КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение школьников различным видам творческих работПлан 1. Виды творческих работ, используемые на уроках чтения 2. Умения, необходимые учащимся для выполнения различных видов творческих работ. 3. Обучение школьников различным видам творческих работ Литература 1. Абдуллина А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением./НШ – 1980 - №4 2. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения /НШ –1991 -№9 3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., СосновскаяО.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – с154-157 4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Просвещение, -1987. –С.123-124 5. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ/НШ – 1985 - №3 6. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /НШ – 1981 - №3 7. Прием драматизации на уроках чтения /НШ – 1985 -№12 1. Виды творческих работ, используемые на уроках чтения При изучении художественных произведений необходимо использовать разнообразные виды творческих работ, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи младших школьников. Цели проведения творческих работ: - способствуют развитию воображения, мышления, речи; - позволяют «оживить» прочитанное; - развивают эмоциональную сферу; - повышают активность учащихся; - помогают почувствовать, пережить, а значит лучше понять то, что описано в произведении; - делают уроки более интересными и результативными. В учебниках для чтения представлены разнообразные задания творческого характера. Эти задания должны использоваться учителем достаточно широко и в полной мере. В методике различают следующие виды творческих работ: 1. Работа с иллюстрациями книг. 2. Словесное рисование. 3. Графическое рисование (иллюстрирование). 4. Составление диафильма. 5. Воображаемая экранизация. 6. Драматизация. 7. Творческий пересказ: а) Пересказ с изменением лица рассказчика; б) Пересказ от лица одного из персонажей; в) Пересказ с творческими дополнениями; г) Составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему; д) Составление рассказа по картине или серии картин; е) Составление рассказа по личным наблюдениям; ж) Пересказ с изменением последовательности событий; з) Составление фантастических рассказов; и) Составление рассказа по опорным словам; к) Составление рассказа по фотографии. 8. Работа с различными произведениями устного народного творчества. Творческие работы учащихся предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается учителем как в рамках урока, так и вне урока. Для каждого вида творческой работы характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания в новую форму: иллюстрацию, рассказ-импровизацию, сценку и другие. 2. Умения, необходимые учащимся для выполнения различных видов творческих работ: - умение отбирать материал, необходимый для последующей творческой работы; - умение представить, то есть воссоздать в воображении прочитанное; - умение словесно оформить возникшее представление; - умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроения персонажа. Умение отбирать материал, необходимый для последующей творческой работы Детям должен быть хорошо знаком текст, они должны быстро ориентироваться в нем; выбирать эпизод для иллюстрирования и анализировать его; выбирать сценку для драматизации; распределять реплики. С этой целью используются приемы: выборочное чтение и выборочный пересказ. В 1 классе даются задания типа «Найдите и прочитайте (перескажите) отрывок из сказки «Лиса и Волк», к которому можно нарисовать картину». Затем следует тщательный разбор эпизода, в процессе которого выясняется интерьер, количество действующих лиц, их позы, подбираются краски для будущей картины. Во 2 классе работа усложняется: учащимся надо не только выбрать эпизод, но и проанализировать весь текст, буквально «по словечку» собирая материал для иллюстрации. В последующих классах дети работают над составлением фантастических рассказов, рассказа по фотографии, составление сериала и т. д. Такие задания способствуют более внимательному и вдумчивому прочтению текста, тщательному отбору каждого слова, каждой реплики, имеющей отношение к предложенным иллюстрациям. Выполнение творческой работы требует от учащихся умение воссоздать в воображении прочитанное. При выполнении заданий типа «Что ты представляешь себе, читая эти строки?» «Что бы ты нарисовал к этому стихотворению?» необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся, строго опираясь в создании своих картин на текст произведения, увидели и смогли передать то, чего непосредственно в нем нет, но что из него следует. Наряду с работой над формированием у детей умения представить прочитанное, проводится работа и над выработкой у них умения словесно оформить возникшие представления. Эти два умения теснейшим образом взаимосвязаны: расширяя представления детей, учитель одновременно учит их подбирать наиболее яркие слова для передачи возникшего представления, учит строить высказывание, связно его оформлять. Работа проводится в процессе беседы при коллективном иллюстрировании и драматизации. Для этого используются следующие вопросы: 1) Как вы себе представляете эту картину? 2) Каким вы себе представляете героя? 3) С помощью каких слов можно его описать? 4) Какие определения наиболее четко его характеризуют? 5) Каков характер персонажа? 6) Каково его настроение? 7) С каким чувством он относится к своему собеседнику, к предмету разговора? 8) Каким образом его характер и настроение отражаются в интонации? Умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроения персонажа является опорным при проведении всех видов драматизации. При работе над умением выразительно читать реплики героев уделяется большое внимание содержанию произведения, изучению характера отдельных персонажей, их взаимоотношений, отношений к предмету высказывания, эмоционального состояния в момент речи. Затем дается общая характеристика интонации, речи отдельных персонажей. Создается словесный портрет персонажа. Работа завершается тренировкой в чтении реплик. Каждое чтение оценивается учителем и учащимися. В заключении проводится конкурс на лучшее исполнение той или иной роли. Работа над каждой ролью еще более оживляется, если использовать маски или детали костюма: в данном случае задача «сыграть роль» становится более естественной и желаемой для учащихся. При четком следовании методике дети приобретут необходимые умения, что будет способствовать наиболее глубокому, целенаправленному использованию творческих работ на уроках чтения, а соответственно и более полному развитию их положительных качеств. 3. Обучение школьников различным видам творческих работ 3.1. Работа с иллюстрациями книг. Чтение художественных произведений требует от читателя выявления идеи и умения видеть за словами те образы и картины, которые рисует писатель. В начальной школе чаще всего проводится сопоставлениеиллюстрации и текста, работа над портретом героя. Для работы над портретом героя на уроке уместны вопросы: 1. Какие черты характера героя отразились в портрете? 2. Почему вы так решили? 3. Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? 4. Как вы догадались? 5. Как передал художник черты характера персонажа? При анализе группового портрета задаются вопросы: 1. Как вы узнали, кто есть кто? 2. Как относится художник к персонажам своей картины? 3. Как вы это определили? Для сопоставления иллюстрации и текста предлагаются задания: 1. Подобрать рисунок к тексту. (Какой из рисунков может служить иллюстрацией к тексту? Почему?) 2. Найти подписи из текста к иллюстрациям. 3. Сравнить рисунок (картинку) и фрагмент текста или всего текста, например, небольшого произведения пейзажной лирики (если обнаруживается несоответствие, оно обязательно выявляются и устно вносятся коррективы). 4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению. При этом можно использовать следующие вопросы: Как изобразил художник? Почему? Прав ли он? А как изобразил этот момент другой художник? Одинаково ли по сравнению с предыдущим? Каково различие иллюстраций? Кто из художников более интересно представил героев (эпизод) произведения? Кто из них более точно следует тексту? Другой вариант сравнения иллюстраций: дети сами (графически) иллюстрируют текст, а затем их рисунки сравниваются между собой, либо чей-то рисунок сопоставляется с иллюстрацией в книге. 3.2. Словесное рисование. Методика чтения располагает многими средствами, позволяющими систематически обучать детей восприятию полноценных художественных образов. Особенно эффективны различные приемы рисования, производимого устно и на бумаге в связи с чтением пейзажных описаний. Словесное рисование - своеобразный и довольно сложный вид работы, требующий четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо хорошо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид действующих лиц, характерные особенности. К поэтическим текстамобычно делается словесное рисование пейзажных иллюстраций. Однако при работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применять осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, подробных до деталей: нельзя конкретизировать поэтические образы, заземляя их. При использовании приема словесного рисования пейзажных зарисовок учитель предлагает вопросы такого типа: Какие картины природы вам представились особенно ярко? Опишите их. Какой вы представляете себе эту картину? Какие слова помогают вам увидеть картину? Какой увидел поэт березу (речку, зимнюю дорогу)? С каким чувством он описывает ее? Какие слова помогают описать березу? 3.3. Графическое иллюстрирование Работу иллюстративного характера (графическое иллюстрирование) лучше начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа готовых, написанных художником. В начале работы по графическому иллюстрированию необходима зрительная опора, поэтому целесообразно использование так называемой динамичной, постепенно возникающей картины. При этом после описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная соответствующая картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений. На следующем этапе обучения графическому иллюстрированию используются такие приемы: 1) Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации, дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках и карандашах. 2) Дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению. На заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать рисунок к тексту. Цель графического иллюстрирования - приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса: 1)что будет нарисовано? (Содержание); 2)как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т.п.)? (Композиция); 3)какие краски используем для картины? (Цветовое решение.) План графического иллюстрирования: 1. Учитель обращает внимание на отрывок текста для иллюстрирования. 2. Учащиеся находят в тексте отдельные образные детали, устанавливают последовательность их расположения, под руководством учителя намечают план описания. 3. Повторно перечитывают описание картины (отрывок) и определяют, из каких деталей она состоит. 4. Учитель раздает каждому ученику листок бумаги и предлагает каждому нарисовать картину так, как он ее себе представил, а затем просит описать ее словами. (Время на рисование-4-5 минут.) В процессе рисования учитель советует ученикам обращаться к тексту для уточнения отдельных деталей, отбора необходимого цвета для рисунка. 5. После того как рисунки закончены, дети показывают их и поясняют то, что удалось им нарисовать. 6. В процессе анализа учитель обращает внимание на то, что не все можно изобразить на рисунке (звон ручейков, запахи и т. д.). 7. В процессе анализа дети вносят в свои рисунки недостающие детали в соответствии с данными описаниями. В конце дети могут обменяться рисунками и составить устно описание рисунка товарища. Предложение составить такое описание вызывает у детей большое желание говорить. Так рождается творческий пересказ прочитанного. Рассмотрим, как могло бы протекать графическое иллюстрирование на уроке по произведению Н.Носова «На горке». Учитель предлагает детям нарисовать словесную картину ко 2-й части рассказа - эпизоду «Только полез на горку - бух носом!»: - Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком.) - Как мы расположим эти предметы на картине? - На переднем плане - большая горка, она будет в центре картины. Справа - сарай, в него упирается отвесная часть горки. Слева - жилые дома, их будет два: один - пятиэтажный, на переднем плане, другой - 8-этажная башня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери - замок, а рядом - большой ящик с песком. На горке, на пологой части - Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно. - Как покажем, что он упал резко, со всего размаха? - Шапка-ушанка сдвинулась набекрень, одно ухо шапки - вдоль спины, другое - вдоль горки. Руки выброшены вперед, одна - в варежке, другая варежка лежит рядом с рукой: она слетела при падении. Шарф развевается на ветру. Ноги задраны вверх, они в ботинках, а к ним небрежно привязаны коньки (в тексте сказано нацепил коньки). - Какие краски используем для картины? - Горка - белая, с голубыми разводами, сарай раскрасим темно-серым, дома: один сделаем светло-розовым, другой - голубым. Дворницкая будет желтая, а дверь - коричневая. Рядом - серый, как бы металлический, ящик. Из него виднеется лежащий горкой светло-оранжевый песок. - А какие краски выберем для одежды Котьки? - На Котьке коричневая шапка-ушанка, красный свитер, а шарф и варежки белого цвета, штаны и ботинки раскрасим черным цветом, а коньки сделаем с голубым оттенком. - Какая же будет погода? - Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем «золотое» (желтое)солнце. Учитель раздает каждому ученику листок бумаги и предлагает каждому нарисовать картину так, как он ее себе представил. После того как рисунки закончены, дети показывают их и поясняют то, что удалось им нарисовать. В процессе анализа дети вносят в свои рисунки недостающие детали в соответствии с данными описаниями. Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. 3.4. Составление диафильма Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами. Составление диафильма - сложная творческая работа. Поэтому приступать к ней лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера, т.е. 1) подбор титров к готовому картинному плану; 2) рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам. Алгоритм работы по составлению диафильма: 1. Прочитайте текст, определите общий характер будущего диафильма. 2. Разделите текст на части (кадры). 3. Выделите в первой части главные предложения (для титров). 4. Представьте себе мысленно картинку к этой части текста. 5. Устно нарисуйте картинку к первому кадру. 6. Графически изобразить кадр. 7. На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру. 8. Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре. 9. Проделайте аналогичную работу с каждой частью текста. 3.5. Воображаемаяэкранизация Более сложным видом графического рисования по тексту является воображаемая экранизация. Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения. Экранизация – это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку. Последовательность работы по экранизации: 1. Подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком). 2. Деление текста на эпизоды, их озаглавливание. 3. Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками в динамике («Давайте представим себе, что действие происходит на экране. Что видим в этом кадре?») 4. Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются. 5. Нахождение характера музыкального сопровождения. («Какая музыка будет звучать в нашем фильме - медленная, быстрая, грустная, веселая?») Воображаемая экранизация проводится при чтении произведений повествовательно-описательного характера. 