КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творчество Кента и его значение для садово-паркового искусства (вопрос №14).Наиболее известным представителем пейзажного направления в садоводстве стал Вильям (Уильям) Кент (1684 — 1748) — английский архитектор, дизайнер интерьеров, ландшафтный архитектор и живописец – основной мастер палладианского архитектурного стиля в Англии и пионер в создании регулярных английских парков. Его прославили перспектива, свет и тень. В его садах черпал свои идеи Ж-Ж Руссо и многие другие великие деятели. Основатель нового английского типа устройства и расположения садов, первоначально был живописцем, затем посвятил себя архитектуре и, помимо прочего, выстроил дворец герцогов Лестер в Голкгеме в Норфольке; отрешившись от угловых линий и симметрии, господствовавших во французском садовом стиле. Кент исходил из того основного положения, что увеселительный сад должен быть не чем иным, как красивым пейзажем, отличающимся возможно идеальным единством отдельных частей и художественностью форм, не идущих вразрез с природой. Свои идеи Кент применил к устройству парка в Чарльтонгоузе, порученного ему принцем Уэльским. Лучшим его произведением считается великолепный парк в Кларемонте (1725-1735). Созданная Кентом «Концепция планировки сада» построена на утверждении, что природе не свойственна прямая линия. Он, в частности, заменил симметричные водоёмы прудами неправильной формы. Прямые дорожки он заменил извилистыми тропами; на смену подстриженной живой изгороди пришли свободно расположенные группы растений. Ручьи и водопады были размещены таким образом, что представляли собой непрерывно движущуюся панораму. С середины 1720-х гг. Кент занимается планировкой парков. Его первой работой стал парк на вилле лорда Бёрлингтона в Чизике (1725—30). Об Уильяме Кенте говорили: «Магомет придумал рай, Кент создавал их во множестве». Наиболее совершенным произведением английского паркового искусства является парк в Стоу в Бакингемпшире. Над его созданием наряду с Кентом трудились садоводы Бриджмен и Ленслот Браун. Парк был разбит на пространстве в 200 гектаров. Укрытие садовой стены во рву давало возможность глазу присоединять к парку и открывающиеся окрестности. Художники-строители стремились изгнать мысль о каком-либо насильственном изменении природы и в то же время старались придать ей максимальную живописность. Парк украшали павильоны, построенные в разных стилях. Они были частью пейзажа; особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины. Подлинной жемчужиной парка в Стоу является созданный Кентом парк «Елисейские поля» с его великолепным Храмом английских знаменитостей. Нужно отметить, что в Стоу Кент использовал свой итальянский опыт в разработке имения в римском стиле в основном для палладинского моста. Часто говорили, что он не прочь иногда высадить мертвые деревья для создания необходимого настроения. Минусы Кента проявлялись в отсутствии технических навыков и садоводческих знаний, но его натуралистический стиль в дизайне все это компенсировал. Имения в Клэрмонте, Стоу и Роушам — это те места, где можно увидеть наиболее полное воплощение его усилий. Кент также работал на королеву Кэролайн в Ричмонде и особенно в Роушам Хаусе, создав серию аркадных садов с часовнями, каскадами, гротами, палладинскими мостами, экседрами и т.д. В 1735 г. Кент стал придворным мастером. В последующие четырнадцать лет он занимал должности королевского плотника, королевского архитектора, хранителя королевских картин, главного королевского живописца. Умер Кент 12 апреля 1748 г. в Лондоне.
Планировочные элементы и садовый быт в садах Романтизма (вопрос №21). Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Естественная природа, натуральность человеческих чувств и отношений были основой для работы и творчества великих умов и деятелей эпохи Просвещения, конца XVII - начала XIX века. Садово-парковое искусство Романтизма приобретает свои черты, во многом благодаря влиянию литературы того времени. Жак Делиль в поэме «Сады» лаконично и ярко отражает идеи Романтизма, подчеркивая их в традиционной поэтической манере: Движенье смысл и жизнь пейзажу придает. Пусть лес волнуется, качается, поет, Пусть волны в берег бью, пусть пробегают тени По пестрому ковру из полевых растений. Движение, созданное неожиданной сменой ландшафта; стирание границ, означающее динамическое восприятие; смена пейзажа, как смена настроения - понятия знакомые эпохе Романтизма. Как отмечают исследователи, в поэме часто встречаются глаголы, выражающие неопределенность, зыбкое движение, созвучные философским принципам Романтизма: «Это не рационалистическое движение по прямой, а произвольная импровизация, подвластная только настроению, чувству, прихоти ветра, или речной волны». Как точны формулировки, мастерски воспроизведенные в стихотворной форме; указания практических возможностей и принципов проектирования пейзажей в садово-парковом искусстве: Вот краски, полотно, вот кисть, соображай: Твоя Природа! сам рисуй и поправляй. Но не спеши садить: смотря и замечая, Учися украшать. Природе подражая. Здесь даны рекомендации: по изучению и преобразованию рельефа, по работе с материалами и водной стихией, о том, по каким критериям подходят для пейзажа архитектурные включения. Все перечисленные предметы одушевлены и свободны, прекрасны каждый в своей естественности и личностном характере: ... пусть гордый лес шумит Пускай струится луг, пускай тростник шумит Все, все бездушное в садах одушевите И даль предметами живыми населите. Пусть водопад ревет, пускай журчат ключи, Пусть вьются по траве игривые ручьи. Те, кто непосредственно занимался возведением садов, были людьми весьма усердными, изобретательными, и талантливыми в изобразительных искусствах, литературе, естествознании, философии. Самым известным создателем садов был Вильям Кент, положивший начало пейзажному стилю садово-паркового искусства. Его прославили перспектива, свет и тень. В этих садах черпал свои идеи Ж-Ж Руссо и многие другие великие деятели. Ко второй половине XVIII века появляются многие весьма талантливые теоретики и практики садово-паркового искусства, среди которых Х. Рептон добился наибольших успехов как ученый и садовник. Не оставляет равнодушным, разработанный им метод деликатного внедрения проекта в ландшафтную обстановку поместья или парка - рисование примеров на клапанах (называемых «слайдами»). На картоне изображается вид дома, вписанный в существующий ландшафт; проектируемые пейзажи выполняются на клапанах. Подставляя их к основной картинке, можно выбрать наиболее эффектные садовые композиции. Как известно заводчики садов, отдавая дань моде, воспроизводили на своих участках картины выдающихся художников. Однако, наиболее тщательные проектировщики преуспели в рисовании пейзажей сами. Причем рисунок носил изучающий проникновенный характер. Затем, переосмыслив пейзаж, мастера вносили дополнения, угодные природе и стилю. Архитектурные формы, сеть извилистых дорожек, группы деревьев, возникают на плане, будучи утвержденными мастером в перспективных эскизах. «Тут советоваться надо с самим натуральным расположением места и не делать то, что хотелось, а то, что самое расположение надоумит и к чему удобнее и способнее быть месту, да и назначать все сцены, сообразуясь не с планом, а с прошпективическими и ландшафтными рисунками, сделанные предварительно с воображением их в таком виде, какой должны они получить в своей отделке и по возрасту всех насаждений». Интерес к чужеземным растениям, также стал признаком романтического стиля. Известный русский ученый в области ландшафтного искусства Н.Н. Львов прославился тем, что выращивал экзотические плодовые растения, в непростых условиях петербургского климата, удивляя своих покупателей зимой и летом. Многие выдающиеся садоводы – авторы книг оставили после себя массу сведений, приемов, методов, блестящих выдумок в отношении проектирования парков Романтизма. Все они, будучи истинными поклонниками Природы, воспевали в своих произведениях ее красоту, величие и могущество человеческого разума в пределах всего живого на Земле. Маленький поселок Алупка – самый южный уголок благодатного Крыма. Дух захватывает при виде с горы - необычайно выразительный рельеф побережья, припорошенный зеленью разных оттенков, где плавно, а где с силой врывается в бескрайнюю лазурь моря. Нечеловеческими усилиями, в муках, здесь суждено было родиться жемчужине русской архитектуры XIX века – Воронцовскому дворцу. 