КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская философия: русское народничество и неонародничество. Философские взгляды Михайловского.Переходя к народничеству, активно действовавшему в России в 70-90 гг. XIX и начале XX вв., следует указать на эволюцию теоретических взглядов его представителей. В целом она состояла в переходе от безраздельного следования концепциям Герцена и Чернышевского к попыткам дополнить и обогатить их позитивизмом, неокантианством, а позже и эмпириокритицизмом (В Чернов). Использовались также отдельные положения марксизма, других течений Запада. Опираясь на новый социально-политический опыт. используя новые теоретические источники и будучи людьми высокой интеллектуальной культуры, лидеры народничества оставили заметный след в истории отечественной социально-философской мысли, их влияние на современников было значительным. Народничество было неоднородным, наряду с радикалами было и умеренное крыло, наиболее яркий выразитель которого Н. К Михайловский (1842-1904). В центре теоретической концепции Михайловского - личность («индивидуальность»), а средство утверждения ее примата в вопросах общественной жизни - «субъективный метод". Вырастала же концепция из понимания Михайловским общей ситуации в стране: он видел, что на Россию надвигается капитализм, разрушающий, как он считал, цельность личности, лишающий ее всестороннего развития, и искал способы противодействия этому. Исходное - различение предметов и методов естественных и общественных наук. Предмет первых - природа с ее объективной необходимостью и причинностью, метод - "объективный"; предмет вторых - общество, где помимо объективных фактов имеет место целесообразная, т. е. сознательная деятельность людей, а метод - «субъективный", поскольку здесь следует учесть и нравственную оценку совершающихся исторических событий. Момент относительности, входящий, таким образом, в социологию с ее «субъективным методом», Михайловским усиливается тем, что в опыте человеку не дано знание глубинных причин событий (это - «область сверхопытного») и потому наука может претендовать лишь на относительную истину. Михайловский видел, что эта позиция грозит субъективистским произволом, и он вводит свой критерий истины - «удовлетворение познавательной потребности человека», но не всякого, а «нормального», соединяющего в себе целостность и гармоничность развития (по терминологии Михайловского, «разнородность») и защиту интересов трудящегося большинства общества. В массовом масштабе такого «нормального" человека еще нет, для этого еще не имеются благоприятные социальные условия, но это тот нравственный идеал, в котором концентрируются прогрессивные тенденции общественного развития и который позволяет социологу не только понять цели, руководящие людьми в процессе их исторической деятельности, но и непредвзято оценить их. Так Михайловский приходит к своей знаменитой идее о соединении в общественном познании «правды-истины» (т. е. объективности) с «правдой – справедливостью» (т. е. нравственным идеалом). «Только по-русски, -пишет он,- истина и справедливость называются одним и тем же словом (правдой) и как бы сливаются в одно великое целое», и показывает недостаточность как «разлучения" правды-истины с правдой-справедливостью, так и пренебрежения истиной, наукой со стороны даже самой благородной «житейской практики" и самых высоких нравственных и общественных идеалов. Осмысление путей осуществления указанного идеала дается в рамках учения Михайловского о прогрессе. Сердцевину его составляют два вида разделения труда и, соответственно, два вида кооперации. Есть, указывает Михайловский, «органическое» (между разными органами отдельного человека) и общественное (между людьми, по выполняемым ими функциям) разделение труда, и есть простая (когда все люди выполняют одинаковые функции и потому равны) и сложная (выполняют разные функции и потому разбиваются на разные группы, сословия, классы) кооперация В первом случае итогом явится солидарность, во втором - вражда; И истинный прогресс, по Михайловскому,- в нарастании разделения труда между органами человека и сокращении разделения труда между людьми, вплоть до достижения «однородного общественного строя» при максимальной «разносторонности" личности: строй этот - социализм. Как видим, в качестве критерия социального прогресса и его высшего выражения - социализма выступает личность, "индивидуальность", потребности ее свободного и всестороннего развития. Особенно Михайловский настаивает при этом на устранении зависимости личности от общества, осуждая превращение ее в простой придаток огромного общественного механизма, в «палец от ноги". Но эта автономия личности не трактовалась как ее полный отрыв от общества, личность, подчеркивал Михайловский, по-настоящему самораскрывается лишь в деятельном общении с равными себе. Осуществление социализма мыслилось исключительно мирным путем, указывалось и на преимущество отсталой России перед Западом, состоящее в том, что в ней еще сохранились многочисленные островки простой кооперации (сельская община).
|