КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западная философия XX века: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.Зародился позитивизм в 30-х годах ХХ века: основы «первого», классического позитивизма заложил французский философ О. Конт, а свое завершение эта форма позитивизма получает в трудах английских мыслителей Милля и особенно Спенсера. Это был ответ на вызовы научно-технического прогресса. Суть этого ответа состояла, во-первых, в признании эталоном достоверного, истинного знания лишь того знания, которое поддается опытной проверке и получается в рамках конкретных наук (имелось в виду эмпирическое естествознание), и во-вторых - в критической оценке всей предшествующей философии как отягощенной «метафизическими пережитками" и в стремлении заменить ее «новой», «позитивной» философией, которая строилась бы по аналогии с указанными науками и была бы свободна от «метафизики». В рамках охарактеризованной «позитивной» философии весьма значимой и актуальной для его времени была деятельность Конта по построению развернутой классификации наук. в основу которой он положил принцип иерархии. Согласно ему каждая последующая наука опирается на предыдущие, но к ним не сводится, поскольку имеет свой специфический объект; «Второй» позитивизм - эмпириокритицизм или махизм основоположники - швейцарский философ Авенариус и австрийский физик и философ Э Мах. Сущность махизма резюмируется в трех аспектах Первый - это стремление «очистить опыт» если классический позитивизм, исходя из того, что наука есть описание лишь явлений. Второй аспект - уяснение соотношения частей («элементов») "чистого опыта» И здесь на передний план выдвигается проблема «физического» и «психического», эти «элементы» согласно Авенариусу сами по себе «нейтральны», т е ни «физичны» ни «психичны» но находятся в «принципиальной координации», т е не существуют друг без друга и различаются между собой в зависимости от того в каком отношении их рассматривает субъект. И третий аспект - «принцип экономии мышления» чем познающее мышление экономнее тем оно «истиннее» и успешнее способствует приспособлению человека к среде. Модель познания разработанная махизмом основывалась на эмпиризме, или «анализе ощущений», что же касается «сверхчувственного" конструктивно-теоретического аспекта, весьма важного в науке то его роль махизм явно недооценивал ибо сами теоретические понятия он стремился свести к чувственным данным И этот пробел попытался восполнить логический позитивизм вместе с рядом родственных течений (логический атомизм, операционализм общая семантика и др ) образовавший новое философское направление – неопозитивизм. Время активизации неопозитивизма - 20-40 годы XX столетия Его принципиальные основы заложили Шлик, Рейхенбах, Крауз и др. Многое из того, что было характерным для прежних форм позитивизма, неопозитивисты сохранили или несколько видоизменили. Новым же у неопозитивистов было то. что объектом их методологического анализа выступала не сама стихия чувственного опыта, а уже «отложившееся» «готовое» знание свое выражение получившее в языке Поэтому философские проблемы по их мнению, - это, прежде всего языковые проблемы язык же - это система знаков, поэтому и следует разрабатывать проблему значения наших высказываний (семиотический аспект, весьма важный и актуальный и в наше время) Соответственно и главной целью поиска становилась не истина (и пути ее достижения), а прояснение и уточнение понятий, используемых в языке науки, и установление строгих правил оперирования ими, в самом же научном знании как целом следовало выявлять его лингво-логическую структуру, при этом считалось эта структура и есть структура мира. Радикальный же пересмотр концепций неопозитивизма осуществляется в постпозитивизме, или «четвертом» позитивизме Поппер, Лакатос, Кун. Как «философы науки», они, в отличие от неопозитивистов не стремятся свести все научное содержание к элементарным «единицам» анализа, а рассматривают это содержание как целое и берут это целое не в статике как формальную структуру, а в динамике, что и объясняет их подчеркнутый интерес к истории науки Другая общая черта постпозитивистов - отказ от «кумулятивизма», или такого понимания роста и развития науки при котором исходят из последовательного и прогрессирующего накопления и «добавления» новых знаний где доминирующую роль играет преемственная связь выдвигаемых научных теорий, взамен предлагается исходить из диалога этих теорий и даже их соперничества а плавной эволюции научного знания противопоставляется идея его скачкообразного («революционного») развития И третья черта - фаллибилизм, или ненадежность подверженность ошибкам любого знания, его принципиальная гипотетичность исключающая возможность существования в науке одной «абсолютной», общезначимой теории В итоге утверждается плюрализм теорий их равноправие и в то же время их несоизмеримость, поскольку руководствуются разными методами и разнятся в своем содержании, но чем эти теории альтернативнее, тем, полагают постпозитивисты результативнее научный прогресс
|