КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №61. Направления совершенствования системы финансирования культуры и искусства.
Бюджетная реформа наряду с административной задумана как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности государственного управления. Декларируемой целью ее является повышение эффективности расходования бюджетных средств, а суть заключается в переходе от управления ресурсами к управлению результатами. В рамках реформы предполагается переход от финансирования учреждений к финансированию услуг культуры. Подобный подход базируется на представлениях: — в об избыточности сети учреждений культуры; — неоправданном дублировании их деятельности Часто приходится слышать от разработчиков и сторонников реформы, что учреждения культуры — это наследие советской эпохи. Выполнив на определенном историческом отрезке поставленные перед ними идеологические задачи, к настоящему времени они себя исчерпали. Поэтому значительное количество учреждений культуры надо "оптимизировать" (сократить), а социальный заказ на оказание услуг культуры выдавать на конкурсной основе другим структурам, в частности, коммерческим. С таким утверждением трудно безоговорочно согласиться. На сегодняшний день рынок культурных услуг развит недостаточно, и реальных альтернатив учреждениям культуры фактически нет. В крупных городах появились всевозможные антрепризы, частные некоммерческие организации (существующие, в основном, на гранты зарубежных благотворительных фондов). Однако нельзя сбрасывать со счетов, что четвертая часть населения страны (35 млн. чел.) живет в сельской местности. Вряд ли коммерческие структуры будут повсеместно заниматься созданием условий для развития и сохранения народного творчества. Таким образом, желание сохранить сеть учреждений культуры базируется не (или не только) на инстинкте самосохранения, а на понимании, что в настоящее время она является основным "поставщиком" услуг культуры. Сказанное отнюдь не исключает необходимости ее упорядочения. Специалисты, как правило, выделяют две возможные стратегии поведения на этапе становления реформ: — первая — попытаться изменить "правила игры"; — вторая — "встраиваться" в реформы, адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам. В русле реализации первой стратегии удалось добиться определенных успехов. "Снят с дистанции" законопроект "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях". В законопроекте "Об автономных учреждениях" учтен ряд предложений деятелей культуры; внесены поправки и в Закон № 131-ФЗ в части, касающейся полномочий в области культуры муниципальных районов. Однако несомненные достижения могут смягчить последствия реформ для сферы культуры, но не отменить их курс. Вот почему чрезвычайно актуальной является стратегия "встраивания" в реформы, которой пока не уделяется достаточного внимания. В плане оптимизации сети стратегия "встраивания" означает необходимость формирования полного перечня услуг, оказываемых каждым учреждением культуры. Для этого, прежде всего, следует прописать функции учреждения, что оказывается совсем не просто. И здесь бумерангом возвращаются ранние упущения: — восприятие миссии как некоего "новомодного бантика"; — несерьезное отношение к уставу, в частности, к разделу "Цели и предмет деятельности", который обычно представляет собой "винегрет" из целей, задач, направлений и форм работы. Сформулировав функции учреждений, можно выделить основные направления их деятельности, по каждому из которых затем расписать услуги. Подобная "инвентаризация" услуг действительно иногда позволяет выявить дублирование и параллелизм в работе учреждений культуры. В этих случаях возможны варианты: — слияния; — присоединения; — ликвидации учреждений культуры. Одним из действенных путей оптимизации сети может стать перепрофилирование ряда учреждений культуры. К примеру, представляет интерес превращение части библиотек в интеллект-центры. Упорядочение сети, ее "самоочищение" лучше провести изнутри, собственными силами. Должны быть разработаны и утверждены нормативы обеспечения населения услугами, оказываемыми учреждениями культуры разного типа, социальные стандарты в области культуры. На тему правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений высказано немало суждений и опубликовано статей. Соответствующие законопроекты в процессе доработки постоянно претерпевали изменения. Поэтому представляется целесообразным остановиться на содержании последнего варианта пакета документов. Он включает в себя: — Федеральный закон "Об автономных учреждениях"; — соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др. Автономное учреждение — это не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения. Создание автономного учреждения (путем учреждения или преобразования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учреждений, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово-хозяйственной самостоятельности. Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от собственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учредителя юридических лиц). К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может привести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких преобразований, БУ может быть ликвидировано собственником. Крайне негативно, как ущемление своих прав, воспринял директорский корпус необходимость создания наблюдательного совета. Разработчики законопроекта придерживаются иной точки зрения, полагая, что наличие коллегиального органа управления позволит более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указанным в его уставе. Обратим внимание, что в соответствии с изменениями, вносимыми в Основы, учреждения культуры получают право делегировать полномочия наблюдательного совета учредителю. Как известно, деятели культуры активно пытались повлиять на содержание разрабатываемых законопроектов. Представители Союза театральных деятелей, ассоциации директоров концертных организаций, Союза музеев России, Российской библиотечной ассоциации встречались по этому поводу с Президентом РФ и министром экономического развития и торговли РФ, вносили свои замечания и предложения, которые частично были учтены. В русле реализации стратегии "встраивания" в реформы одной из основных задач отрасли становится определение способа предоставлены и порядка расчета объемов финансовых средств, необходимых для оказания услуг культуры. В Принципах реструктуризации бюджетного сектора подробно расписаны недостатки действующего механизма финансирования бюджетных учреждений. С одними из них можно согласиться, с другими — нет. В целом же действующий механизм сметного финансирования считается неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения. Поэтому в рамках реструктуризации бюджетного сектора и предполагается переход от "обезличенного" финансирования сети учреждений культуры по смете к финансированию под результаты деятельности. Находясь в жестких рамках заданных обстоятельств, прежде всего необходимо выбрать наиболее адекватные для культуры новые формы бюджетного финансирования. На современном этапе таковыми являются государственный (муниципальный) социальный заказ и нормативно-подушевое финансирование. Социальный заказ предоставляется на конкурсной (договорной) основе. Гарантированное же бюджетное финансирование обеспечивается путем внедрения нормативно-подушевого подхода, основными инструментами которого выступают: — подушевое финансирование (на потребителя); — финансирование на единицу услуг. В социальной сфере в целом большее распространение получило подушевое финансирование: в образовании идет привязка к учащемуся, в здравоохранении — к койкоместу и т.д. То есть эта форма подходит отраслям, которые оказывают стандартизируемые услуги конкретным категориям потребителей. Специфика услуг культуры — в их необязательности и слабой стандартизируемости (в силу неповторимости и оригинальности каждой). С учетом этих отличий для культуры, на наш взгляд, более приемлемо финансирование на единицу услуг. Таким образом, мы опять приходим к необходимости работать с услугами и используем их полный перечень, сформированный в рамках оптимизации действующей сети учреждений культуры. В соответствии с заданиями учредителя учреждение осуществляет деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Выбор способа предоставления услуг, прежде всего, определяется их характером. Все услуги культуры подразделяются на услуги, оказываемые непосредственно потребителю, и услуги, оказываемые обществу (сообществу) в целом, например, хранение музейных фондов. Последние в обязательном порядке должны оплачиваться из соответствующих бюджетов. Услуги культуры, оказываемые непосредственно потребителю, могут предоставляться различными способами. Во многом это обусловлено тем, что на рынке культурных услуг заказчик и потребитель зачастую разделены. Определенный объем услуг культуры может оплачивать сам потребитель— как собственными средствами, так и с помощью субсидий, полученных на эти цели из бюджета. Учредитель же должен оплачивать предоставление определенного объема услуг, которые он считает социально значимыми, или оказание услуг для отдельных категорий населения, например, социально незащищенных слоев. Кроме того, возможно выделение субсидий организациям на покрытие разницы между затратами на предоставление услуг и их стоимостью. Итак, к бюджетным услугам будут относиться услуги, оказываемые обществу, и услуги, оказываемые населению, оплаченные из средств соответствующих бюджетов в рамках обязательств, принятых на себя органами власти. Стоимость услуг, оказываемых обществу в целом, должна определяться только прямым счетом и нормированию не подлежит. Для услуг, оказываемых населению, возможно установление нормативной стоимости. Похоже, что к широко используемым в нашем лексиконе иностранным терминам скоро добавится еще один: costing — установление стоимости услуг. "Закупка" бюджетных услуг культуры означает установление партнерских, т. е рыночных отношений. Поэтому расчет финансовых нормативов следует вести исходя из рыночного уровня цен. Прежде всего, в стоимость услуг культуры помимо расходов на оплату труда (желательно с учетом интеллектуальной составляющей) должны включаться затраты на содержание здания. При преобразовании бюджетного учреждения в автономное собственник не меняется, и бремя содержания собственности должно оставаться на нем. Кроме того, при установлении цены необходимо учитывать затраты на приобретение оборудования, рекламу, связи с общественностью и т. д. Изучение и обобщение опыта регионов по разработке финансовых нормативов свидетельствует, что практически ни в один из них расходы на содержание здания не были включены в полном объеме. Это вполне объяснимо, т.к. при определении реальной стоимости единицы услуг объем финансирования культуры возрастет в несколько раз, и бюджеты территорий вряд ли это выдержат. В то же время очевидно: из-за многолетнего недофинансирования этой сферы материально-техническая база многих учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, что делает невозможным решение поставленной Президентом РФ задачи повышения качества услуг. После расчета укрупненных нормативов на единицу услуг может быть осуществлена их дальнейшая дифференциация. В этой связи целесообразно применять поправочные коэффициенты, например, за отдаленность территории, сложность программ и т.д. Для организаций исполнительских искусств, видимо, должны разрабатываться два норматива— на подготовку и прокат программ. Нуждается в осмыслении возможность и необходимость учета национального компонента. Нормативы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг культуры должны быть официально утверждены для конкретных субъектов РФ и муниципальных образований. При этом на органы управления культурой ложится серьезная нагрузка— выстраивать отношения, с одной стороны, с финансовыми органами администрации, с другой, с учреждениями. Вполне понятно, что желание руководителя бюджетного учреждения преобразовать его в автономное в существенной мере будет зависеть от обоснованности установленных на услуги цен. Объем выделяемых бюджетных средств определяется не только нормативной стоимостью единицы услуг, но и величиной планового здания по оказанию государственных (муниципальных) услуг культуры. Новые подходы к планированию предполагают более широкое применение программно-целевых методов. Возможно, новые подходы к планированию уже применяются в ряде субъектов РФ, муниципальных образований и учреждений культуры, но широкой общественности об этом пока неизвестно. Итак, резюмируя сказанное, отметим следующее. Менеджеры культуры обязаны отработать новые подходы к планированию и финансированию, показать привязку выделяемых бюджетных средств к услугам (функциям, видам деятельности). Идеологи же реформ должны отказаться от двойного стандарта. Ведь за декларируемой целью повышения эффективности расходования бюджетных средств достаточно явно просматривается желание сократить финансирование. Выше уже отмечалось, что при установлении реальной цены услуг объем финансирования возрастет в несколько раз. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на разработку законодательной базы, повышение квалификации управленческих кадров и т. д. Так что если подходить к реструктуризации бюджетного сектора серьезно, то сэкономить на культуре вряд ли удастся.
|