КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская философия: преобразования Петра I и процесс секуляризации культуры. Философские воззрения Ломоносова и Радищева.Преобразования осуществленные Петром I. открыли простор светскому (т е научно-техническому) знанию и обособлению философии от религии. Процесс этот был противоречивым с одной стороны, усваиваются идеи Вольтера, Руссо, Дидро, других мыслителей Запада, вообще западный тип философствования, а с другой - в массе народа продолжала господствовать традиционная православная культура. Образовывался, таким образом, разрыв, пронизавший всю последующую русскую философскую мысль Виднейшие представители философии этого времени – M.B Ломоносов(1711-1765)и А.Н Радищев (1749-1802). Ломоносов-первый русский мыслитель мирового уровня, родоначальник науки и естествознания в России, страстный сторонник просвещения народа. От него идет материалистическая традиция, в XIX веке продолженная такими крупными естествоиспытателями как И М Сеченов, Д И Менделеев, К А Тимирязев Выдвинул «корпускулярную философию» («корпускула" - это молекула, представляющая собою «группу элементов», или атомов) Материя, по Ломоносову, «есть то из чего состоит тело и от чего зависит его сущность», характеризуется она протяженностью, непроницаемостью, делимостью на «нечувствительные части» (т е атомы, познаются разумом) и движением, понимаемым как перемещение тела в пространстве Сформулировал всеобщий закон сохранения вещества и движения, в вопросе о происхождении мира и источниках его движения занимал деистические позиции, разделял теорию «двойственной истины» наука изучает "видимый сей мир», а религия - мир божественный, и противоречий между ними не должно быть. Радищева особенно волновали две проблемы - социально-политическое устройство России и природа человеческого сознания В "Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) выступил решительным противником самодержавия и крепостничества Исходя из просветительского комплекса идей (теория естественного права "человеческая природа», всемогущество знания и т д ), выдвинул мысль об изначальном «равенстве всех" и считал наилучшей формой правления в России республику (в духе «вольного Новгорода" Средних веков), позже эти идеи развили декабристы. Проблема сознания ставится в незаконченном трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792), где в первых двух частях доказывается смертность души с помощью материалистических аргументов, а в двух последующих - ее бессмертие и вводится Бог как гарант миропорядка вообще и нравственного в особенности, т е проводится дуалистическая позиция, близкая к Канту. Главное, над чем билась здесь мысль Радищева - как, во-первых осмыслить переход от чувств к мышлению и, во-вторых, примирить смертность индивидуального сознания с бессмертием сознания человеческого рода, неисчерпаемостью его потенций и проявлений.
|