КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребности и мотивы. Иерархия потребностей А. Маслоу.
Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Неживое не испытывает потребности. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности; это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия. Мотивы – разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие, это те причины, которые заставляют человека действовать. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Его учение называется иерархической теорией потребностей. А.Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных: 1. Физиологические потребности – потребности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.), 2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на, улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок). 3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. 4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремления к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно к этому виду потребностей. 5. Духовные потребности - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова). Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других - вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления - это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными. Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего. Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности. Сила воздействия потребности, ее интенсивность кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребности, независимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие - в неодинаковой. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности. Где начинаются высшие потребности, там, собственно говоря, начинается личность. Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и поведение. Человек с подавленными потребностями неполноценен. Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их - значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь - бесчестью и т.п.
116. Процесс и механизм социализации: агенты, стадии, виды.
Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в индивида в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности; и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физикофизиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).
|