3.6. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся является драматизация. Драматизация – это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Драматизация проводится после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности. Драматизация – это итог работы над произведением. Не всякое произведение годится для драматизации. Инсценировать можно тексты, имеющие яркий, интересный сюжет с выраженным конфликтом, диалогом, запоминающимися характерами. Схема работы по драматизации. 1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать. 2. Анализ произведения (обстановка, образы героев и их поступки) 3. Постановка исполнительских задач (Что нужно передать, разыгрывая сценку?) 4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?») 5. Пробы. Анализ. 6. Подведение итогов. Внесение коррективов. 7. Заключительный показ. Анализ. Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы конкурсы чтецов, работа по созданию диафильмов, написание сценариев по произведению. Драматизация может стать интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива. Каждый сможет проявить себя и участвовать в общем деле: потребуются сценаристы, режиссеры, художники, актеры, декораторы, создатели костюмов, звукооператоры и т.д. Если дети увлекутся этой деятельностью, то она может стать начальной ступенью для организации и работы школьного театра. Различают несколько видов драматизации: 1) Анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных героев. 2) Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики. 3) Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию. 4) Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, позы, жестов, интонации, мимики героя. 5) Постановка «живых картин» к произведению. 6) Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики персонажей. 7) Драматические импровизации. 8) Развернутые драматические представления с декорациями, костюмами и пр. 9. Инсценирование. 10. Пантомима 11. Школьный театр Рассмотрим каждый вид драматизации подробнее. 1) Анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев нужно начинать с подготовительного этапа обучения грамоте. Анализ происходит в таком порядке: - восприятие иллюстративного материала; - выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?» «Какое у него выражение лица?») - истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?» «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?») Можно усложнить работу, предложив задание: «Попробуйте сделать так же, как на картине. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста. 2) Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики. Этапы работы: - восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать, проверка качества восприятия; - характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ); - анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; - демонстрация поведения героя (со словами); - анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника; - установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению. 3) Чтение по ролям с опорой на интонацию используется в 1 полугодии 1 класса. Значение данного вида драматизации заключается в том, что улучшается техника чтения, вырабатывается сознательность и выразительность чтения; учащиеся привыкают внимательно следить за чтением товарищей, учатся рецензировать их выступления. Для чтения по ролям берется целое произведение, а также отдельные эпизоды, состоящие из диалога. В организации чтения по ролям имеются некоторые недостатки, выражающиеся в отсутствии подготовительного этапа обдумывания характеров персонажей, интонации их речи, а также в неумении рецензировать чтение своих товарищей. С целью устранения данных недостатков чтение по ролям проводится после анализа произведения: ребята выясняют идейное содержание произведения, характеры персонажей, ведется разговор об интонациях их речи, только затем - чтение по ролям. На уроке учащиеся следят за чтением товарищей, учатся рецензировать их чтение, выступление. 4. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, интонации героев. В процессе анализа произведения заостряется внимание на портреты героев, на их речь. Этот прием интересен тем, что помогает представить героев, а это поможет найти правильную интонацию при чтении. Описания учащихся обязательно соотносятся с теми образами, которые возникли у детей в их сознании во время первичного чтения произведения. При этом описываются характерные черты характера героя, выясняется, как характер персонажа отражается в его речи. 5) Большой интерес вызывает у младших школьников постановка «живых картин» к произведению. Этот прием отличается от предыдущего 1) характером подготовительного этапа и 2) методикой проведения. Данный прием требует обращения к деталям костюма и четкого выяснения поз. Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку: - кто-то развел руками; - кто-то схватился за голову; -кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать; - кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т.п. 6) Следующий вид драматизации - составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики персонажей - представляет значительный интерес благодаря тому, что помогает с новых сторон взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены. Эта форма драматизации способствует не только развитию речи, но главное, более глубокому пониманию произведения. Подобная работа не требует сложных костюмов, громоздких декораций, утомительных репетиций. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановки, действующих лиц и т.д. Причем очень важно дать каждому ребенку высказать свою точку зрения, даже поспорить, потому что любой творческий процесс - процесс многосторонний, противоречивый. Данный прием способствует глубокому пониманию произведения, стимулирует творческие силы, развивает речь, детское воображение, фантазию детей. Урок начинается с постановки задачи. «Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами – сценаристы, режиссеры, художники, актеры». Затем выясняется значение этих слов и идет работа с текстом. Выделив из текста границы сцен, учащиеся работают над каждой сценой по плану: 1) Чтение текста вслух с уточнением диалогов. 2) Подробное устное описание декораций. 3) Подробное устное описание действующих лиц. 4) Коллективный подбор актеров. 5) Проигрывание сцены перед классом. 6) Важным этапом является продумывание декорации, обстановки действия. 7) Проведение драматизации во всех ее видах способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини произведений, сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта. Это так называемые драматические импровизации - живые непосредственные диалоги, разыгранные в лицах. Темы для импровизаций рождаются в процессе анализа художественных произведений. Тема коллективно обдумывается, выясняется обстановка действий, количество и характер действующих лиц, записывается диалог. После этого сценка проигрывается. Самый доступный вид импровизации - постановка сценок из жизни детей. Для импровизации можно использовать пословицы, данные в учебнике после изучения некоторых произведений. 8) Развернутые драматические представления - большой праздник в жизни детей. Проводятся обычно довольно редко (один раз в четверть), требуют большой коллективной подготовки (оформление декораций, подготовка костюмов, репетиций и т.д.). Такие уроки завершают изучение отдельных разделов программы. Развернутые драматические представления – это уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы. Правила, соблюдение которых повысит эффективность использования приема драматизации на уроках чтения: 1) учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель каждого используемого на уроке приема; 2) при использовании любой из форм драматизации важно соблюдать последовательность работы: - восприятие материала, который предстоит драматизировать; - анализ содержания и языка произведения в целях проведения драматизации (воссоздание обстановки действия; перечисление действующих лиц; описание их характера, внешности, особенности речи; определение мотива действия героя; разработка мизансцены - расположение героя); - определение исполнительских задач, которые обусловливаются идеей реализации авторского замысла; - выбор выразительных средств для осуществления намеченных задач; - подробное драматизирование наиболее существенных или трудных для исполнения моментов; - анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи литературного источника и общей выразительности; - заключительный показ; - подведение итога работы и оценка ее результатов. 3) для повышения качества драматического воплощения литературного источника целесообразно использовать иллюстративный материал; 4) распределение роли нужно проводить сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценирования; 5) необходимо выработать отношение детей к драматизации как к искусству переживания, а не изображения; 6) если драматизация осуществляется на прозаическом учебном материале, возможны некоторые отклонения от текста, не искажающие последовательности и общего смысла реплик. Это не распространяется на стихотворные формы; 7) реквизит нужно применять умеренно, осознавая цель использования любой детали декорации, костюма, грима; 8) важно, чтобы качество применения приема драматизации подверглось анализу и оценке со стороны учителя и детей; 9) в процессе драматизации педагог должен выступать не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности; 10) для достижения эффективности работы по использованию драматизации в процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное использование приема. 9. Передача событий в драматизированной форме называется инсценированием. Рассмотрим форму инсценирования в записи с ремарками. Двенадцать месяцев. С Маршак Действующие лица: (какими их себе представляете?) Падчерица- девочка 10-ти лет Королева Злая мачеха – женщина 50-ти лет, грубая, жестокая Слуга - молодой человек Место действия: деревня, дом. Ведущий: должен ввести в обстановку, показать, где происходят события. Слуга (громко читает указ) Тому, кто доставит во дворец полную корзину подснежников, я наполню эту корзину золотом! В конце инсценирования дается оценка: кто и как сыграл свою роль. Рекомендации по инсценированию 1) Умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроение персонажа. 2) Правильный подбор произведения, понимание его содержания. 3) Раскрытие в ходе анализа произведения характеров героев, их взаимоотношений, отношений к предмету высказывания, определение эмоционального состояния героев произведения в момент речи. 4) Определение интонации речи отдельных персонажей. 5) Проведение работы над словесным портретом героя (внешний вид, характер, речь, поступки). 6) Перед тренировкой в чтении реплик необходимо поставить задачу: передать особенности характера и настроение персонажа. 7) Использование масок и деталей костюма. 8) Оживит работу над ролью постановка исполнительских задач. При инсценировании используется прием словесного рисования. 10. Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения. Например, читая 2-ю часть рассказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетания выскочил во двор, а предлагает кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку. Строчки из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит - также удобны для интерпретации в движении. 11. Школьный театр. Если учитель отважится организовать с учениками школьный театр, он должен иметь в виду некоторые требования к работе с детским коллективом. В таком коллективе должны участвовать дети разного возраста. Исторический опыт показывает, что в разновозрастных группах более плодотворно идет формирование читателей и более продуктивно складываются товарищеские отношения между детьми. Первые постановочные работы театра не должны быть большими по объему, однако обязательно нужно добиваться их качества. Начинать можно с небольших сценок из знакомых сказок, но театральным репетициям должна предшествовать работа, направленная на тренировку зрительного, слухового, осязательного внимания. Например, можно выполнять с детьми такие упражнения: 1. Дети в течение нескольких секунд запоминают расположение предметов, разложенных на столе в произвольном порядке. Затем отворачиваются, а ведущий или меняет порядок расположения предметов, или убирает со стола 1-2 предмета. Играющие должны восстановить исходное положение. 2. В течение 1 минуты все участники игры молча слушают «тишину». Затем рассказывают друг другу, что они смогли услышать в тишине помещения. 3. На ощупь запоминаются детали одежды друг друга. Затем играющие с завязанными глазами, прикасаясь к одежде партнера, должны догадаться, кто перед ними находится. После проведения серии таких упражнений детям можно предложить разыграть этюды с разными заданиями. Например: 1) передаем друг другу мяч, представляя, что это ежик, цыпленок, змея, свернувшаяся клубком, горячая картошка и т.п.; 2) без предметов показываем, как собираемся в школу, моем чашку, пришиваем пуговицу; 3) в движении показываем, как ловим в комнате комара, как пьем горячий чай или как реагируем, если смотрим по ТВ интересную передачу, и вдруг пропадает звук; 4) воспроизводим по памяти свои физические ощущения: холодно, жарко, больно и т.п. Предлагая подобные упражнения детям, учитель должен научить их относиться к знакомым ситуациям как к чему-то, возникающему впервые, увидеть привычное «новым взглядом». Выбранная для представления сказка читается всем коллективом, затем выбирается эпизод, который будет поставлен. После этого пишется развернутый сценарий с подробным указанием внешнего вида героев, их движений, реплик и мизансцен. Участники постановки должны осознать, что расположение мебели, предметов, декораций, героев является элементом художественной выразительности будущего спектакля. В распределении ролей также должен участвовать весь театральный коллектив, причем сразу назначаются не только актеры, но и оформители сцены (художники), костюмеры, осветители, звукооператоры (те, кто будет отвечать за шумовое сопровождение представления) и т.д. Полезно выделить организационную группу, которая будет отвечать за проведение репетиций, а также держать связь со зрителями: оформлять афишу, приглашать на спектакль родителей, обеспечивать зрительские отклики в школьной печати или по школьной радиосети. Руководителю школьным театром нужно помнить: во-первых, все дети, пришедшие в коллектив, постепенно должны выступить на сцене, а также побывать в роли организатора спектакля; во-вторых, школьный театр должен стать делом всей школы, а не занятием только для группы избранных учащихся. 3.7. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями: -добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; - придумать, как могли разворачиваться события дальше; - изменить рассказчика: например, рассказ К.Паустовского «Подарок» можно пересказать от лица Вани Малявина; -изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Различают несколько типов творческого пересказа: а) пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале - повествование от первого лица, а в детском пересказе - от третьего) требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании. Часто приходится вместо «я» подставить имя героя; б) пересказ от лица одного из персонажей - требуется высокий творческий уровень работы. Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его характер, его точку зрения, взглянуть на событие его глазами. На более высоких ступенях обучения творческому пересказу школьники должны не только передать сцены с позиций одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. в) пересказ с творческими дополнениями - они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Дополнения могут быть самыми разнообразными: сообщения из личной жизни, предположения о дальнейших событиях, предугадывание судьбы героев. Дополнять прочитанный текст можно путем сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения - это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учеником. г) составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему; д) составление рассказа по картине или серии картин - является прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта. е) составление рассказа по личным наблюдениям используется в школьной практике, поскольку эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. После наблюдений за живой и неживой природой можно предложить детям рассказать историю из жизни животного, но так, чтобы стало понятно, как ребенок к нему относится. В этом ему помогут следующие вопросы: 1) О каком животном ты хочешь рассказать? Опиши его внешний вид. 2) Где ты его видел? 3) Как оно себя вело? 4) Злое это животное или доброе? 5) Как ты хочешь с ним дружить? ж) пересказ с изменением последовательности событий; з) составление фантастических рассказов и) составление рассказа по опорным словам; к) составление рассказа по фотографии. Более сложный вариант задания - сочинение по нескольким фотографиям, увязанным в общий сюжет. Это задание поможет учителю узнать о некоторых сторонах внутреннего мира ребенка, поскольку часто в своих рассказах они отражают свои проблемы, трудные жизненные ситуации. Некоторые дети так увлекаются, что пытаются писать рассказы для себя. 3.8. Дети с удовольствием работают с различными произведениями устного народного творчества (загадки, считалки, поговорки и т. д.). Можно детям предложить дополнить строчки считалки, составить пословицу из деформированных строчек, выбросить слово, которое нарушает рифму; сочинить загадку, сказку, считалку и т. д. Задание для самостоятельной работы 1. В чем отличие между работой по составлению диафильма и воображаемой экранизацией литературного произведения? 2. В чем отличие приема словесного рисования и составления диафильма? Тесты и задания к лекции №7 Обучение школьников различным видам творческих работ 1. Виды творческих работ: А) Составление картинного плана. Б) Работа с иллюстрациями книг. В). Словесное и графическое рисование. Г). Составление диафильма. Д). Воображаемая экранизация. Е). Драматизация. Ж). Творческий пересказ. 11. Умения, необходимые учащимся для выполнения различных видов творческих работ: А) умение пересказать, Б) умение отбирать материал, необходимый для последующей творческой работы; В) умение представить, то есть воссоздать в воображении прочитанное; Г) умение словесно оформить возникшее представление; Д) умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроения персонажа. 111. Поставь в нужном порядке Алгоритм графического иллюстрирования: А). Учитель обращает внимание на отрывок текста для иллюстрирования. Б). Учащиеся находят в тексте отдельные образные детали, устанавливают последовательность их расположения, под руководством учителя намечают план описания. В). Учитель раздает каждому ученику листок бумаги и предлагает каждому нарисовать картину так, как он ее себе представил, а затем просит описать ее словами Г). Повторно перечитывают описание картины и определяют, из каких деталей она состоит. Д). В процессе анализа учитель обращает внимание на то, что не все можно изобразить на рисунке (звон ручейков, запахи и т. д.). Е). В процессе анализа дети вносят в свои рисунки недостающие детали в соответствии с данными описаниями. Ж). Дети обмениваются рисунками и составляют устное описание рисунка товарища. З) . После того как рисунки закончены, дети показывают их и поясняют то, что удалось им нарисовать. 1У. Поставь в нужном порядке Алгоритм работы по составлению диафильма: А). Прочитайте текст, определите общий характер будущего диафильма. Б). Разделите текст на части (кадры). В). Выделите в первой части главные предложения (для титров). Г). Устно нарисуйте картинку к первому кадру Д). Представьте себе мысленно картинку к этой части текста. Е). На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру. Ж). Графически изобразить кадр. З). Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре. И). Проделайте аналогичную работу с каждой частью текста. У. Поставь в нужном порядке Последовательность работы по экранизации: А). Подбор части произведения для экранизации. Б). Инсценирование по ходу экранизации диалогов. В). Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками в динамике Г). Нахождение характера музыкального сопровождения Д). Деление текста на эпизоды, их озаглавливание. У1. Поставь в нужном порядке Схема работы по драматизации. А) Постановка исполнительских задач Б) Анализ произведения (обстановка, образы героев и их поступки) В) Восприятие материала, который предстоит драматизировать. Г) Выбор выразительных средств. Д) Пробы. Анализ. Е) Заключительный показ. Анализ. Ж) Подведение итогов. Внесение коррективов.
|