КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология телеаудитории. Методы исследования телеаудитории.Если «аудитория» как совокупность людей, воспринимающих совместно некоторое сообщение или зрелище, существует давно, то «масс. аудитория» - явление сравнительно недавнее. Масс. аудиторию характеризует гетерогенность, рассредоточенность и значительный размер. Аудитория стала массовой в полном смысле слова в кон. 19 - нач. 20 в., когда НТП принес принципиально новые возм-ти тиражирования печатной продукции и передачи и-и на расстояние большим группам людей. В середине 20 в. на передний план выдвинулось ТВ, собирающее и сейчас самую большую аудиторию. Состав и характеристика аудитории ТВ Телесмотрение неравномерно распределено в течение дня (прайм-тайм), года (имеет сезонный пик), приходящийся на декабрь-январь, и спад в летние месяцы. Типология ТВ-аудитории может разделяться по множеству признаков (социально-демографические, потребность, мотивы, интересы, информированность, языковое знание). Типология ТВ-аудитроии важна как для производителей телепродукции (с целью грамотного программирования), так и для рекламодателей. 4 типовые модели поведения зрителей перед экраном: a. «Традиционный»: зрители, предпочитающие смотреть ТВ внимательно, не переключаясь постоянно между каналами (39% от всех; этот тип практики характерен для зрителей старше 55 лет). b. «Мужской» тип: сочетают сосредоточенный просмотр и частое переключение каналов (12%; мужчины молодого и среднего возраста). c. «Женский»: непрерывное фоновое смотрение (26%; женщ-ы сред. возраста, особенно домохозяйки). d. «Молодежный»: сочетают фоновое смотрение с постоянным переключением каналов (20%; зрители молодого и среднего возраста). Можно разделить аудиторию на 5 групп (по Ольховникову): 1. Студенты. Молодые люди до 35, в основном мужчины. Развлекательное ТВ, спорт, ведут активную "светскую" жизнь. Горожане, школьники, студенты (MTV, СТС, ТНТ, Спорт); 2. Люди искусства. Также ориентированы на зрелища, но уже со склонностью к образовательным, культурно-просветительным программ. Преобладают женщины. Образование высшее. Горожане. (НТВ, Культура, 1 канал); 3. Консерваторы. Развлечения на 2-ом плане, в 1 очередь интерес вызывает публицистика, политика, криминальная хроника. Люди среднего и старшего возрастов, соотношение мужчин-женщин примерно одинаковое. Большая доля сельских жителей (НТВ, 1 канал, Россия, ТВЦ); 4. Политизированный тип. ТВ - не только сп-б получения и-и, но и познание окр. мира. Костяк аудитории инф-ых программ. Ориентация информационно-познавательная, высокий интеллектуальный ур-нь. Высокий процент пенсионеров и интеллигенции (Россия, НТВ). 5. Театралы. Ориентация на развлекательный жанр, но уже с четким уклоном на худ. фильмы и телеспектакли. Главное, чтобы масксимально было приближено к игровому жанру, к театру. Приоритетные темы: культура, искусство, лит-ра. Интересуются информационно-развлекательными программами. Высокий процент пенсионеров, женщин (НТВ, Культура, REN TV). По данным зарубежных исследований, потребители телеинформации - это в основном дети, домохозяйки и пенсионеры; молодежь чаще отдает предпочтение радио; серьезные бизнесмены черпают основную информацию из газет. На практике измерение аудитории осуществляется тем или иным методом опроса населения, т.е. обращения с вопросами к населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации (смотрел/не смотрел и т.д.), так и субъективной - мнений, оценок, предпочтений и др. Причины, влияющие на размер аудитории (мб как условием, так и барьером на пути канала): 1. чел-ая потребность в информированности, престиж знания для ч-а; 2. технич. возможности (прием сигнала), ур-нь дохода, объем свободного времени; 3. проф. интересы, пол, возраст, образование; 4. симпатии, убеждения, представления, идеалы и привычки. Массовый потребитель радио- и ТВ-и-и «расплачивается» своим временем, к-ое, в свою очередь, оплачивает рекламодатель. Особый интерес в исслед-ях аудитории представляет изучение факторов привлечения аудитории, ее хар-ик, влияющих на интенсивность потребления и-и. По периодичности медиаисследования (МИ), т.е. исследования по измерению аудитории, бывают: разовые (проводятся один раз и все); волновые (проводятся периодически "волнами", обычно с равными промежутками времени между волнами, периодичность - обычно не чаще раза в квартал); непрерывные (проводятся постоянно в течение длительного промежутка времени). По способу получения данных МИ бывают: · опросные (респондента опрашивают при помощи интервью, дневников, анкет. В любом случае в опросе так или иначе принимает участие интервьюер), · аппаратные (человек - интервьюер - полностью исключен из процесса опроса. Респондент взаимодействует с прибором, который и снимает данные о его поведении). Позволить себе наличие собственных исслед-их служб, реализующих научно обоснованные проекты и осуществляющих регулярные мониторинги, могут лишь мощные инф-ые холдинги или издательские дома. В отличие от прессы, телевещание - процесс достаточно непрерывный. Поэтому для его измерения лучше всего применять непрерывные исслед-я. Иногда проводятся разовые и волновые исследования аудитории ТВ, при этом измеряются только регулярные передачи или рубрики. Чаще всего для оценки аудитории телеканалов используются панельные исследования (дневники и пиплметры). Дневниковая панель. Всем участникам панели раздаются однотипные дневники. Они содержат программу передач (свою для каждого региона) и сетку из 15-минутных интервалов. Респондента просят отмечать те интервалы, во время к-ых он смотрел ТВ. Дневник обычно выдается на неделю. В конце дневники собираются и выдаются новые. Данные заносятся в комп., обрабатываются, генерируется отчет за неделю. Но при заполнении дневников люди нередко ошибаются, забывают что-то указать, ленятся и т.п. Аппаратное измерение (пиплметрия). В домохозяйствах-участниках устанавливаются приборы (пиплметр), позволяющий регистрировать просмотр ТВ каждым из членов семьи. Приборы устанавливаются на каждый ТВ в доме. Они круглосуточно фиксируют просмотр каналов. У прибора есть пульт дистанц. управления, на к-ом для каждого члена семьи выделена отдельная кнопка. Участники исслед-я нажимают свою кнопку каждый раз, когда входят и выходят из комнаты, где находится включенный ТВ. Т.о., прибор фиксирует, кто смотрел и какой канал был включен. Данные обычно поздно ночью автоматически сбрасываются в центр обработки. Этот сп-б более предпочтителен не только потому, что замеряет более точно (посекундно, а не в 15-минутный интервал), но и как более удобный, т.к. при использовании дневников перечень передач напечатан заранее, но телекомпании нередко меняют сетку. Электронные счетчики, безусловно, точнее дневниковых моделей, но и существенно дороже. Первый патент на электронный счетчик (еще для радио) был зарегистрирован в 1929 году в США. Сначала счетчики (ауди-метры) могли лишь фиксировать факт включения или выключения опред. канала. В середине 80-х гг. появились счетчики, способные со значительно большей точностью определять численность и качество аудитории. Метод измерения может соответствовать определенным традициям или особенностям стран, в которых измеряется аудитория. В Англии, напр., распространены очные интервью в виде опросов на след. день после выхода в эфир передачи (day after recall, люди ходят по квартирам с вопросом – что вы смотрели в чера вечером), в США — телефонные интервью. Еще один метод – анкетирование (похоже на интервью, но в-сов больше, и на них есть вар-ты ответов). Важно иметь в виду, что при переходе от одного метода исследования к др. могут меняться полученные данные — как в количественном, так и в качественном выражении. Напр., при переходе от дневникового метода сбора данных к электронному происходит существенное уменьшение среднего времени телесмотрения и общей численности телеаудитории. МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ: В исследованиях больших масс и групп людей, к к-ым относятся аудитории СМИ, требуется применение выборочных методов и процедур. Главный фактор при определении принципов отбора - генерализуемость, т.е. возможность переносить выводы, основанные на изучении частных мнений и фактов, на всю (генеральную) совокуп-ть объектов исслед-я. Выборочная совок-ть – часть объектов ген. совок-ти, отобранных с пом. спец. приемов для получения и-и обо всей совок-ти в целом. Процедура формирования выборки позволяет решить, каковы те немногие представители огромного мн-ва объектов, изучив к-ые мы получим выводы, применимые ко всей совок-ти. Виды выборки различаются как вероятностные (случайные) и целенаправленные. Основание для определения случайных - теория вероятности (при построении подобных моделей любой эл-т ген. совок-ти имеет равные шансы попасть в выборку). Целенаправленные модели - отбор единиц происходит в завис-ти от их хар-ик, к-ые определяются исследователем в соответствии с поставленными целями. Традиц. методы взаимодействия редакций и аудитории (переписка, опросы, встречи с читателями и т.п.) в совр. ус-виях используются относительно редко. А взаимодействие с населением все больше напоминает однонаправленное инф-ое давление со стороны СМИ, население уже почти не может влиять на этот процесс иначе, как путем отказа от покупки, просмотра или прослушивания. Избежать подобного отчуждения помогают социологич. исслед-я аудиторий СМИ.
|