КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конвергенция как существенная характеристика медиаинсдустрии.Конвергенция (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных проц-ов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения зап. философы и социологи в 1950-х гг. начали употреблять понятие конвергенции в общественно-политических науках. С 70-х гг. это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции инф-ых и ком-ционных технологических устройств – компьютеров, телефонов, ТВ. Но только в 1990-х годах быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл. Традиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям совр. медиа-системы отличаются особым динамизмом. Скорость, с которой Интернет завоевывает масс. аудиторию, для истории СМК и СМИ беспрецедентна. Радио завоевало аудиторию в 50 млн. человек за 38 лет; ТВ прошло этот же путь за 14 лет; Интернету понадобилось всего 4 года. Ближайшим к конвергенции СМИ понятием явл. слияние: 1) слияние технологий, к-ое позволяет разным технич. носителям (кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи) доставлять и-ю потребителю. В основе технологич. конвергенции медиа - проц. перевода содержания в цифровую форму. Технологич. конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих совр. ком-ции. 2) слияние прежде различных и разобщенных медиа. Радио в Интернете, энциклопедия на компакт-диске и т.п. Передача ф-ий одних СМИ другим радикально меняет прежние представления о каналах ком-кации и и-и. Сближение различных СМИ ведет к рождению новых интегрированных жанров. Так, продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment). 3) слияние рынков. Совр. индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телеком-ционным сектором, производством быт. техники, инф-ыми технологиями. В рез-те создается новый интегрированный рынок, на к-ом неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов. 4) слияние компетенций, или конвергенция профессионализма. Происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам проф. журналисткой деят-ти. «Пишущие» журналисты приобретают компетенции «снимающих» и т.д. по всему проф. полю. Под влиянием процессов дигитализации и конвергенции СМИ приобретают хар-ики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению инф-ых рес-сов. Уже сегодня сетевая пресса обладает хар-иками, немыслимыми для традиц. СМИ: оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами, различными видами обр. связи с аудиторией. Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея - в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, вещательного. Типы конвергентных редакций бывает, напр.: · Мультимедийной - ключевым явл. наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, к-ые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания. · Интегрированной - объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все инф-ые каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный инф-ый канал. Ответ-ть за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела. Сегодня в проц. СМИ происходит внедрение идеи "универсального журналиста", или "нового" журналиста. Основное его кач-во - умение быстро определять лучший формат подачи инф-ого продукта. Для того чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент опред. типа создается. Он должен уметь: · производить новостные материалы для онлайн ресурсов; · загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет; · снимать видео-репортажи; · делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет; · оперативно работать на компьютере; · ориентироваться в сети Интернет; · использовать всевозможные компьютерные программы; · вести всевозможные блоги и т.д. Т.о., сегодня сист-а СМИ представляет собой связность уже четырех компонентов: печать, радио, ТВ, интернет. Конвергенция в ней подразумевает соединение и объединение в одном СМИ различных способов донесения контента до потребителя, т.е. появление гиперизданий, включающих различные комбинации: газета + интернет, телевидение + газета + интернет и т.п. Интернет в этих связках - основной локомотив конвергентных проц-ов и одновременно плацдарм, на к-ом они разворачиваются. Цель «слияния» - чтобы один бренд работал по единым стандартам с единой позицией и чтобы удерживать аудиторию, а также доставлять ей контент всеми доступными путями.
116. Медиасистема современной России: периоды, модели, тенденции. Советская сист-а СМИ предполагала: 1. подчиненность СМИ центральному – партийному и гос. – идеологич. контролю; 2. центр. место прессы в сист-е идеологич. работы, т.к. значительная фрагментация аудитории прессы позволяла прицельно обслуживать различные слои и группы населения («читающая страна») ; 3. наличие централизованной (нерыночной) медиаэкономики, в к-ой роль коммерч. рекламы ничтожна, но издат. деят-ть, основанная на госпланировании, приносила гос-ву значительные прибыли. Отличие современной структуры российских СМИ от советской: 1. Появились новые предпочтения аудитории – преобразование нации в телевизионную (резко сократились затраты на печатные СМИ, число выписывавшихся изданий на семью упало до 1-2); 2. Изменилась структура печатного рынка: вертикально-иерархическая структура уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям на региональных (местных) рынках – регионализация; 3. Введение рекламы в каждодневную практику росс. медиасистемы. Модели (и периоды) СМИ в России 1. Основополагающая советская модель – инструментальная (авторитарно-инструментальная). СМИ - инструмент власти и проводят ее линию. Произошла эволюции модели в сторону гласности, к-ая трансформировала модель в интересах демократизации общества. 2. Модель «четвертой власти», печати в ус-виях свободы – свободной журналистики. Просуществовала до 1995-1996 гг., когда возникла новая политич. ситуация, связанная с выборами президента. 3. Корпоративно-авторитарная модель – с 1996 г., когда крупные корпорации стали действовать по принципам советской журналистики или инструментальной модели. Только теперь журналистика была в руках не партии, а богатых владельцев, мощных финанс. Группировок. 4. Модель сосуществования корпоративной и свободной журналистики. 5. Гос. журналистика – укрепление гос. СМИ. 6. Модель местных ср-в масс. и-и, на к-ых местная администрация пытается воздействовать достаточно активно. Т.о., развиваются 2 параллельные структуры: общероссийские гос. и местные СМИ. 7. Коммерческая модель – самая прибыльная модель журналистики России. Особ-ти медийной структуры совр. России. Новые структурные формы СМИ появились как следствие: · Политичко-экономических фаторов - демократич. перемены, пришедших в 1980-х, · Перемен во всей мировой сист-е и-и. Я. Засурский: «На глобальном ур-не журнал-ка находится в проц-е перехода к новому кач-ву, характеризующемуся: прогрессос инфо-ком-ционных технологий (ИКТ); глобализации; становления небольших медийных структур, напр. на удовлетворение инф-ых запросов узких целевых групп аудитории». · Национально-культурных факторов – возрождение культурных традиций; учет языка и менталитета; формир-е бизнес-культуры; усиление влияния этич. норм и правил деят-ти. Растет интеграция росс. медиа в глоб. медийный контекст: активно осваивается российскими СМИ Интернет; растет популярность новых каналов общения и получения и-и, связанных с мобильной телефонией. Также в системе СМИ совр. России проявляются и такие особ-ти: · сформированный рекламный рынок оказывает прямое влияние на деят-ть СМИ, а в целом – и на все состояние экономики СМИ, к-ая базируется на принципах свободного рынка – самоокупаемости, свободной конкуренции, прибыльности и рентабельности, самофинансирования; · традиционное для совр. рыночных медиасистем «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ характеризуется особым вниманием прессы к анализу событий и усилению внимания ТВ к инфотейнменту*; *Инфотейнмент – англ. infotainment: информация - information и развлечение - entertainment. Выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекат. передач или с оттенком развлекательности. Противники этой тенденции называют такие передачи иронически – «счастливые новости» (happy news) или trash TV.* · кач-во медиакратичности (власти СМИ) совр. об-в формирует новую сист-у ф-ий и ценностей проф. деят-ти журналиста, исходя из к-ой журналисты выступают в роли производителей (создателей) ОМ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общая хар-ика росс. медиадействительности. Территориальный фактор играет ведущую роль в определении особ-тей медиасистемы России. Являясь самой большой страной по территории в мире, Россия имеет более 90 региональных и местных географических медиарынков. Они не похожи друг на друга и разнообразны по формам и хар-ру деят-ти. Выживают те СМИ, к-ые направлена на конкретную ЦА, отражают тендеции локализации. Совр. медиасистема России мб представлена различными моделями, напр.: Медиаполитическая модель (И.Засурский) включает 4 уровня. 1. важнейший – формирующий федеральное общенациональное росс. инф-ое пространство. На этом ур-не расположены электронные всеросс. СМИ – центр. каналы ТВ, принимающиеся на территории всей страны, качественные московские издания («газеты влияния»: основная ф-ия – формировать инф-ую среду, поставляя всю необх. арг-цию по ключевым в-сам дня – КоммерсантЪ, Исзвестия, Росс. газета). Эти СМИ, к.п., контролируются политизированным капиталом, хотя многие из них имеют смешанные формы собственности. Это инструмент в политич. кампаниях. 2. печатные и электронные СМИ всеросс., межрегионального и регионального охвата - коммерческие издания, теле- и радиокомпании. Вся деловая периодика, коммерческие теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы (Эхо Москвы, Русское радио, Авторадио), но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. Этот ур-нь играет роль среды, к-ая может либо способствовать затуханию инф-ых кампаний (эффект «подушки»), либо выступать резонатором, умножая их эфф-ть. 3. региональные электронные и печатные СМИ – под контролем местных администраций или крупных региональных корпораций. Если регион в целом авторкратичен, то региональная инф-ая сист-а становится очень закрытой. 4. Интернет, к-ый представляет собой огромный набор ком-ционных каналов, к-ые также могут использоваться медиаполитической системой для разных целей. Функциональная модель представлена соотношением традиционных и инновационных каналов передачи и-и. Традиционные СМИ делятся на: печатные, ТВ и радиовещание. Инновационные СМИ представлены глобальной ком-ционной сетью – Интернет. Современный рынок СМИ России: рынок информации, рекламы и медийных услуг. Совр. сист-а СМИ России развивается в рыночных ус-виях. Сейчас на инф-ом рынке присутствуют разнообразные виды товаров, одним из наиболее востребованных, наряду с журналистской и-й, явл. рекламная и-я. Реклама сейчас ценный товар, за получение к-ого идет острая конкурентная борьба между различными СМИ. От конъюнктуры рекламного рынка зависит существование большинства СМИ. Кол-во рекламы на рынке определяется состоянием экономики страны, развитием ее отраслей в разных регионах. ИЗ БИЛЕТОВ ПРЕДЫДУЩЕГО КУРСА: Старая система в 1990е была разрушена. Старые существуют на принципах частной собственности. Этот период исторически по экспертам датируются оп разному, но общее – с начала 1990х по 2011 года – периоды определялись полит развитием страны: 1. Конце 1980-начало 1990 перестройка. Старые партийные медиа уже выполняли новые цкнции, перемены в полит структурах и взглядах. Старые медиа отражали реальность. В начале 1990 меняется радикально содержание и структура. Шаг год-два. Период борьбы при приходе ельцина на 2й срок – середина 1990х ->. 2. Закон о СМИ в 1991 г. Прогрессивный шаг – слова, что в России отсутствует цензура. Права и обязанности, свободы жуналиста, взаимодействие с органами власти и т.п. 3. 1994-1996 гг – период медиа стали своб площадкой для коммуникациии, потому что полит война обуславливалась войной компроматов. 4. Начало 2000 – стабилизауция полит системы, начлао долгоспорочных проектов. Медиа становится, ТВ становится гос структурой, траслирует гос политику. Является проводником единственным в настоящем масштабе проводником. Печать – завышены тиражи. Сейчас ТВ – федеральный канал инфо. Медиа ни на что не влияют. Три периода – старый совок, потом закон о сми, потом свобода и полит борьба, путин – некое развитие. В 2007 году в связи с экономикой – тиражи снижаются, что то закрывается и т.п.
|