КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем состоит процедура консультаций? 10 страницаПункт «q» § 1 ст. 3 Договора о ЕС называет «вклад в... расцвет культуры в государствах-членах» в качестве одного из направлений деятельности ЕС. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разделом XII «Культура» Договора о ЕС, содержащим всего одну статью — ст. 151. Согласно ст. 151 Договора деятельность Сообщества в области культуры имеет целью содействие «расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие». Для достижения этой цели Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях: — расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов; — сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости; — некоммерческий культурный обмен; — художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор. Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС. Оно говорит о том, что все другие направления деятельности ЕС 239 должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Европейским Союзом культурного, религиозного и языкового разнообразия. Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Как и в области образования, полномочия Сообщества в области культуры нельзя назвать значительными. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законодательства государств-членов. Практические мероприятия Сообщества в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям: — содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ; — культурное наследие, литература, аудио-визуальный сектор; — сотрудничество с третьими странами и международными организациями'. Одной из самых важных программ Сообщества в области культуры является программа «Культурная столица Европы», начало осуществления которой было положено еще в 1985 г. Сегодня на период до 2019 г. мероприятия по данной программе проводятся на основе Решения 1419/1999/ЕС от 25 мая 1999 г. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание «культурной столицы». Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы. Сообщество оказывает также финансовую поддержку мероприятиям в области культуры, проводимым в государствах-членах. На период 2000—2004 гг. такая помощь оказывается на основании Решения 508/2000/ЕС от 14 февраля 2000 г. 141. Как осуществляется правовое регулирование торговли «культурными товарами»? Определение правового режима торговли «культурными товарами» имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них — что следует считать «культурными товарами». Второй — в какой степени на торговлю «культурными товарами» распространяется свобода пе- ' McMahon J. A. Education and Culture in European Community Law. London: The Athlone Press Ltd., 1995. P. 166. редвиженид товаров. Третий вопрос состоит в необходимости определить соотношение между понятием «культурные товары» и понятием «национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность». Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика. Понятие «культурные товары» дается в Регламенте № 3911/92 от 9 декабря 1992 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента «культурными товарами» признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту № 3911/92. Приложение перечисляет различные категории культурных объектов — книги, карты, средства транспорта, картины и другое, определяя их принадлежность к «культурным товарам» на основе временного критерия. Так, к «культурным товарам» относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является «культурным товаром» в смысле права ЕС. Регламент № 3911/92 определил, что экспорт «культурных товаров» за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов. Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества «культурными товарами» в полной мере распространяться ст. 23 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного передвиения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию «зашита культурных ценностей». Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinetheque. Колебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения понятия «культурные товары» широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано. Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении понятий «культурные товары» и «национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность». Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечис- 16. 11097. Кашкин 241 ляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем «культурных товаров», приведенным в Приложении к Регламенту № 3911/92. Соответственно на торговлю «культурными товарами» распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве «культурного товара». Раздел ла. v\r\ icjuicim fmiuiwn wwu^. —....-_._ И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 142. Как происходит гармонизация и унификация правового регулирования промышленной собственности в Европейском Союзе? Первым правовым актом в сфере регулирования промышленной собственности в Сообществе стала Мюнхенская конвенция о выдаче Европейского патента 1973 г., учредившая Европейскую патентную систему и Европейское патентное ведомство. Основной ее целью явилось не создание единого патента, замещающего национальные, а упрощение формальностей, поскольку заявитель может получить правовую охрану изобретения сразу в нескольких странах посредством единой унифицированной процедуры. Международная конференция по Европейской патентной системе, состоявшаяся в 2000 г. в Мюнхене, внесла в Конвенцию 1973 г. ряд изменений, направленных на повышение ее эффективности. Специальной директивой в 1978 г. были установлены правовые рамки в отношении биотехнологических изобретений в Европейском Союзе. Она направлена на защиту ряда нравственных и этических принципов при определении патентоспособности ряда изобретений, в частности в отношении клонирования и изменения генетического кода. Определенных успехов Европейский Союз достиг в гармонизации национального законодательства и разработке единой наднациональной системы регистрации промышленных образцов (англ. designs). Директива о правовой защите промышленных образцов1 принята в 1998 г. и направлена на сближение национальных положений относительно срока действия прав, изъятий из них исключительного характера и признания регистрации недействительной. В конце 2001 г. был принят Регламент о промышленном образце Сообщества2. Изобретатели получат возможность регистрировать промышленные образцы непосредственно на уровне Европейского Союза, в Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке. Этот Регламент проводит унификацию законодательства государств-членов в области защиты интеллектуальной собственности. Регламент состоит из 111 статей и детально регулирует вопросы принадлежности и защиты прав на промышленные образцы, их регистрации, а также порядок разрешения споров, связанных с этим. В октябре 2002 г. Комиссия приняла Регламент по имплемента-ции Регламента Совета о промышленных образцах Сообщества, в 1 Directive No 98/71 (OJ 1998, L 289). 2 Council Regulation No 6/2002 of 12 December 2001 on Community designs (OJ 2002, L 3). 16* 243 котором весьма детально рассмотрела основные технико-организационные вопросы, связанные с регистрацией промышленных образцов. Особую правовую защиту в Европейском Союзе получил такой новый и важный вид промышленной собственности, как топологии интегральных микросхем. Директива, установившая обязанность государств-членов предоставлять правовую охрану этим результатам интеллектуальной деятельности (РИД), была принята в 1986 г.' 143. Как право Европейского Союза регулирует вопросы охраны товарных знаков? Товарный знак, используемый для выделения конкретной продукции из массы товаров, циркулирующих на рынке, или особые запоминающиеся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя, выполняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет чрезвычайно важную роль в экономической деятельности, особенно в отраслях, ориентированных на массового потребителя. Он оказывает большое влияние на формирование «брэндового» сознания, определяющего психологию покупателя. Законодательство о товарных знаках начало формироваться в европейских государствах с середины IX в. Положения о данном виде промышленной собственности были включены в Парижскую конвенцию 1883 г. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остается Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в конце 2001 г. присоединились государства — члены Европейского Союза. Мадридское соглашение не устраняет территориальный характер прав на товарный знак, унифицируя лишь процедуру подачи заявки, правила о приоритете и срок действия прав. Подготовленный в рамках ВОИС Договор о товарных знаках2 до сих пор не собрал необходимого для вступления в силу числа ратификаций. Для развития правового регулирования во всех сферах интеллектуальной собственности Европейского Союза характерны следующие особенности: в качестве основы регулирования интеллектуального права Союз берет сложившиеся в международной практике приемы и методы регулирования и гарантирует достигнутый в сфере международного права уровень. К этой базе Союз «надстраивает» свое собственное законодательство, которое более тонко, обстоятельно и современно позволяет регулировать соответствующие отношения для более узкой и однородной группы стран — членов Союза. При этом степень урегулиро- ' Council Directive No 87/54 (OJ 1987, L 24). 2 Trademark Law Treaty, signed in Geneva on 27th October 1994. 244 ванности той или иной сферы общественных отношений Союзом оказывается различной. В Директиве Совета о сближении законодательства государств-членов о товарных знаках', принятой в 1988 г., было признано целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства государств-членов к концу -1992 г. только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС. Директива устанавливает близкие к идентичным нормы во всех государствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Она содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товарного знака, а также дают право требовать отмены действующей регистрации. Кроме исчерпывающего минимального перечня оснований, которые должны присутствовать во всех законодательствах, установлен факультативный перечень дополнительных оснований для отказа в регистрации товарного знака или ее отмены, введение которых оставлено на усмотрение государств-членов. Директива не установила общего для ЕС приоритета по дате подачи заявки на регистрацию в первом из государств-членов. Поданная в одном государстве-члене заявка на регистрацию определенного обозначения имеет последствия только для данного государства. В ней также закреплено единообразное регулирование прав и правомочий владельца товарного знака, а также их ограничений. Товарный знак предоставляет лицу, которое им владеет, право требовать от всякого третьего лица прекращения неразрешенного использования. Регламент о товарном знаке Сообщества2 был принят Советом в декабре 1993 г. Позднее он был дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регламентами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляционной палаты могут быть обжалованы в Суде Европейских сообществ. Система товарного знака Сообщества была сформирована к началу 1996 г. В Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке3, которое принимает заявки, проводит регистрацию и ведет реестр товарных знаков Сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствующих субъектов очевидны — в результате одной процедуры предприниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг сразу в 25 государствах ЕС. ' Council Directive No 89/104 (OJ 1989, L 40). 2 Council Regulation on the Community Trade Mark 40/94 (OJ 1994, L 11). 3 Office for Harmonisation in the Internal Market (Trade Marks and Designs)// http:www.oami.eu.mt. Еще одним видом промышленной собственности, близким товарным знакам, являются наименования места происхождения товара. Еще в 1992 г. был издан регламент, предоставивший защиту географическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания'. Географические наименования, свидетельствующие об определенном регионе изготовления продукта, который придает продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского Союза после включения их в регистр путем издания отдельного регламента. 144. Что представляет собой авторское право Европейского Союза ? Основы правового регулирования авторского права, оказавшие заметное влияние на его регулирование в Европейском Союзе и внутригосударственное регулирование в государствах-членах, закреплены во Всемирной конвенции об авторском праве2 и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1967 г. Основным источником регулирования смежных прав является Международная конвенция «Об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций», подписанная в Риме в 1961 г. Усилия Европейского Союза по сближению национального законодательства в области авторского права и смежных прав не только стали еще одним шагом на пути к созданию общего (единого) рынка, но и обеспечили защиту авторских и смежных прав, которая по-прежнему основана на принципах Бернской конвенции, но предоставляет более высокий уровень правовой охраны литературной и художественной собственности. Авторское право Европейского Союза, которое начало формироваться на основе директив Совета с конца 1980-х гг., быстро развивается. В Европейском Союзе приняты и имплементированы в национальное законодательство несколько директив, посвященных вопросам охраны авторских и смежных прав3. Целью этого законотворчества является не только урегулирование противоречий, но и усовершенствование законодательства в области авторского права, создание авторского права Европейского Союза. Особую роль в правовом регулировании ' Council Regulation 2081/92 (OJ 1992, L 208), amended by Regulation 535/97 (OJ 1997 L 83). -Женевская конвенция от 6 сентября 1952 г., пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г. 3 Русские переводы текстов важнейших директив ЕС по авторскому праву и комментарии см.: Право Европейского Союза: Документы и комментарии. М., 1999. С. 519-541. вопросов авторского права играет Суд Европейских сообществ, поскольку большинство принятых директив базируется на его решениях. К числу последних актов ЕС в этой области относятся директивы 2001 г. о действии авторского права в информационном обществе, а также Директива о праве автора на вознаграждение при перепродаже произведения искусства'. Директива. предусматривает обязанность государств-членов предусмотреть в своем законодательстве к началу 2006 г. выплату минимальных гарантированных платежей — роялти—в пользу автора при каждой перепродаже оригинала его произведения. 145. Как осуществляется правовое регулирование компьютерных программ и баз данных в качестве объектов авторского права? Четырнадцатого мая 1991 г. была принята директива Совета «О правовой охране компьютерных программ»2 — первая Директива в области авторского права. Основной принцип, заложенный в Директиве, заключается в том, что компьютерная программа должна рассматриваться как объект авторского права в соответствии с Бернской конвенцией. Объектом охраны согласно Директиве является компьютерная программа, выраженная в любой форме, включая ее подготовительные и проектные материалы. По общему правилу, автором компьютерной программы признается физическое или юридическое лицо, создавшее ее. Имущественными правами на программу, созданную в рамках исполнения наемным работником своих обязанностей, обладает его работодатель, если иного не установлено в трудовом договоре между ними. К основным исключительным правам автора компьютерной программы Директива относит права на воспроизведение, перевод, адаптацию, изменение и распространение. Всякая контрафактная копия компьютерной программы подлежит конфискации в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена. В 1996 г. появилась еще одна Директива ЕС — «О правовой охране баз данных»3. Она имеет большое значение для развития правового регулирования информационного общества и закрепляет права авторов разного рода информационных хранилищ — баз данных, зафиксированных как в электронном виде, в том числе с доступом через сети общего пользования, так и на бумажном носителе. Отнесение БД к объектам авторского права означает их правовую охрану в силу самого факта создания, без требования какой-либо государственной регистрации прав." ' Directive No 2001/84 (OJ 2001, L 272). 2 Council Directive No 91/250 (OJ 1991, L 122). 3 Directive No 96/9 (OJ 1996, L 077). 146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС? Директива «О согласовании сроков защиты авторских и смежных прав»1 1993 г. предусмотрела унификацию таких сроков защиты, установив, что произведение пользуется правовой охраной на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти2. Отдельно урегулированы Директивой сроки защиты кинематографических и аудиовизуальных произведений. Такие сроки истекают через 70 лет после смерти последнего из соавторов произведения. Директива установила 50-летний срок правовой охраны смежных прав, который начинает течь с момента публикации произведения: его исполнения, либо сообщения о записи, либо передачи в эфир или по кабелю. В 2001 г. данное положение было дополнено в связи с развитием новых средств коммуникации: публикацией произведения считается любое его сообщение публике, в частности размещение в сети общего пользования. 147. Как действует авторское право в информационном обществе? Директива о гармонизации определенных аспектов действия авторского и смежных прав в информационном обществе3 2001 г. ставит основной задачей регулирования авторского права в контексте информационного общества поиск баланса между правами и законными интересами авторов произведений и свободой доступа неограниченного круга пользователей к этим произведениям через сети общего пользования. Директива (ст. 2) четко определяет круг лиц, исключительные права которых подлежат правовой охране, а также объекты таких прав. Она подтверждает территориальный характер прав интеллектуальной собственности, но в качестве территории действия авторского права рассматривается не отдельное государство, а весь Европейский Союз. Сформулировав в общем виде исключительные права авторов и субъектов смежных прав, Директива закрепила длинный (около 20 случаев в ст. 5) перечень исключений, которые могут вводиться в законодательстве государств-членов. Кроме того, Директива ЕС об авторском праве в информационном обществе установила ряд обязанностей государств-членов в отношении борьбы с несанкционированным использованием литературных и художественных произведений. Права автора, закрепляемые Директивой, заключаются в ис- ' Council Directive No 93/98 (OJ 1993, L 290). 2 Подробнее об унификации сроков защиты авторских прав в ЕС см.: Основы права Европейского Союза / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 1997. С. 321—324. 3 Directive No 2001/29 (OJ 2001, L 167). ключительном праве разрешать или запрещать любое сообщение неограниченному числу лиц оригинала или копий произведения. 148. Каковы цели и принципы правового регулирования электронной торговли в Европейском Союзе? Электронная торговля представляет собой совершение коммерческих сделок с использованием электронных средств связи прежде всего в онлайновом режиме без использования традиционных носителей информации. Законодательство Союза в этой сфере призвано скорее не столько гармонизировать уже действующее, сколько создать новое единообразное право. Можно выделить следующие цели и принципы правового регулирования электронной торговли в Европейском Союзе:- 1) создание единого внутреннего рынка в области свободы движения услуг информационного общества; 2) реализация прав и основных свобод человека в условиях применения новых средств связи, информационных технологий, включая свободу- слова, право на получение информации, право на неприкосновенность частной жизни и др.; 3) решение важнейших экономических задач Союза с использованием информационных и электронных технологий, инновационной деятельности, роста инвестиций в наукоемкие сферы производства, эффективное использование результатов научных исследований; 4) установление правовой определенности и усиление эффективности в сфере электронной торговли пр'и соблюдении баланса прав и интересов потребителей и общественно важных интересов в масштабах Союза. Основные ориентиры при создании правовой базы электронной торговли в Европейском Союзе заключаются в необходимости создания эффективно действующего механизма. При этом важно избежать «заурегулированности» и сохранить достаточный простор для частной инициативы и действия автономных сил в рамках единого рынка ЕС, сохраняя и развивая достигнутый уровень защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. В июне 2000 г. была принята Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке' (Директива об электронной торговле). Она основывается на общих принципах внутреннего рынка ЕС, таких как.свобода учреждения и свобода предоставления услуг, а также положениях о гармонизации национального законодательства ' Directive No 2000/31/EC (OJ 2000, L 178). (ст. 95 Договора о ЕС). Общий принцип, закрепленный в Директиве, гласит, что государства-члены не вправе ограничивать осуществление услуг информационного общества, происходящих или адресованных за национальную границу, но в пределах Европейского Союза. При этом в законодательство вводится принцип ответственности государства происхождения услуги. Действие Директивы не применимо к услугам, предоставляемым с территории третьих стран. Законодательство Европейского Союза в области защиты прав потребителей в полной мере применимо к сфере электронной торговли. Директива об электронной торговле (ст. 17) устанавливает обязанность государств-членов поощрять развитие альтернативных способов урегулирования споров. 