КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Составитель к.ю.н. Стаханова Е.Ю. 1 страница. 1. Предмет и методология ИГПЗС как учебной дисциплины.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Учебный год 1. Предмет и методология ИГПЗС как учебной дисциплины.
Эта дисциплина анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности. Наиболее тесная связь дисциплина имеет с Теорией государства и права, Историей политических и правовых учений. История государства и права зарубежных стран с этими дисциплинами образуют группу так называемых теоретико-исторических дисциплин, которая составляет теоретическое (гносеологическое) основание юридических наук. Эти дисциплины формируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции. История государства и права зарубежных стран пользуется целым комплексом научных методов. Все методы можно разделить на две группы: общенаучные и частнонаучные. К общенаучным относятся общефилософские, логические методы: методы анализа, синтеза , дедукции и индукции, системный и структурный, от общего к частному, от абстрактного к конкретному и т.д. Среди них можно выделить математические, статистические методы, т.е. количественные. Ко второй группе частнонаучных методов относят комплекс исторических и правовых методов, как например: сравнительно-исторический, ретроспективный, историко-типологический, историко-генетический, технико-юридический, сравнительно-правовой и др. Каждая наука имеет собственную методологическую базу. Существенный вклад внесла в развитие методологии познания марксистская методология, основанием которой является материалистическое понимание, сегодня присутствует идеалистическое. От греческого «metodos» и «logos» методология – это наука о путях познания, учение о методах познания. В современной методологии научного познания выделяют следующие принципы: - принцип объективизма; - принцип ценностного подхода (человеческий фактор); - принцип историзма (исторической преемственности в развитии государства и права); - принцип партийности. История государства и прав зарубежных стран изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран в хронологическом порядке, в рамках четырех основных периодов, согласно формационной периодизации и цивилизационному подходу. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. - Древний мир (IV тыс. до н.э.- V в. н.э.) - Средние века (Vв.- XVII- XVIIIв.в.) - Новое время (XVII- XVIIIв.в. – конец XIXв.) - Новейшее время (XXв. – до наших дней) В пределах каждого из этих периодов и рассматривается история государства и права отдельных стран.
2. ИГПЗС в системе юридического образования и ее задачи как учебного курса. История государства и права зарубежных стран – одна из фундаментальных юридических дисциплин, занимающая важное место в учебных планах по специальности «Юриспруденция». Учебный предмет История государства и права зарубежных стран около 60 лет составляет обязательную часть общего юридического образования. За эти десятилетия сложилась своя особая традиция построения курса, свои научные и профессиональные его задачи. Общепризнанно, что именно История государства и права зарубежных стран играет основную роль в знакомстве будущих юристов с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры, юридического знания. История государства и права зарубежных стран есть закономерная смена типов и форм государства, правовых систем на территории зарубежных стран. Государство, являясь организацией публичной власти, и право - как система общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю- два взаимосвязанных общественных явления, прошли долгий путь в своем развитии и становлении. Закономерности этого процесса изучаются историей государства и права зарубежных стран. Главный объект этой науки - закон в его историческом развитии. Для обозначения внешних форм выражения правовых норм используется специальный юридический термин «источник права». Источником права в различные исторические периоды может быть правовой обычай, судебный прецедент или законодательный акт.
3. История развития государственности в Древнем Египте.
Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в V тысячелетии до н. э в результате разложения родового строя, выделения родовой знати (старейшин, вождей) и появления рабства. В V тысячелетии до н. э. в Египте создается несколько десятков примитивных образований - номов,которые в IV тысячелетии объединились сначала в два царства - Верхний Египет и Нижний Египет, а затем, к концу IV тысячелетия, образовали одно централизованное государство. Это было обусловлено растущим классовым расслоением и необходимостью централизованного руководства системой ирригации. Общественный строй. Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец. К привилегированной группе египетского общества принадлежала египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государств. Особое место занимали писцы, из которых выходили высшие сановники. Свободные крестьяне - одни из них жили на государственной земле, имели свой надел и платили за него ренту-налог; другие были прикреплены к земле сановника или воина, получали дневное пропитание и выполняли самые тяжелые работы. Ремесленники - работали в государственных рудниках. Объединялись в группы по 10 человек под наблюдением особых управляющих. На низшей ступени общественной лестницы стояли рабы. Основным источником рабства являлись военный плен и долговая кабала. Государственный строй. Государство в Египте имело форму деспотии, в котором вся полнота власти принадлежала одному лицу - царю-фараону. Фараоны происходили из одного рода и сменяли друг друга в порядке престолонаследия.Характерной чертой деспотии в Египте был религиозный культ главы государства - царя-фараона. Главным должностным лицом после фараона являлся визирь, ближайший помощник царя, который обладал широким полномочиями: управлял государством, был руководителем суда, возглавляя совет десяти, являющийся высшим судебным органом, принимал участие в руководстве хозяйством, стоял во главе военных сил, исполнял обязанности нотариус; следующее должностное лицо - хранитель печати, или главный казначей - заведовал государственными складами, в которых хранились натуральные подношения; начальник всех царских работ - совмещал в себе должность архитектора и наблюдателя за выполнением повинностей, возложенных на свободное население.
4. Правовые отношения в Древнем Египте.
Основные черты права. Право Древнего Египта сохранило в себе в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя, поэтому основным источником права является обычай. Составление первых писанных законов относят к 3000 г. до н. э. Фараону Менесу приписывается составление уголовного законодательства по вопросам религии, Бокхорису - кодекс в области финансов и торговли, Амасису - законодательная регламентация местной администрации. Характерной особенностью брачно-семейного законодательства является сохранение пережитков матриархата. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак составлялся как договор, и женщины выступали в нем от своего имени. В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот. Наказания отличались особой жестокостью. Смертная казнь применялась в двух формах: простой - отсечение головы и повешение, и квалифицированной - сожжение, распятие и погребение заживо. Применялись также наказания в виде талиона: первый вид - виновному повреждается орган тела, которым он совершил преступление, второй - виновному повреждается тот орган, который он, повредил потерпевшему.
5. История возникновения Вавилонского государства.
Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат в Двуречье. В начале Ш тысячелетия до н. э., в результате раскола общества на классы и появления имущественного неравенства, возникло около 40 первых государств в форме "городов государств", насчитывавших по 40-50 тыс. человек в каждом. Это были древне-шумерийские государства, наиболее известные из которых - Эриду, Ур, Сиппар, Ниппур, Ларса, Лагаш, Киши и Умма. Основным фактором образования этих государств явилась необходимость в организации ирригационных и мелиоративных работ, требовавших совместных усилий соседских общин. По форме правления древнешумерийские государства представляли собой аристократические республики, сохранившие пережитки родоплеменной организации. В начале II тысячелетия до н. э. Вавилон становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в северную часть Двуречья аморейскими племенами. Общественный строй. Основное население страны делилось на свободных и рабов. Свободные, в свою очередь, подразделялись на два сословия: авилум (буквально "муж", "человек") и мушкенум (дословно "склоняющийся ниц"). И те, и другие могли быть богатыми или бедными, обладать, или не обладать рабами, однако только владение землей в общине делало их полноправными. Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству. Государственный строй. По форме государственного устройства Древневавилонское государство - являлось относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией. Верховная власть принадлежала царю. Материальную основу царской власти составляло царское хозяйство, включавшее и земли храмов. Царь осуществлял также и верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами. Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центр административной власти - царский дворец и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством и одновременно являвшиеся высшими должностными лицами государства. Высшим царским чиновником был управитель царского двора - нубанда. Водным хозяйством ведал управитель реки. Ему подчинялись надзиратели, надсмотрщики, контролеры, кладовщики и счетоводы.
6. Источники права и правовое положение отдельных категорий населения в Вавилонском государстве.
Основные черты права. Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы царя Хаммурапи. Текст законов был высечен на базальтовой стене, в верхней части которой изображен бог солнца Шамаш, вручающий текст этих законов коленопреклоненному Хаммурапи, что символизировало божественное происхождение царских законов. Первым переводчиком законов Хаммурапи, французским ученным В. Шейлом, весь сборник был расчленен на 282 статьи: ст. 1-15 содержат положения процессуального характера; ст. 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; ст. 127-195 относится к семейному и наследственному праву; ст. 196-214 предусматривают защиту личности; ст. 215-282 регламентируют условия найма. Большинство статей законов Хаммурапи было посвящено регулированию имущественных отношений. Объектом собственности были земля, скот, орудия труда, рабы и другое имущество. Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязательное возмещение убытков. Обязательственному праву были известны следующие виды договоров: 1) договор займа, который предусматривал не только обязанность вернуть долг, но и уплату процентов; 2) договор купли-продажи, при заключении которого составлялся письменный договор в виде глиняной таблетки, в котором оговаривались все условия договора; 3) договор хранения, по которому хранитель, в случае пропажи имущества, сданного на сохранение, должен был вернуть его собственнику в двойном размере; 4) договор найма земли - аренда, по которому арендатор был обязан платить аренду или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая; 5) договор личного найма касался в основном работников, имеющих особые навыки и умения. Брачному и наследственному праву посвящено более 70 статей законника. Семья являлась важнейшей социальной ячейкой, связанной через своего главу с общиной и государством. Власть главы семьи выступала как власть распорядителя рабочей силы членов семьи. В законах царя Хаммурапи нет четкого определения таких понятий, как преступление и наказание. В сборнике отсутствуют статьи, где говорилось бы о лицах, совершающих преступление против царской власти, зато широко представлены статьи, карающие преступление против частной собственности, а также за действия, посягающие на жизнь и здоровье человека. Причем наказание предусматривалось в зависимости от имущественного положения. Смертная казнь полагалась более чем в 30 случаях.Судебный процесс по законом царя Хаммурапи носил частный характер, т.е. все дела возбуждались по инициативе частных лиц, а не государства. Стороны в процессе должны были сами вести свое дело. Судебное решение выносилось письменно, на специальной глиняной таблетке, скрепленное печатью, и изменению не подлежало.
7. Право собственности и договорные обязательства в Вавилонском государстве.
Большинство статей законов Хаммурапи было посвящено регулированию имущественных отношений. Объектом собственности были земля, скот, орудия труда, рабы и другое имущество. Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязательное возмещение убытков. Обязательственному праву были известны следующие виды договоров: 1) договор займа, который предусматривал не только обязанность вернуть долг, но и уплату процентов; 2) договор купли-продажи, при заключении которого составлялся письменный договор в виде глиняной таблетки, в котором оговаривались все условия договора; 3) договор хранения, по которому хранитель, в случае пропажи имущества, сданного на сохранение, должен был вернуть его собственнику в двойном размере; 4) договор найма земли - аренда, по которому арендатор был обязан платить аренду или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая; 5) договор личного найма касался в основном работников, имеющих особые навыки и умения.
8. Семейное и наследственное право в Вавилонском государстве.
Брачному и наследственному праву посвящено более 70 статей законника. Семья являлась важнейшей социальной ячейкой, связанной через своего главу с общиной и государством. Власть главы семьи выступала как власть распорядителя рабочей силы членов семьи. Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".
Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ". Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать".
Наследственное право Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства". Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172) Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа). Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). "Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества "для своих детей" (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не "детьми раба", но "ее детьми". Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий. Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п. 27 - п. 29, п. 31 - п. 32). Статья 31: "Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность". И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, "владением отцовского дома". Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п. 35 - п. 38). Статья 38: "Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг". Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29). "Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его". Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39) "Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг".
9. Периодизация истории, религиозные учения и общины Древней Индии. История Древней Индии распадается на два крупных периода -—• хараппскую и ведическую цивилизации. Первый из них воспринимают сегодня как период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н.э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г., которые обнаружили реликты однородной городской, а также письменной (морфемно-слоговой) культуры. К ней относятся два города, в которых производились раскопки, — Xapanna, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенджо-Даро, расположенный в 645 км от него, на берегу реки Инд, в штате Синд. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную | троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — | того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования. Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины | 1-го тысячелетия до н.э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское "ведать", т.е. знать). Религии Индии отличаются большим многообразием и отсутствием (за исключением постведических) единого пророка и основателя. Религиозная традиция, именуемая индуизмом, насчитывает пятитысячелетний период существования и развития, однако само это название появляется только в XII в. в связи со стремлением мусульманских завоевателей Индии провести различие между верованиями индийского народа и исламом.
Среди индуистских богов различают богов доарийского периода, богов ведического периода и более поздние религиозные течения самого индуизма и соперничавших с ним течений (джайнизма, буддизма). В союзе трех богов доарийского периода, почитаемых до настоящего времени, Брахма Предстает господином всего сущего. Он выходит за пределы всякого поклонения, и храмы, ему посвященные, не обнаружены. Супруга Брахмы по имени Сарасвати Является богиней знаний, учения и истины. Судьбы людей, подобно вавилонскому Шамашу, контролирует Вишну-хранитель. По своей природе он добр и благожелателен. Устанавливать близкую связь с людьми ему помогают его 10 воплощений (аватар): он исполняет роль рыбы во время великого потопа для предупреждения людей, черепахи, которая спасала богатства от потопа, а также Рамы, благородного героя «Рамаяны», и Кришны (одновременно и бог, и герой многих мифов, выступающий в роли любовника, воина и царя). Одним из его воплощений считается Гаутама Будда, основатель буддизма. Супруга Вишну по имени Лакшми — Это богиня удачи и красоты. Источником и добра и зла, который уничтожает жизнь и заново творит ее, является бог Шива-разрушитель. Его супруга Кали (другое имя — Дурга) олицетворяет суд и смерть и почитается «Великой Матерью».
Среди ведических богов чаще всего в Ведах упоминается Индра. Индра — изначально бог-воитель кочевых арийских племен — с помощью молнии одержал победу над драконом, пытавшимся задержать течение вод. Он победил солнце и освободил из его плена рассветы. Агни, Бог огня и жертвоприношений, считается жизненной силой в нутри природы. Он тот, кто соединяет землю, небо и воздух между ними. Ригведа воспевает его как «возвращающего жизнь всем существам». Главой ведических богов является Варуна (ср. греч. Уран), хранитель космического порядка. Его представляют облаченным в золотую мантию и отождествляют с Митрой (божество персов, покровитель и гарант соблюдения договоров). Он обладает властью наказывать или награждать. Он же следит за соблюдением правил обрядов (Puma) И божественных установлений (дхарма). Таким образом, он управляет космическим порядком и следит за соблюдением законности на небесах и на земле. В ведический период многие из религиозных гимнов стали считаться откровением Брахмы (всеобъемлющий источник всего живого), полученным в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши). Считалось, что именно мудрецам дарована возможность постижения того знания, которое считалось бессмертным (оно обозначалось термином Санатана — «вечная» дхарма). Позднее было проведено различие между знаниями, полученными в результате откровения (шрути), И теми, которые сохранялись в памяти (смрити — запомненное). Законы Ману относятся к разряду «запомненного» из наставлений Ману — легендарного прародителя людей (по другим версиям, Ману — один из древних правителей-царей, который спасся, подобно библейскому Ною, во время вселенского потопа благодаря содействию божественной рыбы, в которую воплотился бог Вишну). Создатель нового учения Сиддхарта Гаутама (563—483), ставший Буддой (Просветленным), отверг культ жертвоприношений и кастовую систему и проповедовал новый путь спасения: брахманская концепция спасения «мокша» стала толковаться им как освобождение. Освобождение он связывал с достижением Нирваны (с «погашением» желания, которое является причиной мук и страданий и которым отмечен человеческий удел). Освобождение не предполагало ни аскетического отшельничества, ни впадения в экстатическое состояние. Его учение говорило о «Восьми Благородных Шагах» к достижению состояния нирваны. Восьмеричный Путь акцентирует внимание на следующем: моральности (праведная речь, праведное действие, праведное занятие), духовной дисциплине (праведное усилие, праведное сознание, праведное самообладание) и самосозерцании (праведное знание, праведное отношение).
Впоследствии буддизм разделился на два крупных идейных течения — Ортодоксальное (суровая и элитарная школа старой мудрости, известная также как хинаяна — «малая колесница») и Реформированное (более широкая трактовка учения, основывающаяся на письменной и дополняющей ее устной традиции, восходящей к беседам Будды со своими верными учениками. Оно получило название «большая колесница», или махаяна). Существует также возникшая на базе ма-хаяны в VII в. третья форма буддизма, соединившая в себе магические и мистические обряды, — так называемый Тантризм, Одним из хранителей и проповедников которого являются ламы Тибета. По мнению М. Малерба, современного историка религий, тантризм своей предрасположенностью к мистике напоминает православие, тогда как «большая колесница» больше похожа на католицизм с его культом святых, а «малая колесница» ближе к протестантизму своей «пуританской» стороной догматики и практикуемых обрядов.
|