КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №48. «Культура и искусство» как отрасль национального хозяйства.Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответствующих органов управления. Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и представлением культурных благ и ценностей, а также органов управления культурой. Отрасль "культура и искусство" имеет внеэкономические, социально-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов. Можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культура: – продукция отрасли - культурное благо - предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и направлена на эстетическое развитие потребителя; – основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. интеллектуальной деятельности, обладающей чертами неповторимости, оригинальности и уникальности; – технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия; – преобладающая экономическая форма продукции - услуга; – основные факторы, определяющие цену продукции - уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению, наоборот, время фактор роста ее цены; – технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполагает систематического характера и не основано на административном воздействии; – продукция про изводится либо штучная, либо небольшими партиями, в связи с чем производство имеет характер единичного или мелкосерийного; – предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, что требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства - работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам, - высокими; – главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников; – главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависят технологический ритм и финансовые ресурсы производства; – средства производства (техника, оборудование) играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства; – в организации производства значительна роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат. Отрасль "культура и искусство" имеет экономические и административные (или организационные) границы. Экономические границы отрасли определяются характером выполняемых функций. Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры,состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей: 1 подотрасль - «искусство» - объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе. Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников - фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской экономике и статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при классификации органами статистики их включают в легкую промышленность (ОКОНХ до 2003 г.) или в обрабатывающую промышленность (ОКВЭД, после 2003 г.). II подотрасль - «культурное просвещение» - область сохранения, распространения, применения созданных в подотрасли «искусство» художественных форм, включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурнопросветительную деятельность на индивидуальной основе. Однако в научной и учебной литературе отраслевые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли, в зависимости от выбранного признака, включают то одну, то другую совокупность производителей, поэтому границы отрасли, и в частности отрасли культуры, получают различные очертания. Так, нередко в отрасль культуры помимо организаций культурного просвещения и искусства включают организации телевидения, радиовещания и печати. Культурные продукты - художественные программы, книги, фильмы и т.п. - занимают значительное место в составе таких диверсифицированных организаций, как теле- и радиокомпании, редакции газет, журналов, книг, а также в деятельности Интернет. Так же как и организации культуры они являются средствами организации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства - машинизация труда, технология основана на применении техники, масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в области книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернет целесообразно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики средства массовой информации (СМИ) - и не включать в состав других отраслей. Используя для классификации признак технологического единства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадиовещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для названных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна. Для целей государственного статистического наблюдения Федеральная служба государственной статистики использует общероссийские классификаторы - таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признаками (видом экономической деятельности, потоками доходов и расходов, структурой управления и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор - ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. взамен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорту». В подразделе производители объединены на основе двух признаков - преобладающей экономической формы и продукции (услуга) и функционального назначения (большинство производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры: «Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»; «Деятельность в области искусства»; «Деятельность концертных и театральных залов»; «Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включающая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев; «Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа; «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»; «Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников» и др. Таким образом, в новом отраслевом классификаторе деятельность в культуре хотя и представлена в одном подразделе, но внутри него расчленена на группы вперемежку с группами спортивной, ИI формационной и другой деятельности, что затрудняет целостность восприятие отрасли культуры и возможно послужит причиной адекватной статистической оценки ее масштабов, а следовательно масштабов ее экономической деятельности. Пример отрасли культуры свидетельствует о произвольности установления (в данном случае органами государственной статистики) отраслевых границ.[4] Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кино копировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьюторские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления культуры). Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на: - управленческие; - производственные; - образовательные; - научно-методические; - снабженческо-сбытовые. Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей[5], однако технологические связи объединяют их деятельность с организациями культуры. Так, например, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями и т.д., включая их услуги в процесс производства и реализации фильма. Библиотеки сотрудничают книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д. Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями (отношениями). Основное звено отрасли "культура и искусство"— организации культуры и искусства (далее — организации культуры). Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению. К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и т.д. Функции отраслевого управления осуществляют следующие органы исполнительной власти: —на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (до 2004 г. Министерство культуры Российской Федерации); —на региональном уровне — управления, комитеты, департаменты, министерства культуры субъектов РФ; —на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований. В условиях децентрализации системы управления органы управления культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим самостоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культурой разных уровней. Административные границы отрасли определяются ведомственной принадлежностью к тому или иному органу управления независимо от характера выполняемых организациями функций. Административные границы отрасли отражают экономические границы, но не совпадают с ними. Эти границы подвижны и связаны с административными реформами, проводимыми в стране. В настоящее время основным федеральным органом управления отраслью "культура и искусство" является Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России). В систему Минкультуры России входят: —организации культуры и искусства; —кинематография; —телевидение и радиовещание; —периодическая печать и издательства; —архивы; —учебные заведения культуры и искусств (ВУЗы, ССУЗы, детские школы искусств). Помимо этого в его административном подчинении находятся памятники истории и культуры, а также соответствующие промышленные, реставрационные, строительные, транспортные организации, научные и информационные институты и центры и др. В то же время часть организаций культуры не включается в систему Минкультуры России. К ним относятся организации культуры, которые находятся в ведении: —Администрации Президента РФ, других министерств и ведомств (Министерства образования и науки, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и др.); —общественных организаций — творческих союзов, профсоюзов, различных обществ (ДОСААФ, Всероссийского общества "Знание", Всероссийского музыкального общества и т.д.); а также организации, созданные (учрежденные) другими юридическими и физическими лицами. Отраслевая характеристика организаций культуры Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учебные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализированные, предназначенные для обслуживания определенных категорий населения. Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются наДворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социокультурные комплексы, центры досуга и т.п. Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественно-научные, художественные и т.п. Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.) В состав концертных организаций входят филармонии, самостоятельные концертные залы (ГЦКЗ "Россия", Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, Московский международный дом музыки и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр. Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническимии эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы. Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зооцирки, группы "Цирк на сцене". В системе Минкультуры России подавляющее большинство цирков входят в состав Российской Государственной цирковой компании "Росгосцирк". Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусств — ОИИ (в более ранней терминологии — театрально-зрелищные предприятия —ТЗП) Каждая организация культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций культуры меняются под воздействием общественных отношений. В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось 112 тысяч организаций культуры и учебных заведений культуры и искусств (см. таблицу №1). Таким образом, организации культуры могут входить в состав профильного ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ, а также находиться в составе других ведомств. В то же время в составе ведомства Минкультуры, помимо организаций культуры, находя организации других отраслей. В ведомстве взаимодействие организаций разных отраслей также основано на технологических связях, однако последние подкреплены организационно-правовым статусом организаций отрасли, базирующимся на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения, общей системой финансовых потоков, восполнительной (субсидиарной) материальной ответственностью, а также административными рычагами. В связи с этим модель (устройство) ведомства является достаточно прочной и устойчивой, хотя границы его, включающие то или иное число организаций и их видов, не являются неизменными. Соотношение ведомственных и вневедомственных организаций культуры представлено в таблице 1, которая содержит сведения о наиболее развитых сетях организаций, традиционных для отрасли культуры РФ. Как следует из таблицы, 96,5% организаций находятся в составе ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ, и только 3,5% в составе других ведомств, причем цирки, парки культуры и отдыха, концертные организации и самостоятельные коллективы, а также зоопарки есть только у Минкультуры, здесь же находится преобладающая часть постоянных муниципальных кинотеатров. Табл. 1 Организационная структура отрасли культуры в 2004 г.
За последние годы (2001-2004) динамика основных организаций культуры основных типов не претерпела существенных изменений. Так же как и в предыдущий период продолжалось некоторое сокращение числа библиотек и культурно-досуговых учреждений, а также числа кинотеатров и киноустановок (в результате, главным образом, их закрытия и приватизации, а также в связи с централизацией) и рост числа театров и музеев (за счет возникновения новых организаций, а также разукрупнения действующих), что и отражает таблица 2. Табл. 2 Динамика сети организаций культуры в 2001-2004 гг.
В отличие от умеренной динамики организаций культуры государственной и муниципальной собственности, отраженной в таблице 2, у частных организаций культуры наблюдается устойчивый и значительный по темпам рост. Так, за период 1994-2004 годов их число возросло с 26,8 тысяч до 70 тысяч[8], т.е. в 2,6 раза. На основе этих данных, а также данных таблицы 1 можно составить представление об общем числе организации культуры: оно приближается к 180 тысячам. При этом число работников культуры равняется 1,2 млн. человек, что составляет 2% от занятых в народном хозяйстве. Обеспеченность населения организациями культуры характеризуют следующие цифры: на 1 млн. жителей в России приходится 4 театра (для сравнения: в Австрии - 24, Швеции – 13,6, Франции - 9,6, Великобритании – 8,9), 347 библиотек (в Финляндии - 2500,Чехии - 708), 15 музеев (в Нидерландах - 35, Швеции - 34, Германии - 32, Чехии - 33)., Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительности масштабов сети организаций культуры РФ и положительной динамике многих видов и, следовательно о перспективах развития отрасли в целом, а с другой стороны, о необходимости развивать сеть организаций культуры, используя для этого систему методов организационно-правового, экономического, а также социально-политического характера. Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе. 1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых учреждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев. 3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учреждений культуры, которые одновременно используют многообразные формы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — центров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др. 4.Развитие альтернативных государственным организаций культуры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре. 5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культурную деятельность как вид бизнеса. 6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности,, средств спонсоров, грантов благотворительных фондов и т.п. 7.Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярмарок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др. Переосмысление роли организаций и органов управления культурой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — PR и т.д.). Новые требования к кадрам культуры.
|