1883 – год окончания строительства. К этому времени хозяин поместья, военный и политический деятель Воронцов объехал полмира, а в своем саду он хотел путешествовать, уже не по странам, а по эрам. С самого начала обхода парка, зритель по тропинке, казалось ничего не предвещающей, попадает в палеозойскую Эру. Нагромождение камня, петляющая тропинка в дебрях густого леса. Огромные валуны, хорошо уложенные, омывает искусственный ручеёк, вдоль русла которого, слегка присмиревший посетитель переходит в Каменный век. Здесь пейзаж менее тревожен. Открытые пространства, соразмерные человеческому росту пышные растения, камень вовсе не угрожает скатиться, а спокойно лежит. Следуя по тропинке далее, путешественник попадает в благодатную среду, подготовленную природой к моменту появления homo sapiense, современного человека. Под дыханием ветра, наполненного терпким смолистым запахом крымских сосен, человек спокоен в объятиях матери-природы. Здесь он любуется: «диковинными деревьями, свезенными со всего света и умело расположенными на искусственных холмах, лужайках, сделанных из навезенной мужиками на поводах земли из плодородной части России». На этом месте, прямо из-под земли поднимаются необъятные тела деревьев: «Мексиканская сосна, больше похожая на фантазию ребенка, так велик ее ствол и проста крона. Рядом растущий атласский кедр развел десятиметровые ветви в дымчато-зеленой опушке и тянется к секвойе, прозванной, мамонтовым деревом. В нанизанных слоях ливанский кедр... лапы вечнозеленых великанов легонько соприкасаются иглами». На протяжении всего рассказа зритель в парке находится в постоянном движении. Путешествие, неожиданная смена пейзажей, движение, сопровождаемое широкой гаммой чувств, является основным принципом в парковом искусстве Романтизма. Ручейки, камни, расположение растений и их виды, многие другие элементы сада приобретают смысл и настраивают на философские размышления. «В пейзажных садах важно движение, вероятность движения, «надежда» на движение; ибо движение - это свобода». Гуляя по саду, в его бесконечных переменах важно не упустить ничего нового. В садах Романтизма должны все время появляться «новости». Как объясняет Гришфельд: «Новость производит в душе живейшее движение, и точно вещее, нежели красота и величина». Гришфельд рекомендует не только новость, но и неожиданность. Ошеломляющей неожиданностью данного сада становятся растущие, на «солевых почвах Крымского побережья», очень редкие породы деревьев. Это истинное богатство сада. Романтический садовод должен создавать в саду впечатление различных стран, создать для гуляющего иллюзию путешествия по разным странам, особенно экзотическим». Только ни что здесь не должно быть нарочитым и искусственным. Говоря словами герцога д' Аркура: «Искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство». В этом отношении преуспели мастера-создатели водопадов воронцовского сада – заповедника. Графиня Елизавета Воронцова особенно любила вид струящейся воды. В ее честь, по заказу графа, была создана целая система искусственных водопадов. Наслаждаясь видом и свежестью водяных струй, зрителю и в голову не могла прийти мысль о рукотворном происхождении сиих водопадов, всех - от больших, до самых крошечных. Стремительный водный поток в пейзаже парка Романтизма, трактуется как символ быстротечности времени. Даже статичная озерная гладь, оживала благодаря нанизанным семантическим смыслам и динамическим дополнениям в виде птиц, лодок и т.п. Вернемся в парк. Созерцая каскад воды, зритель предается мечтам, воспоминаниям, как подобает настоящему романтику: «воспоминание становилось прекрасным само по себе, не зависимо от того о чем оно говорило». Как, вдруг, замечает в скале пещеру. Эта пещера при спуске образует грот. На огромной отесанной глыбе выгравировано: «CHESLIK». Чеслик - маленький пес, был не только премилым любимцем графини, но и единственным ее другом, преданным и любящим существом. С ним, заточенная в «золотую клетку», бесподобно красивая Елизавета Воронцова, спокойно могла поделиться мыслями и чувствами. Чеслика умертвили по приказу строгого супруга, непривыкшего бросать слова на ветер и сносить обиды (будь это даже улыбка жены незнакомцу). В память о собаке был устроен грот. Кажется, здесь до сих пор живут светлые и грустные воспоминания графини о Чеслике. Мемориальная символика парка, вводимая через элементы: мавзолеи, гробы, урны, опрокинутые факела; связана с темой жизни и смерти, распространенной в различных культурных областях эпохи Романтизма. Садоводы, буквально создают в посетителе сада эмоциональные состояния. Для этого они применяют цветовые и структурные сочетания растительности, сам характер садовой композиции, вводят знаковые элементы и надписи. Последние трактуются как зашифрованные сообщения усопших, понимание тайного смысла которых, дано только просвещенным потомкам. И вдруг, пустынный храм в дичи передо мной; Засохшая тропа; кругом кусты седые; Между багряных лип чернеет дуб густой И дремлют ели гробовые. Действительно скорбное мистическое сочетание черного на красном с включением темно-зеленых, колючих, фатально геометрических елей. Холодок пробирает по коже от такой неизбежности. Одним из характерных переходным состоянием от грусти к счастью и, наоборот, в искусстве Романтизма, является меланхолия. Переходная полоса душевных состояний, приобретает огромную популярность в культуре XVIII - XIX веков, выражается в смене времен года, пограничных состояниях времени суток и т.