Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Использование декоративных свойств воды в садах Возрождения (на примере садов вилл Ланте и Капрарола) (вопрос №2)




Читайте также:
  1. Bonpoс 19 Сплавы на основе алюминия и магния. Свойства и области применения.
  2. А) Австро-Угорщині з українського населення на добровільних засадах
  3. Абсолютное ггидростатическоеидростатическое давление и его свойства
  4. Абсолютное гидростатическое давление и его свойства
  5. Алгоритм и его свойства
  6. Альдегиды, гомологический ряд, строение, функциональная группа. Химические свойства альдегидов. Получение альдегидов в медицине.
  7. Аммиак (порядок использования, свойства, клиническая картина поражения людей и сельскохозяйственных животных, первая медицинская помощь, защита).
  8. Анализ внешней среды и ее влияние на разработку управленческого решения. Свойства внешней среды.
  9. Анализ использования чистой прибыли проводится с использованием метода вертикального и горизонтального анализа, для чего показатели группируются в таблицу, подобную таблице 20.
  10. Анализ общих свойств материалов при выборе их для ядерного реактора.

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего средневекового гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий.

В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая в то время обширные торговые связи со всеми известными тогда государствами. Именно здесь, с одной стороны, быстро начинает завоевывать позиции нарождающийся класс буржуазии. С другой стороны, здесь упрочиваются позиции католической церкви, сосредоточивающей в своих руках огромные материальные и интеллектуальные богатства. Развитие ландшафтной архитектуры получает новый мощный толчок. Представителями аристократии и духовенства вкладываются крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, возрождая традиции Древнего Рима. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов. Их неизменными помощниками были инженеры - «фонтанных дел мастера».

Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода занимает значительное место в формировании парковой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат, что очень важно для солнечной Италии. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства: текучесть, которую так охотно использовали итальянские мастера, создавая ручьи, водопады, фонтаны, каскады; мелодичное звучание, наслаждение которым дает положительный заряд эмоций, способность отражать любые предметы, менять цвет и форму.

Водных устройств в садах Италии, не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. Водные поверхности представляют собой открытые пространства парков, а парковая композиция – это сочетание открытых и закрытых пространств. Открытые водные пространства, пронизанные воздухом и солнцем Италии, контрастируют или с сомкнутым пологом свободно растущих платанов, или с полуоткрытыми пространствами боскетов. Они раскрываются перед посетителем либо постепенно, либо неожиданно в зависимости от планировки и композиции в целом. Здесь найдено правильное соотношение открытых и закрытых пространств, чередование солнечных участков, водной поверхности и древесных насаждений.



Признанным мастером искусства Италии XVI в. был знаменитый Джакомо Бароцци де Виньола. Его виллы Ланте и Капрарола считаются лучшими в наследии ландшафтной архитектуры эпохи Возрождения. Обе виллы имеют строго симметричные планы, вытянутые вдоль одной оси. Обе невелики по размеру, имеют длину около 200 м и спускаются террасами по пологим склонам. Здания, в обеих виллах, находятся в средней части композиции, но не являются ее яркой композиционной доминантой.



Вилла Капрарола. Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. Внутренним лейтмотивом сада является искусно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Вода виртуозно используется в соединении с фактурой зелени. Самая верхняя терраса за зданием казино – приватная зона – оформлена фонтаном и водоемами, которые питают фонтаны нижних террас. Уже здесь начинается игра света и тени – площадка окружена примыкающим вплотную лесным массивом, который тает тень и прохладу, и тихо отражается в шести прямоугольных водоемах. Ближе к казино – открытый участок, залитый солнцем, в лучах которого с веселым журчанием и блеском, бьют три фонтана. Фонтаны несложны по форме, центральный оформлен мозаикой в восточном стиле – дань влияния паркового искусства Древнего Востока на ландшафтное искусство эпохи итальянского Возрождения.

Терраса противоположной стороны здания казино прилегает к нижнему этажу. Это – Сад Кариатид – садовая терраса охвачена невысоким каменным парапетом, над которым возвышаются высокие каменные кариатиды, держащие на головах вазы-корзины с цветами и фруктами. Размеры (4 метра) их взяты изумительно, а великолепная работа придает каменным изваяниям вид живых существ, и кажется, что какая-то семья гигантов заворожена здесь злой феей и сторожит заросший сад. Балюстрада охватывает стриженые партеры с небольшими фонтанами «морских коней». Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов.



Середина балюстрады прервана спусками, идущими в обе стороны от скульптурной группы двух гигантов, лежащих около колоссального кубка «Fontana delle becchiere» или «Фонтана Кубка».

Кубок в течение веков зарос тиной, но фонтан все еще струится. Его вода стекает в круглый резервуар и оттуда по фигурному каменному желобу переливается в нижний бассейн. Желоб проложен по некрутому скату между декоративными стенами, заканчивающимися гротами на тяжелых, рустованных пилястрах. Этот каскад - основной элемент и один из наиболее «живых» водных устройств виллы, так называемая «водная цепь» – вода бежит по каналу центрального архитектурного пандуса, окруженного камнем, стилизованным под звенья цепи. Перед каскадом и беседками находится бассейн с высокой, но тонкой струей фонтана. Вода, сбежавшая по желобу из фонтана-кубка, вливается в этот бассейн через пасть какого-то морского чудовища, а из бассейна через уши, глаза и нос чудовищного тритона переливается на лужайку.

Рис. 2. Вилла Ланте:

1 - партер плоского сада; 2 - водный партер с фонтаном «Мавры»; 3 - здания виллы; 4 - круглый фонтан «Свечи»; 5 – водяной лоток (Мраморный стол); 6 - Фонтан речных богов; 7 – водоток «Омар»; 8 - зеленые стены, обрамляющие водоток; 9 – фонтан «Дельфины»; 10 – вольеры с фонтаном «Поток».

Вилла Ланте. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто – первого владельца виллы, дает монументальную вертикаль – это фонтан «Мавры». Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита. Следующий уровень занимают два здания казино, за которыми сад поднимается в гору по главной оси сада. За ними находится фонтан «Свечи», тонкие вертикальные струи которого напоминают свечки. На следующей террасе стоит большой Мраморный стол, посередине которого прорублен желоб с водой для охлаждения напитков и фруктов в жаркие летние дни. Аллегорические изображения двух старцев – атлетов (речных богов) Тибра и Нила с кубками изобилия в руках «восседают» в овальном бассейне в торце стола. Это оригинальный архитектурный шедевр – фонтан «Морских божеств». Далее следует фонтан «Омар» устроенный в виде желоба – гигантского омара, огражденного с обеих сторон живыми стенами. Завершается этот великолепный ансамбль на верхней террасе туфовой нишей – гротом, откуда и берет свое начало водоток, являющийся осью всей этой композиции. Путь водотока из грота к фонтану с бассейном, затем фонтан «Омар», далее фонтан «Морских божеств», потом водяной поток, питающий круглый фонтан, отсюда в водоемы у фасадов казино и завершается маршрут в фонтане плоского парадного партера. Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Каскад оплетают раковые хвосты – намек на имя кардинала («Гамбара» с итальянского переводится как «рак»). Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Несмотря на то, что исторический вход на территорию виллы Ланте находился в самой нижней ее части, осмотр усадьбы лучше всего начинать с верхней ее части. Согласно этой схеме можно оценить весь символизм виллы Ланте, которая спроектирована таким образом, чтобы обеспечить самостоятельное движение воды от "источника жизни" - фонтана «Поток» до "моря смерти" – водного партера. Так архитектор символически представил в вилле все четыре элемента природы. Фонтаны «Поток» и «Дельфины» олицетворяют собой «Воду», фонтан «Морских божеств» - «Землю», фонтан «Свечи» - «Огонь», а фонтан «Мавры» - «Воздух».

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты