Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Творчество Андрэ Ленотра и его значение для садово-паркового искусства (вопрос№9).




На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - Барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление.

Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Все эти условия направили развитие французского садового искусства по собственному, индивидуальному пути развития. Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами, а также невысокими стенами — палисадами. Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери.

Влияние итальянского садово-паркового искусства проявилось в стремлении к целостному планировочному решению - увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но все эти приемы реализуются по-своему. Характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во-ле-Виконт, где Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Там же впервые сложилась система, ставшая впоследствии отличительной чертой регулярного парка: перед замком находился партер – участок земли, поделенный центральной и боковыми аллеями на части. До Ленотра никто не устраивал зеленые и водные партеры. Зеленый партер представлял собой своеобразную лужайку прихотливых очертаний, с подстриженной травой, цветами различных сортов – все это в виде затейливого орнамента. Водные партеры – бассейны криволинейных форм. Чередование их плоскостей, симметричное расположение относительно центральной аллеи – характернейшая примета регулярного парка. Он был украшен скульптурами, расположенными в самых разных местах. Пленительный эффект, который создавала зеркальная поверхность воды, разнообразие красок партера вызывали восхищение у посетителей. Открытость, разомкнутость пространства радовала взор. Ведь еще недавно сады были огорожены крепостными стенами. Теперь ее заменила зеленая изгородь, обнесенная ажурной металлической решеткой.

Кроме парка Во-ле-Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль - резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.).

Вся композиция Версальского парка подчинена главному зданию— дворцу, построенному по проекту выдающихся зодчих того времени Лево и Мансара. Лучи основных аллей, расходящиеся от дворца «короля солнца» (так называли приближенные Людовика XIV), как бы подчеркивают идеологическую сущность его абсолютной монархии. Перед дворцом разбиты широкие партеры, в том числе и водные. Регулярные, геометрически правильные формы площадок, аллей, бассейнов и каналов подчеркиваются линейными посадками подстриженных деревьев и кустарников. В парке образуются далекие перспективы на окрестные леса и луга. Все приемы подчеркивают парадность и торжественность.

В Версале было создано множество великолепных парковых сооружений, органически включенных в пейзаж парка — беседок, мостиков, фонтанов, каскадов, скульптур. В проектировании и строительстве этих сооружений принимала участие целая плеяда выдающихся архитекторов (Лево и Мансар), скульпторов (Марси, Тюби, Лонг, Жирарден), художник Ле-Брен.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина:

• в основе решения лежит подчинение деталей целому;

• применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения);

• строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами;

• декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко);

• широко применяются растения в кадках;

• некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями.

И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве. А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах «лежали» газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.

Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком. Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно. Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф). И в России под влиянием французского ландшафтного искусства были созданы великолепные образцы садово-паркового искусства. Среди них видное место занимает Нижний парк в Петергофе с его уникальными фонтанами. И хотя основным автором Петергофского ансамбля считается А. Леблон, большой творческий вклад в создание этого замечательного произведения сделал Петр I своими замечаниями и пометками на чертежах. И Летний сад в Санкт-Петербурге, созданный в XVIII в. видными архитекторами того времени А. Леблоном, М. Земцовым и В. Растрелли.

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.

 

Композиционные приемы и планировочные элементы садово-паркового пространства Версаля (вопрос№7).

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром, и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Версаль – резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.) – считается вершиной творчества Андре Ленотра. Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Вся композиция Версальского парка подчинена главному зданию — дворцу. Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. Западный фасад дворца обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации. Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным. Важную роль играют поперечные оси парка. Это, прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев. Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточный бассейн Большого канала, - отделяет лесопарковую часть от боскетной. Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов. Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся. Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров). За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга - Менажерией. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала. В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций. Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу. Открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».

Декоративные водоемы по замыслу Ленотра (и исходя из равнинного рельефа) решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко). Знаменитые версальские фонтаны воплощают собой идею по прославлению Людовика XIV. Потрясающее скульптурное оформление фонтанов Версаля играет роль различных эпизодов аллегорического повествования. Бассейны основных фонтанов Версаля размещены на главной оси ансамбля, а прочие фонтаны изящно украшают отдельные боскеты.

Фонтан «Латона» представляет скульптурную композицию, раскрывающую древнегреческий миф. Согласно легенде, Латона со своими детьми Аполлоном и Дианой страдала от того, что крестьяне метали в нее комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из своего пруда. Зевс, в ответ на ее мольбу превратил крестьян в лягушек и ящериц. Центральная мраморная группа работы братьев Марси представляет Латону с детьми. Вокруг неё из воды выступают головы и спины лягушек и ящериц – как будто страшное превращение человека в пресмыкающееся происходит прямо на наших глазах, а внизу пирамиду окружают черепахи. Фонтан имеет четыре площадки, на которых вода бьет из пастей ящериц и лягушек. Водные струи достаточно мощные. Фонтан «Латона» был запланирован архитектором Ленотром и открыт в 1670 году.

Фонтан "Аполлона". Посреди огромного бассейна Версаля из-под воды выезжает колесница Аполлона, вырывающаяся из воды и летящая на встречу восходящему солнцу. Колесница запряжена четверкой вздыбленных коней, которую сопровождают дельфины и тритоны, трубящие в рог. Из пастей дельфинов и из-под копыт лошадей вырываются струи воды, а впереди бьет внушительный водяной столб-веер. Фонтан образует узловое место в парке и служит связующим элементом между садами, Малым парком и Большим каналом.

Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Андре Ленотр обожал воду, поэтому в парке был разработан целый комплекс из фонтанов со скульптурами, фонтанов-чаш и каскадов. Свой дворцово-парковый ансамбль он щедро украсил статуями, олицетворяющими четыре времени года. Стоит сказать, что в Версальском парке было использовано много новых приёмов в инженерии и гидротехническом строении. Сложно было обеспечить 1400 фонтанов водой одновременно, поэтому была построена специальная заборная система воды из Сены.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 1433767; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты