Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вопрос 12 Философия Античности: Платон и его теория «идей»; ее рациональный смысл. Учение об идеальном государстве Платона.




Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. S: Перечислите признаки государственной религии.
  3. V1: Общая теория права и государства
  4. X. На основании акта государственного органа.
  5. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  7. Автоматизация ведения государственного кадастра недвижимости.
  8. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы.
  9. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  10. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н. э.) также исходит из приоритета этики и полагает, что философа должны интересовать прежде всего человек, общество, государство. Но, как и Сократ, считая, что опорой нравственности должно быть достоверное знание, он обращается к онтологии, поскольку истинное знание - это знание бытия. Бытие Платон понимаете позиций объективного идеализма: общее (или единое) в вещах, о котором говорил Сократ, у Платона отделяется от вещей и, выступая в качестве истинного бытия («истинно-сущего»), предстает по отношению к этим вещам как причина, образец и безусловный источник их существования. Характеристики этого бытия (или, по терминологии Платона, «идей») - бестелесность, вечность, неизменность, неделимость, самотождественность (оно всегда остается равным себе). Место его пребывания - «,н ад небеса ные места»; чувственно не воспринимается, ибо не имеет ни качеств, ни формы, постигается лишь разумом- «Идей» множество, они иерархичны, высшая - благо. Это - Бог, который есть совершенное благо, и создавая мир, Он вложил в него это свое качество; познать его - и значит, по Платону обрести подлинное счастье. Это, как видим, этически ориентированный идеализм, в своих основах близкий к религии. . Что же касается чувственно воспринимаемых вещей, то они изменчивы, непостоянны, временны (возникают и гибнут), обладают относительны бытием (они призрачны, являются лишь «тенью идей»). Так, по Платону, налицо два противоположных мира - истинный, но невидимый мир «Идей» и видимый, но призрачный, обманчивый мир вещей. Впрочем, строго говоря, миру «идей» противопоставляется у Платона тте мир вещей, а мир бытия, или «материя», из которой вещи возникают и в которую, погибая, извращаются; она же - причина многообразия вещей и их изменчивости. Бытие и небытие - полярности, но не равнозначные: первенство принадлежит бытию, «идее»; небытие же, хотя и существует необходимо, все же производно от бытия. Сами же вещи - это как бы среднее звено между бытием и небытием, «идеей» и «материей»: они существуют, т. е- обладают бытием, но бытие это неистинное, относительное, преходящее. Соответственно толкуется и познание мира. Это, по Платону, не отражение чувственных вещей в нашем сознании (такое отражение не отрицается, но оно, считает философ, не дает истинного знания, ибо эти вещи обладают лишь неистинным бытием), а "припоминание» (анамнесис) человеческою душою того, что она "видела» в поту сто роннемГмйре «идей» до ее вселения в данного конкретного человека. Впрочем, в наиболее зрелых своих работах," например, в «Пармениде», философ отходит от дуализма «идеи» и вещи и говорит даже о недопустимости изолированного представления об "идеях» вне вещей, поскольку допустить обратное - значит лишить «идею» конкретной определенности, в которой она только и может быть познана. Это - конкретное выражение общей для есей античной философии установки на чувственный космос, из которого человек себя еще не выделяет и при познании которого преобладает единство субъекта и объекта (позже, в Новое время, предпосылкой познания выступит противопоставление, в гносеологическом плане, субъекта объекту). Содержится ли в концепции Платона что-либо рациональное? Здесь в религиозно-идеалистической оболочке содержатся два позитивных момента: учение о сущности и явлении и учение о закономерности. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его «идею", т. е. его понятие, которое схватывает в явлении нечто устойчивое и постоянное, не схватываемое чувствами человека; тем самым указывается на несовпадение чувственного восприятия и мышления и на то, что именно мышлением, умом постигается глубинная основа вещей, их сущность- На этом переходе от явления к сущности и от чувственного восприятия к мышлению «держится», по сути дела, все научное познание. Говоря же об иерархии «идей», Платон подходит к идее мира как единого связного целого, подчиняющегося общей закономерности (или закономерностям); «благо» же, как мы помним, ориентирует на "человеческое измерение» мира. Мы коснулись лишь одного, хотя и очень важного аспекта философии Платона. Более полно ознакомиться с нею можно в соответствующей литературе, здесь же подчеркнем, что в рабйтах Платона философский идеализм впервые получил настолько развернутоеи всеобъемлющее выражение, что в истории философии об идеалистической традиции принято говорить как о «линии Платона»-. Противоположная, материалистическая традиция также складывается в античные времена и известна как «линия Демокрита». Впрочем, в настоящее время высказывается (например; А Радугинум) мнение, согласно которому в античные времена смогла сложиться лишь Идеалистическая традиция; материалистическая же складывается гораздо позже, в XVII-XVIII вв..когда и в ее рамках-четко осознается противопоставление природы и духа, материи и сознания, -\ античных же философов «натуралистического» направления такого противопоставления еще нет. Глубокая критика теории "идей" Платона была дана его учеником - Аристотелем (384-322 до н.э.). В центре этой критики - недопустимость, отрыва «идей» от вещей: "идеи" в форме понятий выражают и естественные свойства вещей, это только наши мысли, или, говоря современным языком, только гносеологические и логические образы вещей, Платон объявляет их самостоятельно существующими где-то в запретом мире, т.е. придает им статус онтологических сущностей. Говоря проще. Платон отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив сущность (общие свойства предметов) в самостоятельное существо, гносеологическое подменил онтологическим. Для познания самих вещей, продолжает Аристотель, эта подмена ничего не дает, ибо об «идеях» Платон ничего нового и дополнительного сказать не может, кроме того, что уже известно о вещах, которым эти «идеи» соответствуют (точнее, предшествуют). Короче, Платон верно подметил, что без общего нет знаний, но общее, оторванное от единичного, бесполезно для знаний и порождает дополнительные трудности в познании.





 

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 10; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты