КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства восприятия.К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. 1. Предметность восприятия — 1) это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. 2) отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам г/м, участвующим в в обработке информации. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (первые предметные действия). Без участия движения (движение руки, ощупывающей предмет; глаза) образы восприятия не обладали бы качеством предметности. Предметность – основа ориентировочного поведения и деятельности Целостность. Восприятие дает целостный образ предмета, на основе обобщения отдельных свойств. Даже при неполном отражении (ощущении) отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета, т.е. образ возникает условно-рефлекторно. Гештальтпсихологи объясняют целостность не свойствами объективной целостности предмета, а внутренними свойствами духа, его изначально целостными структурами. В акте восприятия образуется форма, придается структурность и целостность, т.о. хаотичность мира преобразуется в целостные структуры, формы. 2. Структурность заключается в том, что восприятие не является проекцией наших мгновенных ощущений, простой их суммой. Мы воспринимаем абстрагированную от этих мгновенных ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом). Т.о., восприятие доводит до сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. 3. Константность - это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при: зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета – это относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Причины константности света: - светлостный контраст - адаптация к общему уровню яркости - знание о действительном цвете предмета Константность восприятия величины выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, несмотря на то, что изменяется величина их отображения на сетчатке (чем ↑ отражение на сетчатке, тем ↑ кажется пердмет). При сравнительно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только размером отображения на сетчатке, но и рядом факторов: - напряжение глазных мышц - перспектива - признаки удаленности фона Константность восприятия формы предметов - относительная неизменность восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. Зависит от: - доступности информации под каким углом мы смотрим на предмет - от признаков удаленности - от взаимного расположения всех пространственных признаков объекта. Крнстантность – 1 из величайших достижений эволюции, без нее мир выглядел бы как ряд хаотических зрительных ощущений. Механизм константности не изучен окончательно – мнения: 1) объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития (особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности); 2)Шиффман: константность дана от рождения и реализуется автоматически. В константности проявляется и физическая стимуляция и когнитивные процессы. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что Восприятие – представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и к условиям его существования. Без константности воспр-я человек не смог бы ориентироваться в многообразном и изменчивом мире, т.е. благодаря константности мы воспринимаем мир таким, какой он есть на самом деле. Однако, при некоторых условиях константность может уменьшать полноту и точность воспр.: восприятие становится искаженным, иллюзорным. Возникает феномен Иллюзия восприятия. 4. Апперцепция. Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. В восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятий от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Таким образом, при восприятий активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Апперцепция –зависимость содержания восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, знаний. Она дает восприятию активный характер. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью (Ех.: тот, кто мало интересуется техникой, чаще видит только грубые различия в автомобилях и не замечает других конструктивных особенностей). Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия (Ех.: мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка). 5. Активностьили избирательность. В любой момент времени на человека действует большое количество раздражителей, но мы воспринимаем только ограниченное число предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Предмет восприятия (фигура) – объект, находящийся в центре восприятия. Фон – остальные объекты, которые не отражаются в сознании. Предмет и фон динамичны, т.е. могут меняться местами. Динамичность объясняется переключением внимания с 1-го объекта на другой. Т.о., мы можем полагать, что природа активности восприятия условлена самой природой нашего сознания (Ех.: слушаем лекцию, читаем книгу и не обращаем внимания на то, что происходит за спиной). Физиологическая основа – перемещение очага оптимального возбуждения по коре больших полушарий. Особенности соотношения фигуры и фона используются при выборе формы, окраски. Иногда выделение фигуры из фона мешает продуктивной работе. 6. Осмысленность. Перцептивные образы восприятия всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением: сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, и тем самым отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие - не определяется просто набором раздражителей, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных (данных из окружающей среды). Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.
|