КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древняя Индия: брахманизм и буддизм. Понятия драхмы, кармы, сансара, восьмеричного пути достижения нирваны.Первые философы Древнего Востока – аскеты - проповедники в Индии и странствующие мудрецы в Китае. Они подготовили почву для классических философских систем, наиболее типичные из них – буддизм (Индия), конфуцианство и даосизм (Китай). Буддизм возникает как определенная оппозиция господствовавшему брахманизму с его оправданием кастового деления общества, засильем жречества и усложненной культовой обрядностью, но в теоретическом плане у этих двух учений есть общее, отчего стал возможным их синтез в индуизме (современная религия Индии). В центре философии брахманизма онтологическая проблематика: учение о брахмане, или безличной, бестелесной, духовной, единственно истинной субстанции, лежащей в основе всего существующего. Внешний, эмпирический мир призрачен, иллюзорен, обманчив, имеет изменчивый, преходящий характер. Он периодически то возрождается из брахмана, то гибнет, уходя в него, и зримый образ этого – смена времен года. В этот вечный круговорот смертей и рождений вовлечен и человек. Душа, как и тело - результат взаимодействия дхарм (конечных, но изменчивых первоначал бытия), не имеющего ни начала, ни конца, со своими спадами и подъемами, что оборачивается для него непрерывными страданиями, мера которых определена его кармой, или суммой всех грехов и добродетелей в прошлых его перевоплощениях. И высший смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы выйти из этого порочного круга: постичь истинную основу иллюзорного мира, полностью отрешиться от всего мирского, слиться с брахманом, прервать для себя бесконечную череду перевоплощений и обрести тем самым вечное блаженство. Идею перевоплощения, или «переселения душ» (сансара) развивает дальше буддизм, сосредоточиваясь главным образом на ее нравственно-этических аспектах. Ядро буддизма – учение об освобождении от страданий и путях его достижения. Тут ряд ступеней. Вначале–соблюдение общечеловеческих норм морали, затем отречение от земных страстей и искушений, аскетический образ жизни и наконец – сосредоточение всех физических и психических сил на созерцании, углубленном «вглядывании в себя», позволяющем в итоге ощутить свое «единение» с Истиной. Совокупность умственных действий, направленных на достижение этого «единения», получила название медитации. В этом восхождении по пути самосовершенствования, завершающемся состоянием нирваны, заключен большой позитивный смысл. Тут и мысль о бесконечности совершенствования, и неудовлетворенность реальным мироустройством, и «уход от жизни» как форма неприятия зла, но отнюдь не отрицания жизни вообще, и готовность жертвовать собственным благополучием ради бескорыстного утверждения в жизни людей высокой духовности и жажды добра. Это-то и объясняет повышенный интерес в наше время к буддизму.
|