КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Обработав с применением факторного анализа оценен- ные с помощью разнообразных биполярных шкал (пар антонимичных прилагательных) объекты и события
Обработав с применением факторного анализа оценен- ные с помощью разнообразных биполярных шкал (пар антонимичных прилагательных) объекты и события, Ос- гуд пришел к выводу о существовании трех базовых уни- версальных шкал, образующих субъективное семантичес кое пространство (Osgood, 1962) — Сила (прочный—не прочный, жесткий—мягкий, сильный—слабый), Оценка (хороший—плохой, приятный—раздражающий) и Актив ность (быстрый—медленный, энергичный—пассивный) Эти факторы оказались воспроизводимыми в любых язы- ках (см. Петренко, 1982) для анализа категоризации субъек- том межличностного восприятия.
Интересное исследование было предпринято на факуль тете психологии МГУ под руководством В.Ф.Петренко (1988). В качестве объектов, оцениваемых с помощью стан- дартного набора шкал семантического дифференциала, выступили как 17 преподавателей факультета, так и 20 известных сказочных персонажей. Забегая вперед, отметим что выделенные при описании вымышленных героев ба- зовые шкалы оказались работающими и в реальной жиз- ни, в результате чего оказалось возможным построить се- мантическое пространство, в котором пересекались пси- хологические портреты реальных людей с образами ска- зочных героев. По первому выделенному фактору, "сила личности" или "сила эго", выделились две контрастные группы — Карлсон, Винни-Пух, Кот в Сапогах и Бурати- но (обладающие по мнению оценивающих их испытуемых "сильным Я"), и Пьеро, Ослик Иа-Иа ("слабое Я"). Вто- рой фактор, названный "акцентуированность", разделил персонажей и людей на группу "акцентуированных лич- ностей" (куда с большой вероятностью вошли синьор Помидор, Карабас Барабас, Незнайка) и блок "социаль- ной нормативности, правильности" (Айболит, Золушка, Рыцарь Печального Образа). Третий фактор, обозначен- ный как "контактность—дистантность в общении" или "открытость—закрытость", отделил Винни-Пуха, Ивануш- ку-дурачка, Чебурашку, Золушку и Буратино (открытых, простодушных, дружелюбных) от малосимпатичных Снеж-
параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
ной Королевы и Карабаса Барабаса. Проведенная раздель- ная факторизация как для сказочных персонажей, так и для преподавателей подтвердила идентичность факторных структур этих двух матриц как по размерности семанти- ческих пространств, так и по содержанию входящих в фак- торы личностных качеств-шкал.
Весьма примечательным в исследованиях психосеман- тики является факт "сцепления" в пространстве индиви- дуального сознания семантических образов, относящихся к совершенно разным категориям объектов. В нашем ис- следовании (см. главу 8) изучалась связь предпочтения се- мантики основных геометрических форм с характеристи- ками самовосприятия. На различных выборках общей чис- ленностью около трехсот человек был выявлен феномен психосемантического изоморфизма, суть которого заклю- чается в соотнесенности неосознанно предпочитаемых сти- мулов, имеющих различную семантическую окраску, с сознательно выбираемыми характеристиками самоописа- ния, семантика которых совпадает с семантикой предпо- читаемых стимулов другого рода. Под семантикой в дан- ном случае понималась система обобщенных универсалий субъективных значений — от неосознаваемых ощущений до компонентов образа-Я. Для обозначения сенсорно-пер- цептивных эталонов {Артемьева, 1980), лежащих в основе восприятия предъявляемых в качестве стимулов основных геометрических форм, использовались шкалы личностно- го семантического дифференциала. По результатам описа- ния геометрических форм, используемых в ТиГР (Тесте конструктивных рисунков фигуры человека — Либин, Ли- бин, 1994), были выделены три фактора, определяющие семантическое пространство признаков анализируемых форм:
треугольник — активный, интенсивный, наступающий, доминирующий, упорный, напряженный, нервный (фак- тор "Активность");
круг — гибкий, контактный, покладистый, сочувству- ющий, мягкий, женственный, открытый, сомневающий- ся, переживающий (фактор "Оценка");
|