КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа романа как эпического жанраРоман имеет долгую историческую жизнь. Корни его - в эпической природе события-бытие, т.е. индивидуальное человеческое бытие, соотнесенное с общей человеческой жизны существованием и движением в мире. Эта природа полнее всего была выражена в дре* героической поэме («Махапхарата», «Ригведа», «Одиссея», «Илиада»). Второй жанр - дре! новелла (рассказ о происшествии из жизни человека). М.М. Бахтин (философ-эстетик сер. XX в разработавший проблематику романов Достоевского, теорию романа, речевые жанры) в своем тр «Эстетика словесного творчества» ставил роман в центр новой литературы. Бахтин пис «классификация романов по принципу построения образа главного героя позволяет выделить типь - роман-странствование; - роман-испытание героя; - биографический (автобиографический) роман; - роман-воспитание». 1. Роман-странствование. Герой - точка, движущаяся в пространстве, она лишена существенных характеристик раскрыта как живущая в приключении, авантюре (роман-опулея «Золотой осел»). Временш категории разработаны слабо: в то же мгновение, на след. День, утро, ночь, секундой раньше натуралистический характер романа. Он как будто списан с реальности. 2. Роман-испытание героя. Повествует о том, как происходит событие. Главная тема - любовная верность, чисто! идеальных отношений в любви. Роман-барокко - разновидность романа-испытания (I половина XVII в.) - роман героизаци человека, который особенно богато раскрытым оказался в просветительский VIII в. - ромаш Ричардсона и Руссо. Сюда относится и средневековый авантюрный (куртуазный) рыцарски] роман(«Тристан и Изольда»). Сюжет строится на отступлении от нормального течения жизни героя. Время здесь авантюрное, которое сродни сказочному времени, отсюда и множестве отступлений в романе. Последовательный путь героя все время прерывается, герой как будто все время должен подтверждать свое звание, т.е. он все время психологически готов участвовать е экстремальном событии. Сама идея испытания наполняется разнообразным идеологическим содержанием на признанность, гениальность человека, его здоровье, приспособленность к жизни, преданность, долг, честь, совесть, т.е. самые деятельные, созидательные качества человека. В эту бахтинскую типологию можно включить всю историю романа всех культурных веков. Но в чистом виде ни одну разновидность романа невозможно встретить в живом процессе литературы- типология романа относительна, жанры романа проникают один в другой. Возрожденческий роман - и роман испытание и воспитание («Дон Кихот») и биография. В XIX в. Роман, пройдя через средние века, Возрождение, Просвещение, как культурные эпохи, приходит к реалистической типологии: социального романа («Евгений Онегин»), социально-психологическому роману («Красное и черное» Стендаль), философско-психологическому роману («Герой нашего времени»), роману диалектики души (Толстой) и вершинному типу романа - полифоническим романам Достоевского (термин Бахтина), т.е. роман диалога суверенных сознаний героев, в ряду которых находится суверенное сознание автора. «Герой нашего времени», «Война и мир», «Красное и черное». Т.о. роман - это жанр, глубоко разрабатывающий личную жизнь человека, вписанную в картину мира соответствующей культурной эпохи. Роман изображает путь человека к идеалу, раскрывает индивидуальную судьбу героя, поэтому глубоко разрабатывается его внутренний мир, т.е. все формы психологизма, все приемы выражения психологического анализа (внутренний монолог, поток сознания, психологический портрет, пейзажи), поступки и действия человека изображаются как его непрерывный путь в бытии. Язык романа - открытый диалог всех речевых жанров, их смешение. Некоторые литературоведы склонны отказывать роману в его эпичности из-за слишком большой открытости потока речи в романе, большой свободы воли, стилистической несовершенности. Наверное, ярче всего это проявляется в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, созданного на основе народной смеховой культуры, амбивалентности, смех и трагедия. Это позволило в XX в. Говорит о безбрежности романа (Роже Гароди). Но романизация художественного сознания, начавшаяся в древности, прошла через все культурные эпохи словесности, восторжествовала в XIX в., разнообразно изменилась в XX в. В новых типажах романа: 1. интеллектуальный роман Англии (Хаксли, Олдингтон «Желтый кром», Моэм «Театр», «Луна и грош», Мердок «Море, море»), 2. роман потока сознания (Джойс «Улис»), 3. экзистенциальный роман (Сартр «Тошнота», романы Ф. Кафки «Превращение», Гессе «Игра в бисер», Маркеса «100 лет одиночества», Фолкнер «Деревня» - эпоха «сильный» модерн. Постмодерн не дал хорошнго романа. Он дал романы-хиты, приспособленные к читательскому спросу, беллетристика, создается интертекст (заимствование текста) Ден Браун «Код Давинчи».
|