Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Экономические показатели деятельности организаций в сфере культуры: себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Сущность, расчет, динамика




Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Цена — 1) сумма денег, уплачиваемая за единицу товара; 2) денежное выражение стоимости товара.

Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хо­зяйствования организации, определяемый как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на произ­водство и реализацию.

Рентабельность— один из обобщающих показателей эффектив­ности хозяйствования, характеризующий степень прибыльности орга­низации в целом, предпринимательской деятельности, отдельных видов продукции (работ, услуг) за определенный период времени.

Одним из направлений экономического исследования любого объекта является выбор показателей, характеризующих явления экономической жизни и формы представления их содержания. В экономической науке основной формой этого представления является использование количественных индикаторов при отражении параметров каждого явления, количественное, графическое изображение их взаимодействия.

Специфика экономики культуры и искусства состоит в том, что нужные для вычисления эффективности измерители выражаются в большом количестве разного рода натуральных показателей. Если для производственной сферы ресурсная составляющая и произведенная продукция измеряются в стоимостном выражении, определяемом директивно или рынком, то в культуре такой возможности нет.

Показатели экономические – величины, критерии, уровни, измерители, которые позволяют судить о состоянии экономики мира, страны, региона, предприятия, семьи и изменении этого состояния, об экономическом развитии, росте, подъеме или спаде. Принято различать количественные и качественные показатели, а также единичные и групповые (агрегированные, синтетические, сводные, обобщенные). Само слово «показатель» говорит о том, что он «показывает» состояние экономической системы, экономического объекта. В зависимости от области применения показатели делятся на аналитические, прогнозные, плановые (применяемые при составлении планов), расчетные (определяемые путем расчетов и используемые для установлении прогнозных и плановых), отчетные (используемые при составлении отчетов, в которых отражается реально достигнутое состояние), статистические (применяемые в статистике)

Результаты деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты — это создаваемые культур­ные блага, конечные — эффект от этих благ для их получателей.

Конечным результатом культурной деятельности являются те из­менения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном соз­нании, в качестве социальной среды и т.п.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета).

Сложность прямого количественного измерения конечных общест­венно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невоз­можность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответст­вующих критериев и индикаторов социальной результативности культу­ры. Использование социологического инструментария: опросов, анкети­рования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

Сложно количественно измерить те изменения в экономике, которые происходит в результате культурной дея­тельности, а именно: рост производительности труда, прирост национального дохода (или внутреннего валовоro продукта), рациональное использование свободного времени населения, а также повышение культурного уровня населения за счет потреб­ления услуг культуры, как дополнительного потребительского блага и товара. Количественно эти параметры не всегда удается выразить поэтому в практике планирования развития культуры обычно пользуются некоторыми непрямыми показателями обеспеченности населения материально-вещественными условиями потребления услуг, показатели которых зачастую не отражают реального культурного процесса. Это количество:

– обслуженного населения теми или иными услугами культу­ры (число зрителей, читателей, посетителей музеев и т.д.);

– учреждений культуры (театров, клубов, музеев, киноуста­новок, зрительских мест);

– мероприятий, осуществляемых этими учреждениями куль­туры (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.). Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относительных показателях (на 10 тыс. человек населения).

Достоинства и недостатки этих показателей очевидны по­скольку, с одной стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного обеспечения отдельных регионов, городов, населенных пунктов, а с другой – не отражают реального объе­ма культурных благ и услуг, потребляемых населением, так как рост количества учреждений культуры может сопровождаться не только повышением, но и снижением количества посетителей. Натуральные показатели не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину уровня культурного обеспечения на­селения, а также отразить изменения структуры потребления.

Более универсальными являются показатели, выражающие денежную оценку потребляемых населением культурных благ и услуг (доходы учреждений культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры, бесплатный или льготный характер их предоставления населению, приводят к тому, что денежная оцен­ка осуществляется по затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыночной оценкой и создает определенные искажения реальных объемов услуг и культурных благ.

В учетной, а частично и плановой практике к показателям развития культуры принято относить:

1. по библиотекам

– количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населе­ния;

– количество книг в библиотеках в абсолютном и относи­тельном выражениях:

– количество читателей;

2. по учреждениям клубного типа

– количество клубов, в том числе на 1000 населения раздельно дли разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);

– количество мероприятий и клубных объединений;

3. по музеям

– количество музеев в абсолютном и относительном значениях;

– количество посетителей;

– количество выставок и экспозиций по каждому музею;

– величину музейных фондов по каждому музею.

4. по учреждениям искусства

– количество театров (о том числе, по жанрам), их вме­стимость (в абсолютном значении и по отношению к 10 тыс. населения);

– количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств т собственных доходов.

5. кинематографии

– количество произведенных кинофильмов;

– количество кинотеатров;

– количество киноустановок;

– количество зрителей;

– валовой сбор денежных средств;

6. радио и телевидению

– объем передач в среднесуточном исчислении;

– средневзвешенный процент охвата населения теле- и радиовещанием.

Эффективность хозяйствования отдельного учреждения или предприятия культуры в рыночных условиях также измеряется в зависимости от формы предоставления услуг населению. При платном оказании культурных услуг для предприятий, полу­чающих доходы, сопоставимые с расходами или превышающие их, можно использовать коммерческие показатели эффективно­сти (прирост собственных доходов, рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большинстве случаев эффектив­ность хозяйственных операций определяется степенью рацио­нальности использования ресурсов, либо теми же показателями посещаемости учреждений культуры и количеством посетителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры, а так­же - наполняемостью залов и т.п. Для сравнения обычно при­меняют некоторую желаемую (нормативную, среднюю) величину.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты