КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика работы над баснейПлан 1. Особенности басни 2. Особенности методики анализа басни 3. Структура урока изучения басни 4. Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Литература 1. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басни в 1-3 классе //НШ – 1980 - №6 – с.22 2. Григоренко В.А. Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» //НШ – 1986 - №12 –с. 67-69 3. Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.Крылова/НШ– 2003 – №10 –с.26 1. Особенности басни Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И.Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д.Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры. Басня - небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. По тематике и идейной направленности басни разнообразны. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера. В настоящее время в книги для чтения наряду с баснями И.А. Крылова, вошли басни Толстого Л.Н. и Ушинского К.Д. . Внимание к басне обусловлено рядом ее достоинств. 1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания. 2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка влияют на развитие речи и мышления учащихся. 3. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию – это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. 4. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения. 2. Особенности методики анализа басни В баснях действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного. В образах животных и вещей баснописец запечатлел типические черты труса, тунеядца, хищника, льстеца — носителей пороков, порожденных классовым обществом и бытующих иногда рядом с нами. Но привлекает детей басня, конечно, не своим скрытым смыслом, а в первую очередь живописностью образов и сцен. Поэтому работу над басней ведется как над реалистическим рассказом из жизни животных. Обычно персонажи басни сами характеризуют себя — поступками и речевой манерой, иногда эта характеристика дополняется вторым персонажем басни. Сам автор вмешивается в нее лишь одним-двумя словами (плутовка, волки жадны). Действие басни сжато, как пружина, драматично — она похожа на маленькую пьеску В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения. Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика. Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» И.Крылов осуждает несогласованность действий как причину неудач. Не случайно, героями басни являются птица, рыба и рак. Таким образом, понимание причины выбора автором действующих лиц имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни. Не менее значимым является и раскрытие деталей обстановки. На вопрос: «Почему Лебедь, Рак и Щука не могут сдвинуть воз?» - учащиеся отвечают словами басни: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», т.е. двигаются в разные стороны. Что причина именно в несогласованности движений, автор подчеркивает двумя обстоятельствами: 1) все трое очень стараются («из кожи лезут вон»), а во 2) поклажа не тяжела. Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Уже после первого прочтения таких басен, как «Чиж и Голубь» целесообразно поставить вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на этот вопрос ставит ученика перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т.е. приступить к анализу. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни. Не менее важно научить детей быть внимательными к авторской оценке. Например, в басне «Чиж и Голубь» И.А.Крылов свое отношение к бездушному Голубю выразил словами: «И дело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А Чижу он сочувствует, западню, которая захлопнула Чижа, он называет злодейкой. Отвечая на вопросы: «Почему автор по-разному относится к Чижу и к Голубю? За что был наказан Голубь?», учащиеся поймут главную мысль басни: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок». Для басни характерно наличие аллегории (иносказания) и морали (нравоучения). В отличие от сказки, при чтении которой аллегория не разбирается, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с детьми, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед детьми в полном объеме. Когда раскрывать аллегорию - до анализа конкретного содержания или после него? В методике существуют два взгляда на этот вопрос. Одни методисты (Е.А.Адамович, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова, Т.Г.Рамзаева, В.Г.Горецкий и др.) исходят из того факта, что в басне имеет место высокая степень обобщения и ребенок, который учится читать и тратит усилия на раскодирование и осмысление отдельных слов и фраз, не в состоянии сразу воспринять текст на таком уровне обобщения. Он должен сначала уяснить конкретное содержание, эмоционально пережить его и только затем осмыслить мораль басни. Другие методисты, в частности Л.В. Занков и его последователи, считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным, языком. Поэтому в программе развивающего обучения по системе Л.В.Занкова начинать анализ басни предлагается с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению ученых, можно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни. Эти художественные особенности надо использовать при чтении басни. Не касаясь пока ее аллегорического смысла, надо начинать работу с анализа образов главных персонажей и уяснения ситуации, в которой они находятся, осмыслить язык басни. В языке басен Крылова две особенности: архаичность (басни созданы 130—150 лет назад) и народность—насыщенность диалектными словами и выражениями, идиомами и меткими изречениями. Объясняя эту лексику, дети иногда пользуются сносками, данными внизу. Многое объясняет сам учитель путем синонимической замены: отколе ни возьмись — неожиданно явилась. Некоторые выражения объясняют сами дети, исходя из обстановки, описанной в басне, например: оглянуться не успела, за шкуру он свою дрожал, ты всем... насолил и т. д. Для усвоения детьми устойчивых выражений, обогащающих русскую речь, необходима самостоятельная работа по их выборке. Задание состоит в том, что детям нужно заменить словами басни данные учителем выражения: неожиданно настали холода (оглянуться не успела, как зима катит в глаза), жила без забот (был готов и стол и дом). Выписав басенные выражения, дети убеждаются в их меткости: «Лучше, чем Крылов сказал, нельзя сказать». Так идет усвоение детьми чисто русской фразеологии (была такова, не лучше ль на себя оборотиться и т. п.). Особенности языка басни используются и при составлении характеристики басенного персонажа. Наблюдения за грубой, полной угроз речью Волка (И. Крылов. «Волк и Журавль»), льстивой, с набором хвалебных слов речью героев басни «Кукушка и Петух» помогают ярче представить образ и дать оценку поведения персонажей басни. Автор сам обычно дает эту оценку, соединяя ее с нравоучением. Эта мораль басни уже раскрывает отчасти ее аллегорию. Например, слова И. А. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» уже подсказывают читателю, что речь в басне «Лебедь, Щука и Рак» идет о людях. Работа над басней ведется так же, как над рассказом, рассматриваются образы именно Волков, Лисиц и Медведей. В обобщающих беседах дается оценка легкомыслию Стрекозы, выясняется, за что осуждает Обезьяну Медведь, и т. п. и только после этого разбирается мораль басни. Здесь же и раскрывается ее аллегория с помощью вопроса: «Бывает ли так у людей?» или: «Что мы должны делать, когда в руки попадает неизвестная, новая вещь?» (И. Крылов. «Мартышка и Очки»). Большинство басен заучивается наизусть. Работа над басней требует не только чтения в лицах, но и драматизации. Во внеклассное время учащиеся охотно разыгрывают басни, как маленькие комедии. Можно также лепить фигурки зверей из пластилина, располагая их затем на макете. Часто учащиеся разыгрывают басню в теневом или кукольном театре. 3. Структура урока изучения басни Урок, на котором учащиеся изучают басню, имеет следующую структуру. 1. Подготовительная работа 1. Рассказ учителя об авторе басни. 2. Викторина по материалу прочитанных басен. 3. Беседа о повадках животных – действующих лицах басни. 11. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма. 111. Беседа эмоционально-оценочного плана. 1У. Анализ конкретного содержания басни. 1 Уточнение структуры и композиции басни (Чтение, составление плана). 2. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы). 3. Установление главной мысли конкретного содержания басни. У. Раскрытие аллегории. У1. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. У11. Аналогия из жизни. 4. Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» I. Повторение басни И. Крылова «Чиж и Голубь»: а) декламация; беседа по вопросам: «За что автор осуждает Голубя? Зачем Крылов написал эту басню? Какие слова мы записали в тетрадь? (Чужой беде не смейся Голубок.) Какими словами можно иначе высказать эту мысль? Как можно назвать произведение «Чиж и Голубь»? (Басня.) II. Подготовка к чтению. 1. Слова учителя: «Русский народ сложил много басен. В них даны советы, как нужно жить. Некоторые писатели складывали такие же басни, даже в стихах. (Короткое сообщение о дедушке Крылове с показом портрета.) Сегодня прочтем басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». По заглавию понятно, что в ней действуют тоже животные». 2. Беседа по картинкам, изображающим щуку, лебедя, рака; образ жизни каждого (коротко). III. Учитель читает наизусть басню или дает то же прослушать в чтении артиста А. Грибова (фонохрестоматия). Вопросы: «Как сказано, что поклажа на возу была нетяжела? Куда тянул воз Лебедь? Что делали его товарищи?» IV. Чтение басни учениками вслух. Вопросы для разбора по ходу чтения. К I части: «Как сказано, что они очень старались? Какими словами можно заменить выражение «А возу все нет ходу?» Ко II части: «Как сказано, что все тянут в разные стороны?» К III части: «Как понять... о воз и ныне там?» V. Словесное рисование. Вопросы: «Прочтите, где сказано о начале дела. Какую картину можно нарисовать? Прочтите, как тронулись в путь товарищи. Какую картину можно нарисовать? К какой строке в басне относится картинка в книге?» VI. Разбор басни: «Прочтите вторую строку снизу. Серьезно ли говорит Крылов, что мы не можем судить, кто виноват? Почему Крылов дает понять, будто бы не знает, почему воз не сдвинулся с места? (Чтобы читатели сами ответили.) А вы как думаете? Вот как об этом сказал И. Крылов. (Чтение начала басни, первые три строки.) Делает вывод: «Были ли настоящими товарищи Щука, Лебедь и Рак? Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад? Расскажите, как работают наши дежурные. Почему у нас быстро проходит уборка класса?» Рассказы о коллективной работе. Составление плана предстоящей коллективной работы (подготовка к празднику, уборка площадки и т- д.). VII. Подготовка к выразительному чтению по вопросам: «Зачем дедушка Крылов написал три первые строчки? Как же нужно читать этот совет старого писателя людям?» Учитель говорит: «Прочтите дальше четыре строчки. Эти строчки нужно читать, как будто рисуешь картинку. О чем говорится в четвертой строчке? Как можно показать голосом, что их усилия бесполезны? Из кожи лезут вон — сделать остановку, а возу все нет ходу — прочитать медленно, и досадой. Как в следующих строчках сделать заметнее, что они тянут в разные стороны? (Остановками после слов Лебедь, Рак, Щука; усилить голос на словах в облака, назад, в воду.). Какие самые важные слова в конце басни? В каких случаях мы тоже говорим «воз и ныне там?» VIII. Чтение басни учащимися с указанием на достоинства чтения каждого. Дома учащиеся заучивают басню наизусть для выразительного чтения. На этом уроке учащиеся получают понятие о специфических особенностях басни; животные в роли басенных персонажей; легкость оценки их недостатков; занимательное действие, которое так просто изобразить на картинке, и др. Дидактическая направленность басни раскрывается лишь на VI этапе урока, когда читается авторская мораль (начало басни), которую дети теперь воспринимают как свой вывод, потому что уже выяснили причину неудачи «товарищей». Понимание отношения автора к персонажам басни обеспечивает сознательную подготовку к выразительному чтению. При новых встречах с баснями учащиеся уже больше работают над их языком и над характеристиками персонажей. Таким образом, работа над басней включает следующие компоненты: 1) восприятие конкретного содержания, 2) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, 3) выяснение главной мысли конкретной части басни, 4) раскрытие аллегории, 5) анализ морали. Тесты и задания к лекции №11 «Методика работы над басней». 1. Поставь в нужной последовательности. Урок, на котором учащиеся изучают басню, имеет следующую структуру. А). Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма. Б). Подготовительная работа · Рассказ учителя об авторе басни. · Викторина по материалу прочитанных басен. · Беседа о повадках животных – действующих лицах басни. В). Беседа эмоционально-оценочного плана. Г). Раскрытие аллегории. Д). Анализ той части басни, в которой заключена мораль. Е). Анализ конкретного содержания басни. · Уточнение структуры и композиции басни (Чтение, составление плана). · Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы). · Установление главной мысли конкретного содержания басни. Ж). Аналогия из жизни. 11. Работа над басней включает следующие компоненты: А) выяснение темы произведения, Б) восприятие конкретного содержания, В) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, Д) выяснение главной мысли конкретной части басни, Е) раскрытие аллегории, Ж) анализ морали.
|