Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие собственности в культуре. Объекты и субъекты собственности.




 

Собственность — это исторически сложившиеся общественные отношения, которые характеризуются присвоением участниками произ­водства факторов (ресурсов) и результатов производства.

В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения(ст.209 ГК РФ).

Право владения — фактическое обладание имуществом и удержа­ние его в собственном владении.

Право пользования— возможность эксплуатации имущества, из­влечения из него полезных свойств и (или) получения доходов.

Право распоряжения — возможность собственника по своему ус­мотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Полный собственник – лицо, которое имеет все три полномочия: владения, пользования, распоряжения. Но так как право собственности легко расщепляется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Так, в экономической жизни помимо собственников, появляются несобственники, которые по российскому законодательству имеют следующие права в отношении имущества:

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право хозяйственного ведения имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Собственник имеет право на получение части прибыли от исполь­зования имущества. Организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хо­зяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйст­венных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Собственник осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего организации имущества.

право оперативного управления имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Организация не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться закрепленным за ней имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит госу­дарственному или муниципальному унитарному предприятию культуры, на праве оперативного управления — учреждению финансируе­мому собственником (государством, муниципальным образованием, юридическим или физическим лицом), а также казенному предпри­ятию.

Все остальные коммерческие и некоммерческие организации явля­ются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобре­тенного ими по иным основаниям.

Общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в области культуры являются собственниками приобре­тенного ими имущества и могут использовать его лишь для достиже­ния целей, предусмотренных их учредительными документами. Учре­дители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей орга­низации.

Собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава, в котором он определяет правомочия несобственников в отношении использования имущества, передаваемого в доверительное управление.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Право государственной собственности определено в ст. 214 ГК РФ.

Муниципальной собственностью является имущество, принадле­жащее на праве собственности муниципальным образованиям. В соответ­ствии с современным законодательством к муниципальным образовани­ям относятся: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерально­го значения. Право муниципальной собственности определено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является государственной.

Частная собственность — имущество, которое находится в собст­венности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ).

Классификация организаций культуры по формам собственности (государственные, муниципальные, частные) не совпадает с их разделе­нием по целям хозяйствования (коммерческие и некоммерческие). Час­то считают, что все государственные (муниципальные) организации являются некоммерческими, а частные — коммерческими. В действи­тельности возможно существование государственных (муниципальных) коммерческих организаций (унитарных предприятий, акционерных об­ществ) и частных некоммерческих организаций (автономных некоммер­ческих организаций, некоммерческих партнерств, фондов и др.).

Объекты собственности в культуре.

– памятники истории и культуры;

– имущество культурного назначения;

– денежные средства;

– природные ресурсы;

– результаты интеллектуального и творческого труда.

Субъекты собственности в культуре:

– Российская Федерация;

– субъекты Российской Федерации;

– муниципальные образования;

– юридические лица;

– физические лица (граждане).

Интеллектуальная собственность — исключительное право граж­данина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации продук­ции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное на­именование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Товарный знак — зарегистрированные в официальном порядке обо­значения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Авторское право— раздел права, регулирующий.отношения, воз­никающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права — права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, поста­новок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторскими правами признаются права авторов, смежными пра­вами — права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Автор— физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, ко­торое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Права автора и исполнителя охраняются законом РФ "Об автор­ском праве и смежных правах" (1993 г.).

Одно из направлений реформирования отношений собствен­ности в РФ - ее передел, т.е. смена субъектов собственности. В отрасли культуры этот процесс имеет определенную специфику. Рассмотрим его направления:

1. Разграничение государственной собственности между субъ­ектами. Формирование Российской Федерации как государства пред­полагало определение объектов государственной собственности и установление принципов, на основании которых они будут опреде­лены, в том числе, в отрасли культуры. В связи с прекращением Дея­тельности государства СССР, объекты культуры союзного подчи­нения, находящиеся на территории РСФСР, были переданы ей в конце 1991 года в федеральную собственность. При разграничении объектов союзной собственности между новыми государствами ­бывшими республиками СССР - был использован территориальный принцип.

В той же период начат процесс разграничения государствен­ной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, Т.е. процесс спецификации федеральной и субъектной (республи­канской, краевой, областной) собственности, а также определения границ муниципальной собственности. Это необходимо было сде­лать в целях разграничения полномочий между федеральным цен­тром и регионами.

Для отрасли культуры, большая часть продуктов которой соз­дается при административном и финансовом влиянии государства, на базе его собственности, разграничение компетенций в области отношений собственности означает создание условий нормального функционирования организаций культуры и, прежде всего, обеспе­ченности их бюджетными средствами. В силу масштабности и сложности (поскольку затрагивает интересы органов власти разного уровня и предполагает их согласование) процесс разграничения ох­ватил значительный период времени, и некоторые вопросы еще на­ходятся в стадии решения, например, не распределены окончательно полномочия по управлению объектами культурного наследия.

При разграничении полномочий между федеральным и региональным уровнями субъектов управления собственностью применен функциональный принцип. В соответствии с этим принципом федеральная собственность должна использоваться для занотворческой деятельности, научно-методического обеспечения организаций отрасли, сохранения особо ценных объектов культурного наследия, содержания учреждений и финансирования культурных программ, имеющих федеральное значение. Главное назначение субъектной и муниципальной собственности – обеспечить условия для оказания культурных услуг населению определенной территории. В соответствии с этим преобладающая часть (до 95%) собственности в культуре сосредоточена на муниципальном уровне в форме городских, районных, сельских организаций культуры. Такое распределение собственности соответствует размещению населения и позволяет наиболее полно учитывать и удовлетворять его потребности в благах культуры.

2. Реституция культурных ценностей. Возврат ценностей (реституция) в международных отношениях и международном праве применяется в случае незаконного вывоза ценностей, в том числе культурных, а также в ситуации вывоза ценностей из колонии в мет­рополию. Ограничение поводов для реституции в культуре имеет принципиальное значение в связи с тем, что организации целых подотраслей культуры функционирую, на основе перемещения цен­ностей например, музеи, галереи, выставочные залы, архивы. Куль­турный глобализм является одной из форм осуществления культурных процессов. Однако случаи незаконного вывоза ценностей име­ют богатую мировую практику реституции.

РФ вступила в процесс реституции культурных ценностей, пе­ремещенных в годы Второй мировой войны, в 1990-1993 годах, ко­гда страны - участницы, и, прежде всего, Германия и Россия, предъ­явили друг другу претензии на незаконно вывезенные с их террито­рии культурные ценности. Сложный с моральной, политической и юридической сторон и длительный процесс[9] определения статуса перемещенных культурных ценностей, их инвентаризации был за­вершен в 1998 году принятием Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате II мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон объявил культурные ценности, перемещенные в осуществление права на компенсаторную реституцию[10] с территории Германии и ее бывших союзников и находящиеся в настоящее время на территории РФ, достоянием Российской Федерации и федеральной собственностью РФ. Небесспорное решение российских законодателей стало преце­дентом передела собственности на культурные ценности между го­сударствами и послужило юридической основой процесса обмена культурными ценностями между ними.

3. Передача культурных объектов и ценностей религиозным организациям. В союзном законе «О свободе совести и религиоз­ных организаций» 1990 года был поставлен вопрос о передаче рели­гиозного преимущества, созданного на средства религиозных общин и национализированного после 1917 г. Подобный реституции по сложности и длительности, этот процесс приватизации государст­венного имущества означал определенные потери для отрасли куль­туры, поскольку охватывал не только обычное имущество (здания, сооружения, оборудование), но и имущество, отнесенное к культур­ному наследию. В Постановлении Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» (.N~248, 1995 г.) предусматривалась передача этого имущества в собственность, пользование либо совместное с учреждениями культуры и массовых коммуникаций РФ пользование. Памятники истории и культуры пе­редавались в пользование или совместное пользование на условиях охранного договора между религиозным объединением и Мини­стерством культуры РФ.

4. Изменения отношений собственности в системе вневедом­ственных учреждений культуры. К числу вневедомственных, т.е. не входящих в систему Министерства культуры и массовых комму­никаций РФ организаций, относятся в том числе профсоюзные уч­реждения культуры. К началу реформ (1990-1991 гг.) их число дос­тигало 20% от общей совокупности организаций культуры. По­скольку они финансировались из двух источников (прибыли пред­приятия, у которого они были на балансе, и средств бюджета проф­союзной организации работников этого предприятия), это были крупные «состоятельные» организации с развитой материально-технической базой. С принятием в 1991 году закона «О предприяти­ях и предпринимательской деятельности в РСФСР» трудовые кол­лективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Ведомственные учреж­дения культуры в этих случаях либо становились структурой прива­тизированного, а потому частного предприятия, не имея юридиче­ской самостоятельности и финансовой поддержки и зарабатывая деньги самостоятельно на коммерческих культурных услугах, либо продавались, сдавались в аренду другим коммерческим организаци­ям и переставали работать как организации культуры, занимаясь коммерческой деятельностью. И в том, и в другом случае происхо­дило масштабное уменьшение культурной деятельности и сокраще­ние сети организаций культуры.

С 1993 года Постановлением Правительства РФ объекты со­циально-культурного назначения в случае приватизации предпри­ятий стали передаваться в ведение муниципальных органов власти, т.е. на смену этапа приватизации ведомственных организаций культуры пришел этап их муниципализации: бывшие профсоюзные уч­реждения культуры получили возможность финансироваться из му­ниципального бюджета.

5. Приватизация государственных и муниципальных учрежде­ний культуры. Как и в других отраслях экономики приватизация организа­ций в культуре призвана: повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов; уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики. Однако, учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рас­сматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как воз­можность привлечения в нее дополнительных финансовых источни­ков в виде частных капиталов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты