КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиция текстов разных стилейЕсли в литературно-художественных произведениях композиция строится по закону сюжета, т.е. вольно (нередко вопреки естественной логике событий в реальности, привычным пространственно-временным связям), то в научных, научно-популярных, деловых, публицистических текстах и т. п. - по закону плана. Следовательно, в оценке композиционного развертывания содержания текстов отправной точкой для редактора должна стать, идея. Работа над композицией художественного текста может проводиться лишь в тесном контакте с автором, поскольку произвольное изменение, ломка формы художественного текста приводит к разрушению его содержания, искажению идеи. Композиция произведений нехудожественной литературы "отличается последовательностью изложения материала, логичностью взаимоотношений и пропорциональностью различных его частей". По традиции, берущей свое начало еще в античной риторике, композицию текста представляют как последовательность трех основных частей: зачина (введение), основной части и концовки (заключения). В значительных по объему текстах (монографиях, учебниках) они оформляются как отдельные рубрики (получают свой заголовок, который отражается в оглавлении; набираются с новой страницы; даются со спуском, т.е. заметным отступом от верхнего края полосы, позволяющий резко отделить одну часть текста от другого), в небольших текстах границы эти частей фиксируются лишь при помощи абзаца. Строгих рекомендаций, касающихся "правильного" соотношения этих трех композиционных элементов сегодня не существует, в старых учебниках по теории словесности "рамочным" компонентам - введению и заключению - отводилось от 1/8 до 1/10 всего объема произведения. Безусловно, одинаково недопустимы и затянутость, и чрезмерная лаконичность. Однако главным критерием оценки зачина и концовки следует считать именно функциональный. Они должны организовать восприятие информации, заключенной в основной части. Неслучайно заголовок, зачин и концовку называют рамочными компонентами: они обеспечивают целостность текста, что "предполагает его внешнюю определенность, завершенность, очерченность границ". Зачин "организует восприятие новой информации, закладывает тематические и прагматические ориентиры". 1) "предполагает введение в тему и содержание текста… постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения". 2) реализует прагматическую функцию: помогает автору завладеть вниманием читателя, вызвать интерес к содержанию текста, установить психологический контакт с аудиторией, настроить на определенную тональность речи, чему способствуют яркие образы, парадоксальные суждения, проблемные вопросы, обращения к адресату, апелляция к его опыту. Повествовательный зачин вводит в тему текста постепенно, с последовательным перечислением аспектов базовой новости, с указанием того, кто, когда, как, где сделал. Ускорено-повествовательный зачин (далее УПЗ) подготавливает к восприятию новой информации с помощью небольшого фрагмента-приступа (чаще всего это одно предложение), после которого следует изложение основных фактов. Динамические зачины без всякого приступа помещают читателя как бы в середину повествования. Концовка, как известно, является "тематической и концептуальной точкой" текста. В ней "обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие решения, содержатся призывы к аудитории и т.д.". Переход к концовке во многом зависит от авторского представления об информативной исчерпанности сообщения, а выбор ее формы всегда предопределен "предшествующим изложением, находит объяснение в особенностях жанра и авторской манеры". В концовке автор может обобщить сказанное, дать оценку изложенных фактов, мысленно обратиться в будущее, поставить перед читателем вопрос, призвать его к действию (ментальному, физическому) и т. д. Обобщающая концовка, подводящая итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах. Оценочная концовка, содержащая оценку основных событий, фактов, содержащихся в тексте, или описанных предметов, явлений. Концовка с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее. Призывная концовка, завершающая сообщение призывом к какому-либо действию (физическому или психологическому). Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст. Концовка с открытой перспективой повествования, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переносится в воображение читателя. Одна из примет - многоточие (или его можно предположить). Проблемная концовка, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии. К рамочным элементам относятся также заголовок и подзаголовок. 1) заголовок несет содержательную информацию, ориентирует в содержании текста. 2) он осуществляет прагматическую функцию, привлекая внимание к публикации, апеллируя к памяти читателя, его чувствам. 3) способен выполнять конструктивную функцию: подзаголовки текста, вынесенные в оглавление, абреже (перечень внутренних заголовков главы (другого подраздела), помещенный перед ее текстом после заголовка), позволяют читателям еще до знакомства с произведением понять его содержательную структуру, выбрать фрагмент по интересующему вопросу. Основные требования к форме заголовков - это точность, ясность, понятность, краткость, выразительность, соответствие теме, основной мысли, жанру и стилю речевого произведения. Тематический З –называет то о чем идет речь или обозначает место действия Сообщающий З – дает представление о том что произошло или будет происходить Парадоксальный З – соединение логически несовместимых понятий, предопределяющее удивление или иронию Проблемный З – содержит вопрос, требующий внимание читателя Трансформированный З – результат нарочитого изменения формы или содержания устойчивых выражений, крылатых слов
|