Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 13 Философия античности: Аристотель; его учение о форме и материи, четырех видах причин бытия и об энтелехии. Социально-политическое учение Аристотеля.




А какова собственная позиция Аристотеля? Он ищет нечто устойчивое в самом чувственном мире: это единичное, обладающее самостоятельностью и сохраняемостью, или, по терминологии Аристотеля, «индивидуум» (этот человек, эта лошадь и т. д.), выступающий у него в качестве «субстанции». Субстанция у него совпадает с понятием сущности, выражает общие признаки в данном классе, или «виде» предметов и есть нечто существующее само по себе, неизменное, не зависящее от места и времени, не воспринимаемое чувствами и доступное только разуму. Именно она – предмет науки, которая постигает субстанцию путем подведения ее под «род» («вид» подводится под «род» как более общее понятие). Делается это с помощью особого логического приема–силлогизма. Прием этот впервые разработал «отец логики» – Аристотель. Как видим, и здесь в центре внимания–диалектика единичного и общего. Если Платон их разрывает, то Аристотель, исходя из реального существования единичных вещей, стремится обнаружить общее в самих этих вещах, и это у него материалистическая тенденция. Но она у него последовательно не проводится, поскольку противопоставление общего и единичного, сущности и явления не устраняется: как и у Платона, единичное у Аристотеля изменчиво, множественно, делимо, а общее–неизменно, вечно, едино, неделимо. Эта противоречивость ярко проступает в учении Аристотеля о «форме» и «материи», призванном объяснить происхождение вещей. Материя у него–это возможность какой-либо вещи, которая переходит в действительность благодаря форме. Например, в медной статуе материей будет медь, а формой– замысел скульптора, в медном шаре материя–медь, а форма–шаровидность. Ценный момент этого учения–диалектика возможности и действительности. Но налицо здесь и уже знакомое нам противопоставление: материя у Аристотеля пассивна и характеризуется двумя признаками–отсутствием определенности («лишённостью») и потенциальным бытием вещей; форма же активна, и активность ее состоит в придании материи определенности и в переводе потенциального бытия в бытие действительное, т. е. в действительность. Материя и активность оказываются разорванными–активность у Аристотеля нематериальна и внематериальна. Формы как носительницы активного начала иерархичны; высшая из них – вечный и неподвижный перводвигатель, «форма всех форм», источник всех изменении, совершающихся в космосе, причина и конец всего существующего, т. е. Бог. Причем, если Бог Платона–это высшая нравственность, т. с. понимается в этическом смысле, то Аристотель связывает с Богом прежде всего ум, мысль, созерцающую деятельность разума, и его Бог – это чистый теоретик, совершеннейший философ, созерцающий свои мысли. Эту «разумную» традицию в новое время продолжит Гегель. У Аристотеля же это объясняется тем, что он ценит выше всего в душе человека как его форме: будучи также и отцом, психологии, Аристотель дал достаточно полную классификацию «способностей» души (т. е. психических процессов и состояний), где верховенствующую роль играет именно разум. Эти «способности» он сводит в три группы: «растительная душа» (ответственна за питание, рост и воспроизводство), «животная душа» (чувства, желания и движения) и «разумная душа» (рассуждение и мышление; свойственна лишь человеку, не прирождена телу, приходит в него извне, со смертью тела не разрушается, сливается с космическим разумом, т. е. является бессмертной). Важный аспект онтологии Аристотеля-учение о причинах бытия. В своей «Метафизике" он указывает на 4 вида причин: материальные (раскрывают, при анализе конкретной вещи, «некоторую свойственную лишь ей материю» , т.е. то, из чего она состоит), формальные («формой", как мы видели выше, данной вещи придается ее определенность),действующие (раскрывают «энергию" превращения возможного в действительное: именно Аристотель ввел в научный оборот это понятие) и целевую причину (она, по Аристотелю, - конечная, ибо раскрывает внутреннюю цель перехода потенции в актуальность, завершая исследование его ответом на вопрос: для чего, зачем был предпринят этот переход?) Цель при этом понимается как предзаданная: она заключена в бытии вещи еще до его осуществления, указывая «энергии» направление движения вплоть до его полного завершения. Этот аспект в философии Аристотеля известен как энтелехия (в переводе с гр. означает - осуществление, завершение) и позже широко использовался а философских учениях, ориентированных на телеологию.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты