослужения. В Москве сторонниками обновленчества стали епископ Антонин и протоиерей Красницкий. К обновленческим организациям примкнули и те, кто по разным причинам были лишены сана. ВЧК à ГПУ à ОГПУ – использованы были для разложения церкви. Начальник секретного отдела ВЧК Самсонов в записке Дзержинскому настаивал на делании акцента на поповской массе. Обновленцы получили название «Живая церковь», комитет был создан во главе с Красницким, агентом ОГПУ. Обновленцы потребовали от Тихона отречения. Тихон передал ведение дел в патриаршьей канцелярии Агафангелу. Изначально обновленцам сопутствовал успех (перешло до 70% приходов). Это была борьба за выживание. Для утверждения своей власти обновленцы использовали связи с органами ОГПУ. Им удалось захватить 113 из 123 петроградских храмов. В июне 1922 г. обвинив в контрреволюционной деятели настоятеля, обновленцы захватили его и сделали своей кафедрой. По доносам были арестованы помощники Тихона. В мае 1923 г. в Москве состоялся обновленческий собор, низложивший патриарха Тихона. Единой обновленческой организации не существовало из-за раскола в поисках лидера. После собора высшее церковное управление распалось. Красницкий создал собственную группу, а Калиновский занялся атеистической пропагандой. В августе 1923 г. был создан Синод, возглавляемый Введенским. Он сам себя возвёл в сан архиепископа. Емельян Ярославский: «Введенский человек очень неустойчивый и ничего не будет удивительного, если он через 5-6 лет станет редактором газеты «Безбожник»». Обновленцам не удалось разложить церковь. Власти потеряли к ним интерес. Начиная с 1926 г. обновленческие приходы подверглись такому же давлению, как и патриаршьи. Обновленчество не было однородным течением. Наряду с карьеристами, мерзавцами, в нём участвовали и искренние священнослужители. Однако в целом обновленчество не имело ничего общего с религозной реформацией. Это было лишь приспособление части духовенства к существующей власти. Не реформация, а конформизм.
|