КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интервью, его особенности в современной журналистике.Интервью в журналистике — жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным в-сам. В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Интервьюируемых м. разделить на 3 категории: · гос. и политич. деятели, спец-ы и др. люди, к-ые обладают специфическими знаниями в какой-либо конкретной области; цель интервью – узнать что-то, в чем компетентен этот человек; · знаменитости. Цель - чтобы подробности их деят-ти и жизни стали достоянием масс. публики; · рядовые люди. Цель - выяснить ОМ по какому-либо событию, узнать подробности у очевидца. Интервью - 1 из самых распространённых жанров журналистского творчества. В каждом печатном СМИ, новостном выпуске ТВ и радио-программ обязательно есть интервью. Документальные фильмы также, к.п., строятся на серии интервью, а не только на закадровом тексте ведущего. Журналист в случае с интервью пытается исключить себя из созданной картины, т.е. максимально снизить свою роль в проц-е, предоставив свободу действий интервьюируемому. Классификация интервью по степени стандартизации 1. Строго стандартизованное. Заранее составляются в-осы, к-ых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. 2. Полустандартизованное. Заранее составляются в-сы. Но в ходе интервью журналист м. их перефразировать, менять местами, задавать доп. В-сы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, т.е. углубляться в область особых его интересов 3. Нестандартизованное, свободное. Не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка в-сов, ни строгого порядка следования тем. 4. Смешанный вид интервью. Интервью первого или второго вида перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста. Др. классификация: 1. Инф-ое - наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор мат-ла для новостей. Костяком явл. ключевые для журналиста в-сы: кто? что? где? когда? почему? зачем? 2. Оперативное - разновидность инф-ого, только в сжатом варианте 3. Блиц-опрос, или опрос на улице - сбор разных мнений по какому-либо конкретному в-су 4. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы 5. Интервью-портрет сфокусировано на одном герое, цель – раскрыть личность собеседника 6. Креативное интервью (беседа, диалог) - журналист не просто оказывается посредником в передаче и-и, но и выступает фактически на равных со своим собеседником в проц-е совместного творчества.
Подготовка к интервью - обязательный эл-т интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Заключается в след. связанных типах работы: 1. Общая подготовка - общая интеллектуальная подготовка журналиста, обще-профессиональная, в т.ч. из углубленное изучениекакой-то опред. области знаний и специализации журналиста. 2. Конкретная подготовка к интервью складывается из след. моментов: · определение цели интервью и хар-ра необходимых сведений · изучение предмета интервью и собеседника · предварительное обдумывание хода беседы, составление в-сов · договоренность о встречи, месте, времени интервью (обстановка дб психологически комфортной, надо предусмотреть возможное пристутсвие др. людей и т.п.) 3. Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности. При подготовке у журналиста начинает складываться мнение о ч-е, с к-ым ему предстоит беседовать. Все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Всякая предубежденность препятствует получению достоверной и-и. В-сы в интервью. Главное назначение в-сов – это реализация целей интервью. Важно, чтобы в-с был понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Необходимо учитывать ур-нь знаний собеседника. Нужно быть готовым перефразировать непонятный в-с, объяснить термин. Особ-ти постановки: · прекрасное общее знание предмета обсуждения · формулирование в-сов так, чтобы исключить возм-ть уклонения от ответа · первый в-с д. сразу втягивать партнера в беседу · предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них след. в-сов. Классификация в-сов: 1. по форме: открытые и закрытые. Открытый в-с называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению. В закрытом возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, к-ое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике применяются тогда, когда собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ. 2. по ф-ии: основные, зондирующие, дополнительные. При подготовке к интервью журналист должен прежде всего составлять основные в-сы, к-ые должны принести наиболее важные сведения. Но в реальной ситуации основной в-ос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с пом. зондирующих в-сов (предлагают интервьюируемому подробнее описать ситуацию – что произошло потом? и т.п.) и анализа поведения собеседника журналист сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд доп. вопросов с тем, чтобы получить сведения, на к-ые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и доп. в-сы не готовятся заранее. Стадии интервью: 1 стадия. Начальная - первые минуты непосредственного контакта. Имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений участников. Эл-ты стадии: · создание образа интервьюера. Образ журналиста складывается из след. компонентов: вн. вид, поведение, мимика, облик, выражение лица. · создание представления о целях и задачах интервью. Задача жур-та – определить их т.о., чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он д. представить себе мотивы, по к-рым ч-к соглашается участвовать в беседе, цели, к к-рым он стремится. Возможные мотивы: желание вызвать определенные действия (исправить, изменить, кого-то наказать), желание популярности, потребность в общении (высказаться), под влиянием норм (правил вежливости, гостеприимства, уважения к чужому труду). В завис-ти от того, как жур-т определит мотивы, руководящие собеседником, он д. строить вступительную часть и первые в-сы беседы. · создание представления о роли интервьюируемого. Жур-т должен сразу объяснить собеседнику, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в в-сах, к-ые предстоит обсудить. 2 стадия. Развертывание беседы и заключение. Отношения, сложившиеся в нач. беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения жур-ту важно научиться слушать собеседника. Порой нужно направить беседу – жур-ту не безразлично, какой он получит мат-л, а время ограниченно. Управление ходом беседы – сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта 3 стадия. Заключение беседы. Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом жур-т закладывает основу дальнейших встреч с этим чел-ом для самого себя и своих коллег. Причины «провального» ведения беседы. · Неуверенное ведение беседы, частые запинки, неправильная постановка голоса. · Поверхностные, скучные (тривиальные) в-сы. · Взрывная личность старается перетянуть «одеяло» на себя. Жур- м. терять нить беседы, а респондент постоянно сбиваться на личные воспоминания. · Если журналист не знает цели интервью, недостаточно хорошо к нему подготовился.
57. Структура, планирование и содержание газеты: основные подходы. Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты gazzetta, в XVI в. за прочтение ежедневного публичного листка с и-й (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, из др. городов) платили одну такую монету. Структура: постоянные и размерные элементы Структура любой газеты состоит из определенных постоянных эл-тов, к-ые переходят из номера в номер без принципиальных изменений: заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями, служебные детали (колонтитулы, выходные сведения). Для разделения текстовых материалов и иллюстраций используются различные разделительные средства: линейки, пробелы и т.д. Каждая газета характеризуется определенными, точно установленными размерными эл-тами — формат и объем газеты, кол-во и формат текстовых колонок на страницах номера. От формата газеты (размера газетной страницы) зависят как кол-во и объем публикуемых в номере текстовых и иллюстрационных мат-лов, так и их расположение и оформление. Формат во многом обусловливает особенности верстки, иллюстрирования, использования текстовых и титульных шрифтов, оформления заголовков. В основном формат газеты определяется размерами бумаги, на к-ой она печатается. Выбирая формат газеты, издатели стремятся обеспечить наибольшие удобства для их чтения и оптимальные возм-ти для верстки, размещения мат-лов, распределения разделов и рубрик газеты. На выбор формата влияют и полиграфические возможности, особенности производственной базы. Наконец, формат газеты во многом зависит от типа издания и его ца. Газетная полоса — запечатанная площадь страницы газеты. Полоса всегда меньше страницы газеты, в к-ую, кроме полосы, входят верхнее, нижнее и боковые поля. С форматом газеты связано число текстовых колонок на полосе. В советских газетах формата А2 было шесть колонок, в газетах формата А3 — пять. В наст. вр. проявляется тенденция к увеличению числа текстовых колонок. От формата, размеров полосы, кол-ва полос зависит объем газеты. Объем газеты может составлять от 2 до 100 и более полос. Структура и содержание газеты: рубрики Особое значение в газете имеют ее рубрики. Позволяют сформировать основу содержательно-тематич. модели издания. Рубрики облегчают разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. Поэтому для обеспечения проц-а планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать сист-у рубрик газеты. В эту систему входят рубрики двух видов: · тематические (определяющие тематику публикаций). В многополосных изданиях для орг-ции структуры номера часто используют такие постоянные полосные тематические рубрики, как «Политика», «Экономика», «Культура», «Спорт» и др., стоящие над соответствующей полосой. · служебные (облегчают систематизацию публикаций в газете по др. их хар-икам). Виды: (а) жанровые рубрики – «Интервью», «Репортаж», «Обозрение», «Факт и комментарий» и др. – определяют жанр публикаций. (б) временные рубрики – «Пульс недели», «Сегодня и вчера» и др. – обозначают время событий, о к-ых сообщают публикации. (в) региональная рубрика – «В нашем городе», «В России», «Заграница» и др. – ограничивает регион, о к-ом сообщает газета. (г) аудиторная рубрика – «Для вас, книголюбы», «Советы садоводам» и т.п. – нацелены на определенную группу читателей газеты. (д) могут подсказывать источник и-и: «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают», «Письма наших читателей». Газетные рубрики разделяются и на 2 др. группы: · мб использованы в любой газете: (а) тематические рубрики, обозначающие различные области жизни об-ва, где бы они ни жили: «Политика», «Экономика», «Культура», «Человек и общество», «Служба здоровья», «Разговор с интересным собеседником»). (б) служебные рубрики – жанровые, определяющие источник и-и или время событий. · монопольные рубрики встречаются только в данном издании. Напр., «Панорама Севера», «У кромки континента», «Ледокольная хроника» и др., связанные с местной жизнью и особенностями региона, где читают эту газету. От системы тематич. рубрик, ориентированных на интересы и инф-ые запросы читателей данного периодич. издания, во многом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этого имиджа не меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики. В каждом периодическом издании – своя система рубрик, нет и не дб общего шаблона для ее формирования. В редакции определяют состав системы рубрик и их кол-во в соответствии с типом и ур-нем газеты. Если вы не хотите сбивать читателей с толку и раздражать их, у вашей газеты дб структура, к-ой следует придерживаться в каждом номере: 1. Структура дб понятной – чтобы через несколько номеров постоянные читатели смогли запомнить ”карту” газеты. 2. Структура дб логичной. Располагайте блоки, сходные по содержанию (например все, что с связано с отдыхом), в одном месте. 3. Приблизительный объем рекламы, сопровождающей каждый блок дб определен сразу, ему надо придерживаться и дальне. 4. Не ограничиваться обычными разделами и рубриками, тогда создастся конкурентное преимущество. Планирование газеты Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в проц-е планир-я деят-ти редакции и номеров периодич. издания. Содержание плана формируется по 2 направлениям: тематическому (определяет тематику, хар-р, жанровые особ-ти будущих публикаций) и орг-ционному (орг-ционные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответ-ть отделов и журналистов за подготовку мат-лов). Планированием занимаются, прежде всего, руководители редакции – главред, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, к-ый становится док-том – основой работы всего коллектива. В роли субъекта планирования выступает также секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые спец. планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Временная хар-ика. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. План конкретизируется до опред. дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д. Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабатывают свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Все редакционные планы строятся на рубриках издания, особенно на постоянных и долговременных. Немалую роль играют спец. планы – тематических, целевых номеров и др. (напр., освещение выборных кампаний). С переходом к рыночной экономике в нашей стране в систему планир-я деят-ти газетной редакции вошел новый эл-т – бизнес-план. Он определяет все стороны орг-ции работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.
|