Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Десоциализация и ресоциализация




 

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека, которые впол­не могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенчес­кой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсион­ный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от преж­них привычек, окружения, дружеских контактов, изме­нением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, всту­пая в новый цикл, человеку приходится многому пере­обучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил по­ведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нор­мам, ролям и правилам поведения взамен старых называ­ется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолжен­ной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исклю­чая развод или смерть родителей, продолжение воспи­тания в интернате или в детском доме. Его социализа­ция проходит плавно и представляет собой накопле­ние новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрос­лую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциали­зация заходит столь глубоко, что превращается в разру­шение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и коло­нии, психиатрические больницы, а в некоторых случа­ях и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тоталь­ные институты», выделил такие признаки ресоциали­зации в экстремальных условиях:

· изоляция от внешнего мира (высокие стены, ре­шетка, спецпропуска и т. п.):

· постоянное общение с одними и теми же людь­ми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

· утрата прежней идентификации, которая про­исходит через ритуал переодевания (сбрасыва­ние гражданской одежды и облачение в спец­форму);

· переименование, замена старого имени на «но­мер» и получение статуса: солдат, заключен­ный, больной;

· замена старой обстановки на новую, обезличен­ную;

· отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

· утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориен­тируется, но нравственно деградирует.

Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подгото­вить его к выживанию в подобных условиях.

Детская социализация имеет совсем другие приз­наки:

· отсутствие изоляции от внешнего мира;

· общение с разными людьми;

· укрепление прежней идентификации;

· отсутствие всяких переименований и переоде­ваний;

· широкая свобода действий.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разру­шенными окажутся основы личности.

В тех случаях, когда человек называется, «над­ломился», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом.

Десоциализация может быть глубокой, но и пози­тивная ресоциализация может быть столь же глубо­кой. К примеру, русский, эмигрировавший в Амери­ку, попадает в совершенно новую, но не менее разно­стороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь пред­полагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

 

118. Социальный контроль: механизм, виды и роль в регулировании общественных отношений.

 

Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, входят и в социальный институт, и в социальный контроль.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

· охранительную функцию;

· стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы - суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм.

По мнению П. Бергера, человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг - новая система контроля.

Самый внешний и самый большой круг - это политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Перед ним все бессильны.

Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида, представляют общественная мораль, обычаи и нравы. За нравственностью индивида следят все - начиная с полиции нравов и кончая родителями, родственниками, друзьями. Первая отправляет за решетку, вторые и третьи используют неформальные санкции типа осуждения, а друзья, не простив предательства или подлости, могут расстаться с ним.

Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия и должность решают, что индивиду можно и что нельзя во внепроизводственной жизни: какие добровольные объединения примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он сможет позволить себе жить.

Общественная среда также представляет собой самостоятельную систему социального контроля. Она включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, которые охватывают широкий круг явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом.

Последний и ближайший к индивиду круг составляет группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т.е. круг семьи и личных друзей, который тоже образует систему контроля.

Самоконтроль называют так же внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. У человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Социальный контроль - самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан.

Внешний контроль - это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует учитывать ее функцию института социального контроля.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они - носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и других специальных должностных лиц.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

· жесткие ;

· мягкие ;

· прямые;

· косвенные.

1) средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля;

2) политические репрессии, рэкет, организованная преступность - к инструментам прямого жесткого контроля;

3) действие Конституции и Уголовного Кодекса - к инструментам прямого мягкого контроля;

4) экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты