КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская философия: ее специфические особенности. Филосовские идеи в культуре Древней Руси. Исихазм как духовная ценность православия. Идея Москвы как «третьего Рима».В недавнем прошлом история русской философии искажалась и обеднялась - сводилась преимущественно к истории материализма, выстраивавшейся, к тому же по уже знакомой нам идеологической схеме - как «путь к марксизму». Не учитывалось в должной мере, что в России всегда была сильна традиция религиозно-идеалистической философии с ее богатейшими наработками применительно ко всей проблематике бытия и сознания, но особенно они значительны в сфере нравственности и гуманизма, что, конечно, не должно приводить к другой крайности - к поглощению русской философии православием. Необходим, следовательно, объективный подход, который, нацеливая на выявление самобытного характера русской философии, не игнорировал бы факт разнообразных идеологических влияний на нее но и не превращал бы установление его в самоцель. Русская философия складывалась под влиянием социокультурных процессов. происходивших в стране, и достижений мировой философской мысли. Запоздалый исторический старт страны (совпал с европейским Средневековьем) обусловил ориентацию на религию (православно-византийскую), но без опоры на собственную рациональную культуру, ибо ее не было (на Западе она была - античность). Но была исходная языческая культура со своими привычными традициями и обрядами и своим достаточно прочно отложившимся особым типом мышления и мировосприятия, характерными чертами которого Г. П. Федотов считал общинную мораль, предпочтение иррационального и недоверие к расчету, организованности, законченности форм. И принятие Русью в 988 году христианства в форме византийского православия не привело к вытеснению этой культуры, а наложилось на нее. Более того, под влиянием славянской дохристианской культуры само византийское православие у нас существенно трансформировалось; поэтому, говоря об изначальной религиозной основе русской философии, следует иметь в виду не византийское православие, а российский вариант его. Другая особенность русской философии - пристальное внимание к социальной проблематике, попытки давать «рецепты" переделки общества, построения моделей будущего развития страны. Корни этой особенности - в том факте, что русская философская мысль формировалась и развивалась в теснейшей «увязке» с острейшими социально-политическими и идейными коллизиями, потрясавшими страну, и в страстном желании предложить российскому народу гуманнейший выход из них; «ответы" же, дававшиеся мировой практикой, казались недостаточными. Это объясняет и жгучий интерес российских мыслителей к уяснению специфики исторического пути России, а он не укладывался ни в западные, ни в восточные схемы развития, но своеобразно соединял в себе элементы восточных, западных и собственных структур В этом же ряду, по Н. А. Бердяеву, «народопоклонство» русской философии и нравственная точка отсчета во всех ее теориях и построениях, подход к человеку как к высшей не только земной, но и вселенской (космической) ценности. Следует отметить также широкое использование отечественными мыслителями для выражения своих философских идей возможностей искусства, публицистики, литературно-художественной критики. К этому вынуждала, как известно, жесткая цензура; подобная форма выражения, впрочем, имела и свои преимущества - наряду с популяризацией идей она способствовала лучшей передаче еще одной важной особенности русской философии - ее стремления к целостности и синтетичности. История русской философии насчитывает около тысячелетия; отсчет ведется с даты христианизации Руси, но во вполне самостоятельную отрасль знания она складывается лишь в XVIII веке, до этого философские идеи не выделялись из общей системы религиозного или "житейского» мировосприятия, но они существовали и представляют научный интерес. Один из первых русских мыслителей, выдвигавших философские идеи ,-митрополит Киевский Илларион [конец Х середина XI вв.). В своем «Слове о законе и благодати" он разрабатывает религиозно окрашенную философию истории и определяет место в ней Руси: человечество движется, полагает он, по определенному Богом плану, в соответствии с которым каждому народу суждено пройти две стадии - от Ветхого завета с его «законом», подчиняющим одни народы другим и представляющимся как эпоха рабства, к Новому завету с его «благодатью" - к освобождению от рабства и полному равноправию всех народов, включая и язычников, по мере их приобщения к христианской культуре. Русь, считает Илларион, находится во второй стадии развития, и ей уготована великая будущность. Так закладывались основы русской духовности, того, что позже предстанет как «русская идея". В это же время определяется черта, воспроизводившаяся позже многими русскими философами и восходящая к византийским корням, -тенденция к аскетизму, уходу от земных интересов при сосредоточении внимания на внутренней духовности. Черту эту называют по-разному (исихазм, кенотизм и др.) и по-разному интерпретируют. Ей в определенной мере противостоит линия славянорусского язычества на известную реабилитацию плоти и человеческих страстей. Заостренно она выразилась в новгородской вольнице, где пафос земного и любовь к свободе порой оборачивались, при отсутствии должной дисциплины и самоограничения, склонностью к разгулу и даже бунтарству. Иное - Московская Русь, вносившая в "волю" дисциплинирующее начало, формируя образ спокойной, уверенной в себе силы, враждебной всему показному, с известным налетом фатализма, как основу складывающегося централизованного государства – России. Именно в этом образе исследователи видят "самое глубокое выражение русскости» и именно отсюда, прежде всего, свой мощный импульс получает своеобразная политическая философия выдвигается идея сильной власти, объединяющей всех славян и пекущейся о православии («Москва - третий Рим, четвертому же не бывать")
|