КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 18. Философия Возрождения: возрожденческий гуманизм и антроценризм. Творчество как сущностная черта человека. Социально - политические взгляды; этика гедонизма.Ядро возрожденческой культуры (и философии как ее ведущего звена) - гуманизм. Сам этот термин восходит к Античности, буквально означает «человечность» (четко это выражено у Цицерона) и мыслится как утверждение самоценности личности, ее свободы и независимости, беспредельных возможностей ее саморазвития. У истоков гуманизма Возрождения стоял Данте Алигьери (1265-1321), автор знаменитой «Божественной комедии», но его подлинный родоначальник - Франческо Петрарка (1304-1374), в сонетах которого («Книга песен», 1366) особенно ярко отразилось противоречие между средневековым аскетизмом и нарождающимся, новым мироощущением как противоречие между «темнотой" и «светом», подавлением уникального внутреннего мира личности и отстаиванием ее самоценности: путь к новому мироощущению он видел в возвращении к «светлой античности» как к идеалу (отсюда и сам термин - Ренессанс, или Возрождение). Идеи гуманизма в Италии развивали также Лоренцо Балла (1406-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494), Джованни Боккаччо (1313-1375), Микеланджело Буанарроти (1475-1564) и др. Близок к гуманитарной культуре Николай Кузанский (1401-1464), центральная фигура - Леонардо да Винчи (1452-1519). Античность теперь возрождается не узко-выборочно, как в Средние века а гораздо полнее и многостороннее, чаще в ее собственном содержании, вне наслоений христианской догматики. Но избирательность присутствовала и здесь, поскольку античные учения воспринимались в свете формирующихся новых социальных и духовных реальностей и на базе усвоенного опыта Средневековья - как негативного (аскетизм), так и позитивного (более сложный, чем в античные времена, внутренний мир человека- это и обусловило специфику именно возрожденческого гуманизма. Главное в нем – иное чем в мировоззрении «тьмы и мрака», представление о достоинстве человеческой личности, складывающееся а условиях ослабления сословности и духовной монополии религии, - роста свободомыслия и ценностей не загробной а земной жизни, на базе формирующейся секулярной культуры. Самодостаточность человеческой личности полагалась уже не в божественной благодати, с помощью которой она только и может избавиться от всевозможных пороков и искупить свой «первородный грех", а в ее собственных природных дарованиях и их творческом проявлении, потенциально безграничном полагаться следует не на Бога а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, целеустремленность, энергию и практическую хватку. Особенно высоко ценится разносторонний творческий талант, его обладатели уже при жизни приравниваются к богам, хотя и смертным. Человек, утверждает Николай Кузанский, «есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог», он «обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все производить из потенции своего центра». Идеал человека по его мнению, - «свободный и благородный человек" как центр мира. И это потому, что; сущность человека усматривается в его творческом начале, максимально сближающем его с Богом-творцом. И хотя сохраняется вера в Бога-творца создавшего мир и человека идея креационизма существенно сужается Послабляется: будучи создан, человек в последующем, благодаря полной свободе своей воле, сам становится вершителем собственной судьбы Это и определяет, по словам Пико делла Мирандолы, «срединное положение" человека между миром телесно-земным и небесно-духовным и его способность стать «своим собственному) скульптором и творцом», быть, побуждению главы северных гуманистов" Эразма Роттердамского, «божеством» или «скотом», «царем» или «разбойником. Человек - часть природы, его природные потребности вполне законны и нормальны, включая и высшую" из них - стремление к счастью здесь, на земле, а не там, на небе.. Не аскеза, не подавление чувственных желании и земных радостей, а вся полнота телесной и духовной жизни,, котором следует наслаждаться. «Презрение к жизни, - писал французский гуманист Мишель Монтень(1533-1592), - нелепое чувство, ибо в конечном счете всё наше бытие». Резче других деятелей Возрождения эту реабилитацию земной, чувственной жизни выразил Л.