д. Тема свободы затрагивает каждый из элементов садово-паркового искусства Романтизма. Свобода - это отсутствие ограничений! «Пейзажный парк начинает протест против всяких ограничений свободы, против искусственных преград между человеком и природой, между садом и дикой местностью». Сад должен открывать виды на окружающую местность. Таким образом, дом и парк сливаются с Природой в единый живой организм. Она становится целостной, как и надлежит быть. Так как любоваться красотой предмета можно только в целостном его пребывании. Ни что не сдерживает глаз и ум созерцающего, из окна столовой Воронцовского дворца, вида горы Ай-Петри. Включение в раму окна этого пейзажа было сделано настолько умело, что до сих пор, ни в одном окне других зданий в Алупке не попадает этот вид, напоминающий по своим характеристикам картины Клода Лоррена и Никола Пуссена. Все в этом саду сделано с большим воображением, искусством, мастерством. Знаки и сооружения в парке наполнены романтически меланхоличными мотивами настроений, но не всегда грустными. Символом радости, надежды покоя и счастья представлена, незабываемая по красоте, скульптура девочки. Она неожиданно встречается в конце осмотра сада, по возвращению к дворцу. Трепетное дитя стоит в ночной сорочке, спросонок, немного капризничает. Как здесь оказалось такое чудо? Хочется взять ее на руки, нежно прижимая к себе, подойти к балюстраде Львиной террасы, чтобы вновь полюбоваться вечно молодым бескрайним морем. В заключении можно сделать вывод – Романтизм – это достаточно свободный стиль в ландшафте, нет строгих рамок, можно практически все. Главное – создание романтической атмосферы, умиротворения, гармонии, причем во многом это та романтика, которая соответствует в наибольшей степени индивидуальным представлениям и ощущениям хозяев участка. Строгих канонов нет, есть лишь ориентиры. Это либо воспоминания о «старых добрых временах», либо мечты, представления о прекрасном. Этот стиль является сочетанием и пейзажных, и регулярных геометрических форм, здесь есть и симметрия, и ассиметрия. Много газонов, мощений, клумб, укромных уголков, беседок, скульптур, фонтанчиков. Длинные ходы, осаженные высокими и тенистыми деревьями с густым между ними кустарником, умножающим «священную темноту», ходы, похожие на покрытые сводами проходы в древних монастырях и готических церквах, весьма приличны в таком саду, потому, что они возбуждают душу к «важным и глубоким размышлениям». Совпадение в мироощущении, настроении, движении природы и души – вот, что главное в Романтическом саду. Романтизм – это свобода итальянского Возрождения, королевская торжественность Барокко и философская глубина панорам «английских парков».
24. Устройство и использование «зелёных театров» в садово-парковом искусстве (на примере парка в Кусково)(вопрос №23).
Амфитеатр (от греч. amphi – окружение, полностью – amphitheatron) – в древней Греции и Риме возводились на склоне и имели, как правило, округлую или полукруглую форму со ступенчатыми местами для зрителей, окружали арену для представлений. В эпоху Возрождения создавались сады-амфитеатры на открытых площадках для театральных представлений. Такой амфитеатр работы Джулио Париджи был сооружен в парке Боболи перед дворцом Питти во Флоренции. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с нишами. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В парках Барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу. В эпоху Классицизма в регулярных парках в виде небольших амфитеатров устраивались места для зрителей в так называемых «зеленых театрах». «Зеленый театр» — сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе, устраивается в парках и садах с использованием естественного рельефа местности. В качестве стен применяются ограждение из живой изгороди или вьющиеся растения на специальных опорах или каркасах. В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В пейзажных парках XVIII- XIX веков амфитеатрами назывались специфические садовые затеи, в которых использовались мотивы античных зрелищных сооружений. Так в Павловске Бренна расположил Амфитеатр по обе стороны реки Славянки. На правом берегу - Каменный амфитеатр в виде миниатюрного греческого театра, а напротив, на левом берегу, был сделан Земляной амфитеатр, представлявший собой ряд земляных террас и лестниц с зелеными кулисами, предназначенный для устройства разнообразных представлений, развертывавшихся перед публикой, находившейся на Каменном амфитеатре. Усадьба графов Шереметевых в Кускове создавалась в 48—70-х гг. XVIII в. рядом выдающихся мастеров того времени: Ю. Кологривовым, Ф. Аргуновым, К. Бланком, А. Мироновым, Г. Дикушиным и другими. На архитектуру и планировку усадьбы оказали влияние петербургские ансамбли Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума, выражавшие передовые идеи строительного искусства того времени. Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как «увеселительное» место, где все предназначено для «приятного препровождения времени»: и дворец, и парк, и парковые павильоны. Центральной частью ансамбля являлся Большой пруд с дворцом на его северном береге и регулярным французским парком вокруг дворца. За прудом регулярный парк переходил в Пейзажный, где размещались богатейшие зверинец и псарный двор. Несмотря на то, что пейзажный парк был создан позднее регулярного (1780-е гг.), он не дошел до наших дней, в то время как регулярный сохранил все основные планировочные элементы XVIII в. В то время Кусково слыло «Московским Версалем». Парк имел обычное для регулярных парков трехчастное деление. Центр его между зданиями дворца и оранжереи решался, как партер и был украшен цветниками, газонами, дорожками и многочисленной скульптурой. Две боковые части парка, решенные симметрично, представляли собой боскеты с аллеями, звездообразно расходящимися от центральных площадок, на которых размещались парковые павильоны. Здесь было около 50 разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена, мог внутри оказываться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъемные мосты, карусели и проч. Характерной особенностью регулярного парка Кусково было исключительное единство природы и архитектуры. Каждая постройка в парке (Голландский домик, Итальянский домик, «Грот», «Бельведер» и др.) является центром небольшого ансамбля, каждая дорожка в своей перспективе замыкается либо статуей, либо фасадом дворцового павильона, либо беседкой. Парковая архитектура акцентирует основные узловые точки парковой планировки, постройки сливаются с зеленью и гладью прудов, подчеркивая их красоту. Одной из достопримечательностей парка были его театры: Большой — в пейзажном парке, Воздушный — в регулярном и третий — в Турецком домике. Наиболее интересен был Зеленый, или Воздушный, театр, располагавшийся к северу от Итальянского домика. Воздушный театр в Кусково считается одним из первых в России. Его строительство началось в конце 1750-х годов. Театр был построен в 60-х годах XVIII в. Он был полностью создан из зелени: кулисы, артистические комнаты — из стриженых елей и кустарника, скамьи — из дерна, боскеты со шпалерой — из барбариса вокруг амфитеатра, и активно использовался для театральных представлений в 1763-1792 гг. Местность имела совершенно плоскую поверхность и была заболочена, поэтому для создания микрорельефа театра использовался насыпной грунт, взятый, очевидно, от выкопки обводного канала и прудов. Театр состоял из дернового амфитеатра, «Графской ложи», Оркестровой ямы, сцены с кулисами, арьерсценой, гримуборными и участка «низких куртин», своеобразного театрального фойе. «Амфитеатр» был выполнен в виде трехступенчатых дугообразных в плане горок (три яруса дерновых скамей), на которых располагались зрители. «Графская ложа», которая иногда именовалась «Царская ложа», была расположена в центре зрительного зала, непосредственно перед сценой и предназначалась для особо важных зрителей. Она имела серповидную форму и была, очевидно, выполнена в виде дернового дивана с высокой спинкой. «Оркестровая яма и рампа» - точные данные о том, как выглядел этот элемент сцены, отсутствуют. На плане 1782 года она изображена как выемка сцены из трех округлых частей, перед которой располагалась некая преграда, повторяющая контуры выемки. На плане 1823 года выемка оркестровой ямы имеет прямоугольную форму. Некоторые исследователи, в частности Н.Н.Либан («Воздушный театр в Кускове»), предполагали следующее: «Борт оркестровой ямы был одновременно и рампой стены. Глубина ямы не могла превышать 1,5 м. Со стороны амфитеатра она была замаскирована земляным откосом, который мог быть покрыт одерновкой или цветником, о последних данных не имеется». В настоящее время имеется некоторое понижение и сложная оплывшая форма в плане. «Сцена». На сцене были устроены кулисы из ели, способствующие лучшей акустике. По периметру сцены была шпалера из барбариса. Очевидно, она же окружала «гримуборные» на полукруглых площадках позади сцены. Сцену Воздушного театра окружали четыре куртины. В экспликации к плану 1763 года указывалось: «Около театра (сцены) четыре большие куртины, обсажены березовою шпалерою, в них по грядам клубника и малина». Проход между зрительным залом и сценой соединялся с поперечной аллеей Регулярного сада. Предположительно, что он имел твердое покрытие шириной около 4,2 м. Твердое покрытие было выполнено из известкового камня с кирпичным боем. Театр перестал существовать к концу XIX в., но сохранилась земляная основа, на которой можно проследить план всего сооружения. Существует проект реконструкции.
|