Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вопрос 47.Общая философия: философское учение о движении, пространстве и времени. Движение и развитие и проблема классификации наук. Социальное время и социальное пространство.




Читайте также:
  1. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  2. II. Движение «4 мая» 1919 г.
  3. II. Клинико-психологические классификации.
  4. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  5. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  6. Quot;Буковинська" дискусія: учасники, проблематика, наслідки.
  7. V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
  8. VI. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности
  9. Агентская проблема в менеджменте.
  10. Агропромышленный комплекс и его развитие в рыночных условиях Значение АПК

Исходный - фундаментальное положение о неразрывности движения и материи. Движения «ничего» не существует, движется всегда что-либо, т. е. у движения всегда есть носитель–материя; соответственно и материя немыслима вне движения, оно–коренной способ бытия материи, помимо которого она существовать не может. Вопрос о внутреннем источнике и его объективном основании, уяснение которого поможет раскрыть формулу самодвижения материи. Таким внутреннем источником движения является внутренняя противоречивость, свойственная материи, всем ее видам и состояниям, а основанием – взаимодействие, или «процесс воздействия одних объектов на другие путем обмена материей и движением, что, естественно, предполагает структурную расчлененность материи. Показатель противоречивости движения–наличие в нем устойчивости и изменчивости. Существенную» конкретизацию и уточнение диалектика изменчивости и сохранения в движении и самодвижении получает в новейшей междисциплинарной отрасли знания – синергетике, изучающей процессы самоорганизации в открытых физических, химических и биологических системах через действие в них неустойчивости и устойчивости, дезорганизации и организации, беспорядка и порядка и помогающей раскрытию связей между неживой и живой природой. Противоречивость движения не сводится к раскрытию в нем тенденций к изменяемости и сохраняемости. Другой её аспект–единство в нем непрерывности и прерывности, связанное с тем, что всякое движение совершается во времени и в пространстве. Еще аспекты противоречивости движения – противоречие между простым и сложным, старым и новым, частью и целым и т. д.

На вопрос о соотношении движения и развития существует три точки зрения. Первая, в сущности, отождествляет эти понятия, вторая атрибутом материи объявляет не движение, а развитие, вследствие чего говорить следует о существовании не движущейся материи, а закономерно движущейся, т. е. развивающейся, понятие «движение» еще бедно, абстрактно по содержанию, ибо не раскрывает заключенных в нем существенных связей и отношений. Третья, будучи традиционной и преобладающей, напротив, считает развитие частным случаем движения, поскольку однонаправленность (существенный признак развития) присуща не всем проявлениям движения, а лишь некоторым из них, связанным с обязательной сменой качественных структур объектов; в силу же всеобщности, универсальности движения (охватывает и изменения, связанные с переходом к другому качеству, и те, что совершаются при сохранении прежнего качества) именно оно–атрибут материи, выражающий способ ее существования. Понятие «форма движения материи» сопоставимо с «видом материи», а в более широком смысле, когда из бесчисленного множества реальных форм движения выделяют основные,– со «структурным уровнем материи». Еще в 70-х годах XIX в. Ф. Энгельс выделил таких форм пять: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Эта классификация соответствовала состоянию знания того времени и вплоть до нашего времени служит принципиальной основой классификации наук о природе и обществе. Она строится на учете качественной специфики каждой из этих форм движения и их внутренней взаимосвязи. Специфика формы движения обусловливается специфическими закономерностями данного вида материи. Переход от низшей формы движения к высшей совершается скачкообразно, через рождение нового, более совершенного качества. Формы движения иерархичны, располагаясь по ступеням нарастающей сложности: физическое движение выражает закономерности, локализуемые, прежде всего, в ядрах и атомах, химическое–закономерности объектов, простирающихся от атомов до макромолекулярных образований, непосредственно подводящих к живому. Необходимо или случайно возникновение на Земле социальной формы движения материи и является ли она наивысшей формой? Представляется, что позиция выступающих в пользу необходимого их появления стала гораздо доказательнее благодаря естественно-научному обоснованию «антропного принципа»: для Земли, Вселенной, в которой мы живем, характерна «постоянная тонкой структуры», равная 1/137 и позволяющая микрообъектам образовывать все более и более сложные образования, вплоть до человека. В качестве объективных и всеобщих форм существования движущейся материи, внутренне ей присущих, выступают пространство и время человеку они непосредственно даны уже на чувственном уровне. Пространство, будучи обусловлено структурностью материн, выступает как коренное условие сосуществования и взаимного расположения материальных объектов; обусловленное изменяемостью материи, время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений, длительность происходящих в них процессов; вместе же взятые пространство и время позволяют глубже понять движение материн и, в свою очередь, их собственную зависимость от движущейся материи: во-первых, определенный порядок отграничения одного объекта от другого, во-вторых, их свойство занимать определенный объем, и в-третьих, иметь определенную конфигурацию. Кроме количественных, или метрических, у пространства имеются и свои качественные, или топологические характеристики – трехмерность пространства, характер отграничения одного объекта от другого, симметрия. Трехмерность реального (физического) пространства обусловлена материальной структурой мира, в котором мы живем, она–непременное условие существования всех устойчивых систем, состоящих из двух и более взаимосвязанных тел. Сущностные признаки времени–длительность и порядок смены явлений. Метрические характеристики времени – моменты, или интервалы, в которые происходят явления и события, длительности совершающихся процессов, их темп и ритм. Топологические – время одномерно, всегда течет в одном направлении и в линейной последовательности, от прошлого к будущему. Демокрит понимал под пространством бесконечную пустоту, в которой перемещаются и «слипаются» в тела атомы, а Декарт, сведя пространство к чистой протяженности, отождествил с нею материальную субстанцию в противовес непротяженной духовной субстанции. Отрыв пространства и времени от свойств движущейся материи в полной мере реализовался в субстанциальной концепции пространства и времени, разработанной Ньютоном и господствовавшей в XVII–XIX вв. Сущность концепции: признается существование абсолютных пространства и времени. Реляционную концепцию, еще в XVII в. выдвинул Лейбниц, но свою доказательную силу она обрела значительно позже, благодаря созданию неэвклидовых геометрий и теории относительности. В Новое время, стали говорить о бесконечной делимости пространства и времени лишь в потенциальном смысле (потенциальная бесконечность). За последние годы заострился ее аспект, связанный со стремлением учесть специфику пространственно-временных свойств каждого структурного уровня материи. Стали говорить не только о физическом, но и о химическом, биологическом, социальном пространстве и времени, обратились к идее «хронотропа» М. М. Бахтина как особого пространства – времени в искусстве, говорят о концептуальном пространстве и времени, выражающем абстрактно-математические структуры, об индивидуальном времени и т. д. Вышел, в частности, ряд работ, в которых собран интересный и во многом новый материал о «биологических часах», позволяющих организму жить как бы настоящим и будущим одновременно, о резком проявления левизны в организации живого (идея, высказанная еще В. И. Вернадским), о наполненности социальных пространств и времени особым человеческим смыслом. Одни авторы акцентируют момент локальности, говорят о качественном отличии друг от друга указанных видов пространства и времени, другие оттеняют роль всеобщего, полагая, что данная специфика недостаточна для выделения особых видов пространства и времени и что существенная зависимость пространства и времени наблюдается «только от базовых форм материи» (В. В. Орлов)–в наших условиях это физическая форма.







 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты