КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественно-развлекательные жанры телевидения.В художественных жанрах реализуется оригинальный художнический взгляд на мир, авторское видение реальной действительности, активное вмешательство сценариста в ход событий и их освещение в соответствии с эстетическими принципами. Важно помнить, что работа художника, в том числе в художественных жанрах телевидения, это всегда ломка стереотипов, неприятие штампов, напряженный творческий поиск, но для этого важно понимать, как это устроено. Характерной особенностью художественно-публицистических (документально-художественных) жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. Не случайно, в художественно-публицистических жанрах тележурналистики практически всегда есть следы присутствия других жанров – корреспонденции, интервью, репортажа и др. Художественно-публицистические жанры телевидения: 1 жанр) Телеочерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик. Отличается выраженной персонификацией подачи материала (авторством). Наиболее распространенная разновидность очерка – портретный. Другая разновидность, также исходящая из литературной традиции – путевой очерк. Портретный очерк. При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк. Путевой очеркиспользует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. 2 жанр) Зарисовка— это жанр, уходящий от информационности к образности, хотя и не обладающий композиционной завершенностью, глубиной, логичностью, свойственными очерку.Идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки используются ассоциативно–тематически, т.е. транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя. 3 жанр) Эссе(от фр. essai — опыт, набросок) — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, так как специфика жанра не столько даже допускает, сколько требует прямого контакта с личностью, с автором; эссе в журналистике жанр глубоко персонифицированный. Однако надо сказать, что в телевидении на пути жанра стоит довольно существенное препятствие: телевизионные эссе могут привлечь внимание аудитории лишь тогда, когда их авторы — по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. 4 жанр) Сатирические жанры: фельетон и памфлет.Особое место в экраннойпублицистике занимает сатирический раздел программы. Своеобразие сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же – это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства». Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования. Обязательные элементы преувеличения обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров, преобладание ассоциативного монтажа. Специфична и текстовая часть экранного фельетона. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, одного конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике системы взглядов. Таким образом, памфлет обличает саму природу социального зла, против которого он направлен. 5 жанр) Документальный телефильм – фильм, созданный для телевидения, рассчитан на неоднократный показ в ряду других передач, но также с учетом всего контекста телевизионной программы, ситуации и условий ее восприятия. Формулируя своеобразие телефильма, заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.
|