149. Как, регулируется в праве Европейского Союза электронная цифровая подпись? В соответствии с Директивой, принятой Европейским парламентом совместно с Советом в декабре 1999 г., о порядке использования электронных подписей в Европейском сообществе' под электронной цифровой подписью понимаются данные в электронном формате, которые прилагаются к другим электронным данным или логически ассоциируются с ними и служат в качестве метода установления аутентичности (ст. 2). Специальное правовое регулирование предусмотрено для так называемой продвинутой электронной подписи, которая должна удовлетворять следующим четырем критериям: быть уникальным образом связанной с сигнатарием, обладать способностью его идентификации, создаваться на основе средств, находящихся под единоличным контролем сигнатария и быть связанной с данными, к которым она относится таким образом, что любое последующее изменение данных будет неизбежно обнаружено. Необходимым фактором является предоставление сертификационных услуг государственными организациями и физическими лицами при условии их строгого соответствия национальному законодательству. Национальное право определяет сферы использования электронных документов и подписей. Государства-члены создают условия для организации эффективной системы контроля за деятельностью провайдеров сертификационных услуг на своей территории и несут ответственность за предоставление общественности правомочных сертификатов. В соответствии с принципами внутреннего рынка ЕС государства-члены обязаны обеспечивать свободное распространение продуктов электронной подписи на национальном Directive No 1999/93/CE of 13 December 1999 // OJ 2000, L 13. внутреннем рынке и условия сохранения конкурентоспособности провайдеров. В ст. 1 определена сфера применения и цель Директивы. Она призвана способствовать использованию электронных подписей и внести вклад в дело их юридического признания. Она создает правовую базу электронных подписей и некоторых сертификационных служб для внедрения электронных подписей на внутреннем рынке. Статья 3 Директивы посвящена организационным и правовым проблемам доступа на рынок электронных услуг. Согласно ст. 5 Директивы государства-члены обязаны создавать условия, при которых продвинутые электронные подписи вкупе с защищенными устройствами создания подписи и правомочными сертификатами отвечали бы правовым требованиям к подписи под информацией, представленной в электронной форме, аналогично подписи, сделанной от руки на бумаге. Приложение IV к Директиве содержит рекомендации по надежному удостоверению подписи. Законодательство ЕС предусматривает неукоснительное соблюдение требований по защите физических лиц относительно обработки личных данных и их свободного передвижения. Директиве, таким образом, удалось заключить использование новейших телекоммуникационных технологий, обеспечивающих применение электронно-цифровой подписи, в строго правовые рамки, целью которых является гармонизация интересов Союза, государств-членов, юридических лиц и граждан. 150. Что такое электронные деньги? Нормативные акты Союза, регулирующие вопросы, связанные с использованием электронных денег, являются одной из первых в мире попыток создать правовые рамки для развития электронных денег. Принятая 18 сентября 2000 г. Директива 2000/46/ЕС «Об учреждении, деятельности и надзоре за деятельностью организаций, занимающихся электронными деньгами» (далее —- Директива 2000/46/ЕС)' дает правовое определение электронным деньгам в подп. «Ь» п. 3 ст. 1: «Электронные деньги означают денежную стоимость требования к лицу, его выпустившему, которое: 1) хранится на электронном приспособлении; 2) выпускается при получении средств, обладающих стоимостью не меньшей, чем денежная стоимость выпущенного требования; 3) принимается в качестве средства платежа и другими лицами, кроме лица, выпустившего такое требование». С технической точки зрения электронные деньги принято разделять в зависимости от их электронного носителя на «жесткие» электронные деньги и «программные» электронные деньги. Для «жест- OJ, 27.10.2000, L 27 5/39. ких» электронных денег, которые наиболее распространены сейчас в мире, характерно хранение информации на каком-то определенном и специально для этого предназначенном устройстве — в большинстве случаев на микрочипе, находящемся в пластиковой карте. В свою очередь, «программные» электронные деньги фиксируются в специальной .программе и могут храниться пользователем на персональном компьютере. Это позволяет с большим удобством использовать «программные» электронные деньги для расчетов через Интернет и иные телекоммуникационные сети. Кроме того, для всех электронных денег на современном этапе характерны следующие черты: в отличие от дебетовых и кредитных карт они предоставляют пользователям высокую степень анонимности; для всех электронных денег характерна сложная и стойкая криптографическая защита. Они позволяют реализовать такие основные функции денег, как обмен и накопление, причем мгновенное выполнение финансовых операций с их использованием существенно ускоряет и упрощает систему расчетов. На территории Европейского Союза выпуск электронных денег возможен только кредитными организациями, которые могут быть как традиционными кредитными организациями, так и специализированными кредитными организациями, занимающимися электронными деньгами и не ведущими обычную банковскую деятельность.
|