КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы построения садовых пространств Классицизма на примере дворцово-паркового ансамбля в Версале (вопрос №6).В XVII веке во Франции зарождается новый стиль — Классицизм. Так же как и современное ему барокко, он стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических и географических условиях. Классициизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма: строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм и мягкость цветов. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. Наиболее полное и всестороннее развитие тенденций Классицизма в ландшафтной архитектуре получили в самом грандиозном ансамбле – Версале. Дворцово-парковый ансамбль Версаля – это величайший памятник архитектуры XVII в., оказавший огромное влияние на градостроительную мысль последующих столетий. В художественном отношении Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV и искусством его архитекторов и садовников оказался, воплощен наяву. Версаль становится официальным центром государства и воплощением парадно-официальной архитектуры «великого царствования». Сердце Версаля – Большой дворец. Версальский дворец был не просто жилищем короля, но и символом Французского королевства. Придворный этикет, строгое соблюдение иерархии, импозантность, галантность – все должно было подчеркнуть пышное великолепие дворца. Главная «святыня» дворца – спальная короля располагалась на центральной планировочной оси восток-запад и обращена была окнами в сторону восходящего солнца. Дворец расположен на некотором возвышении, господствующем над окружающей местностью. От террасы, прилегающей к фасаду дворца, спускается широкая лестница, как бы создавая естественный переход от здания к парку. Парк, прорезанный центральной аллеей, спускается вниз ступенями и постепенно сливается с окружающей природой. Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии. Традиции оформления стен при помощи стенок из стриженного кустарника, создание кулис из зеленых боскетов, включение в композицию газонных площадок, водных бассейнов и скульптуры восходят к XVII в. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, что соединило единой магистралью дворец и парк. Идея подчиненности величию короля-солнца была положена Ленотром и в основу оформления им регулярного парка. Цветники и дорожки планировались симметрично, так, чтобы с определенных точек, отмеченных декоративными вазами и скульптурой, можно было наблюдать линейную перспективу. Ощущение бесконечной глубины пространства и исключительной грандиозности Версальского парка достигалось лучевыми аллеями, каналом, огромными водоемами, низкими партерными газонами и цветниками. Парк являлся важной частью ансамбля, неотделимой от дворца, расположенного по центральной оси симметрии. Линейному трезубцу дорог с востока вторила регулярная планировка парка с запада. Уходящая в западном направлении большая алея, вбирала в себя другие аллеи и переходила Большой канал, как бы для того, чтобы все леса и воды страны в установленном порядке могли явиться повелителю, как по трем дорогам стороны дворца являлись к нему сильные миры всего. Особенности регулярной планировки: симметрия, поднимающиеся и опускающиеся террасы, широкий горизонт, эспланады и боскеты, осевой канал, пропорции и масштаб ансамбля Версаль.
|