Валла Ратуя за наслаждение как главный принцип жизни и осуждая ригоризм стоиков, этого, по его словам, «позорнейшего рода людей», он даже противопоставляет его добродетели к наслаждению, как к «удовольствию души и тела» следует стремиться, говорит он, «ради него самого, а не ради чего-то другого». Ибо, поясняет он, «роду живых существ ничего так не выделено природой, как сохранять свою жизнь и тело и уклоняться от того, что покажется вредным». "Вредное" же - это невнимание к любому из человеческих чувств, а оно означает действие человека «вопреки природе, вопреки своей пользе". Ничто же более, заключает балла, не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов вкуса, зрения, обоняния, осязания, "без чего мы не можем жить, без добродетели же можем». Отсюда и его различение добрых и злых людей как «умеющих и не умеющих вести жизнь с наслаждением". Подобная гедонистическая установка вела к возрождению этики Эпикура и эпикурейцев, однако налицо здесь и отталкивание: возрожденческая мысль не приемлет эпикурейскую идею о пассивном отношении к жизни. В целом же, жизнь этой метелью рисуется, в пику средневековому аскетизму, как. праздник роскоши, наслаждения и смеха, включающий в себя и элементы чувственной несдержанности. Причем, эпоха знала свои оттенки: между эротическим Боккаччо и мистико-аскетическим Данте мы видим также и Петрарку, в сонетах которого как, бы сочетается и то, и другое. При общей захваченности антифеодальной и антицерковной раскованностью, пафосом свободы и величия человека, готового жертвовать своею жизнью ради гуманистических идеалов, звучали нередко и индивидуалистические нотки. У Баллы они выражены достаточно четко уже в его уклоне в утилитаризм (жить наслаждаясь для него - это поступать "ради пользы, а не ради добродетели") и в таких, например, его словах: «Для меня самого моя жизнь большее благо, чем жизнь всех остальных». Звучали также элементы аристократического недоверия (и даже презрения) к простолюдину, к "черни", выраженного, в частности, в убеждении Эразма, что «нет ничего неразумнее низкого простого люда». И все же, повторяем, не наслаждение как таковое, а прежде всего деятельность, активная и творчески-созидательная, выступает в качестве руководящего мировоззренческого принципа Возрождения. Именно она самоутверждает в мире человека свободного, гордого, сознающего свои силы и свои таланты. Реальный образец такого человека - художник, творец земной человеческой красоты как гармонии тела и духа. И если в Средние века определяющим духовным фактором была религия, то теперь им становится искусство, а в нем лидируют живопись и скульптура, особенно наглядно воссоздающие указанную гармонию . Но уже сами деятели Возрождения начинают сомневаться и даже разочаровываться в принципах гуманизма и антропоцентризма - помимо указанных выше издержек индивидуализма и аристократизма отмечается растущее рассогласование между идеалами Высокого Возрождения и реальной жизнью, в которой наблюдаются в это время процессы рефеодализации (уничтожение свободных городов коммун) и контрреформации (одно из ее проявлений - активизация деятельности трибунала католической церкви - инквизиции), существенно препятствовавшие личностному самоосуществлению. Да и успехи естествознания этого времени (идея бесконечности Вселенной, в свете которой человек оказывался всего лишь пылинкой в необозримом космосе, обоснование точными науками принципа детерминизма и пр.) не укладывались в представление о человеке как единственном центре мира, обладающем абсолютной свободой воли. В этих условиях вера в безграничность деятельных и познавательных возможностей человека представляется уже чрезмерной, а гармоничности и уравновешенности указанных идеалов все чаще противопоставляются трагические диссонансы человеческого бытия, его зыбкость и неустойчивость, господство в нем не светлых, а темных, иррациональных начал. В искусстве это особенно выразилось в маньеризме - художественном течении, отмеченном печатью кризиса возрожденческого гуманизма, в теоретической мысли - в настроениях скептицизма, подавленности, склонности к мистицизму- Позже их рельефно выразил, в частности, Блез Паскаль (1623-1662), с горечью констатировавший, что «человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы", и чтобы его уничтожить, "достаточно дуновения ветра, капли воды": единственное, что его возвышает, это лишь то, что он - «тростник мыслящий»
|