Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Составитель к.ю.н. Стаханова Е.Ю. 4 страница. В уголовном праве различались преступления публичного (преступление против Римского государства, поджог




В уголовном праве различались преступления публичного (преступление против Римского государства, поджог, убийство, лжесвидетельство, похищение и заколдование посевов - влекли за собой смертную казнь) и частного характера (воровство, посяга­тельство на личность, уничтожение и повреждение чужих вещей -применялись телесные наказания или смертная казнь).

 

26. Возникновение арабского халифата, его общественное и государственное устройство.

Историю Арабского халифата можно условно разделить на 3 периода: правление самого Мухаммеда (около 570-632 гг.) и четы­рех первых халифов - Абу-Бекра (632-634 гг.), Омара (634-644), Османа (644-656 гг.), Али (656-661 гг.); правление династии Омейядов (661-750 гг.); правление династии Аббасидов (750-1258 гг.). В VII в. у арабских племен началось разложение родоплеменных отношений. Основную массу арабских племен составляли скотоводы - кочевники (бедуины) и незначительная часть земле­дельцев, живших в оазисах и городах. С указанного времени нача­лась имущественная дифференциация, приведшая к социальному неравенству. Власть в лице шейхов (глав племен) и саидов (пле­менных старейшин) присваивала себе лучшие земли оазисов и большое количество скота. Стремление преодолеть родоплеменную разобщенность и создать единое арабское государство вызвало к деятельности различных проповедников. Наиболее известным из них стал пророк Мухаммед - основатель религии ислам. Myхамед призвал к единству всех арабов в лоне одной религии и одного теократического государства (по типу религиозной общины) во главе с «посланником единого бога на земле» - пророком.

К середине VII в. объединение Аравии в одно исламское государство - халифат - было завершено.В годы правления Омейядов халифат достиг расцвета своего могущества, были завоеваны и в большинстве исламизированы многие страны. К 640 г. арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, а к 649г. - почти всю Северную Африку. В 651 г. захватили Иран, в 658г. - Армению, часть Грузии, Азербайджан, а за Кавказом дошли до земель Хазар. В 715 г. были завоеваны Хорезм и почти весь Мавераннахр (междуречье Сырдарьи и Амударьи), в 751 г. закрепили за собой всю Среднюю Азию. В 712 г. вторглись в Индию и взяли Синд, в 711 г. покорили Испанию. На всей огромной территории, захваченной арабами, международным языком стал арабский. Исламское право - шариат внедрялось в местные правовые обычаи и институты, также впитывая их в себя. Ислам стал практически господствующей религией на всей территории халифата.

Государственный строй халифата.

Государственная власть была централизованной. Во главе государства стоял халиф, осуществлявший высшую духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Центральными органами государственного управления стали диваны (ведомства): диван-ал-джунд - ведомство по вооружению и оснащению армии; диван-ал-харадж - финансово-фискальное (налоговое) ведомство; диван-ал-барид - ведомство по дорогам и почте.

Высшим чиновником был визирь, ответственный только перед халифом. Провинции управлялись эмирами. Как всякая империя, халифат неизбежно должен был расколоться на отдельные государства, чему послужили также многочисленные восстания коренных народов халифата. Местные наместники эмиры усиливали центробежные силы и объявляли себя самостоятельными правителями. Так было с Тахиридами в Хорасане (область Ирана), Саманидами - в Средней Азии, Тулунидами - в Египте, багратидами – в Армении и части Грузии, Буиды в Иране. К началу Х в. в руках Аббасидов оставался только Арабский Ирак и Западный Иран с центром в Багдаде, ранее в конце VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании (столица г. Кордова). В итоге Аббасидские халифы потеряли политическую власть, за ними осталось лишь духовное руководство.

 

27. Система мусульманского права.

 

Право халифата.

Учитывая, что шариат выступал как свод религиозных предписаний, можно отметить, что шариат - система, сочетающая и религию, и право. Основными источниками шариата явились:

Коран - главная священная книга мусульман, содержащая религиозно-моральные предписания;

Сунна - сборники хадисов (преданий) о жизни и поступках Мухаммеда, содержат предписания семейно-наследственного и судебного права, некоторым образом напоминает судебные прецеденты, т.е. пророк Мухаммед как верховный судья мусульманской общины выносил решение по делу, которое впоследствии служило решением аналогичных дел;

Иджма - решения, вынесенные авторитетными исламскими юристами по вопросам, не рассмотренными вышеназванными источниками, причем поощрялось свободное усмотрение судей (иджтихад); Фетва - письменное заключение религиозных высших ав­торитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В случае недостатка шариатских предписаний, разрешалось пользоваться обычным правом - адатом (особенно в покоренных землях) или другими местными законами не противоречащими исламу. Действия мусульманина различались следующим образом: строго обязательные (религиозные обряды и предписания, обязательные к исполнению); желательные (хорошее поведение в религиозном аспекте); разрешаемые (например, убийство врагов ислама); нежелательные, но ненаказуемые (например, телесные наказания жены); запрещенные и строго наказуемые (преступление про­тив веры и другие преступления против религии). Главными исламскими ценностями являются: религия, жизнь, разум, частная собст­венность, семья.

По характеру ответственности все преступления условно подразделяются на три вида:

преступления против религии, семьи, собственности, государства, за которые преступник платит телом или жизнью. На­пример: кража карается отсечением руки; прелюбодеяние жены, богохульство – смертной казнью.За такие преступления следует точно определенное наказание – хадд;

преступления против отдельных лиц, влекущие также определенные санкции обычно в виде штрафа или выкупа (плата за кровь). К этому виду главным образом относится умышленное и неосторожное убийство, нанесение увечий и ран. Кровная месть разрешалась, но не поощрялась - предпочтительней было заплатить выкуп;

преступления и правонарушения, наказания по которым (тазир) назначается по усмотрению суда.

Обязательственное право в шариате отличается хорошей разработкой. Обязательства из договоров распадаются на две группы: первая - обязательства, связанные с передачей вещи в чужое пользование, сюда относятся договор мены, займа, дарения, найма имущества, купли-продажи; втора группа включает договоры без обязанности передавать вещь в чужое пользование, это договоры поклажи, товарищества, поручения.

Особенность исламского права собственности заключается в том, что собственник только пользуется и распоряжается имуществом, а владеет всем всевышний бог.

В семейных отношениях шариат признавал полную власть мужа и отца. Допускалось иметь четырех жен и неограниченное число наложниц. В наследстве завещатель распоряжался лишь третью имущества, кроме того, к наследникам переходили лишь права, а не обязанности наследодателя, т.е. имущество, оставшееся после выплаты всех долгов умершего. Таким образом, две трети наследуется на основании закона (законными наследниками) и одна треть- по воле завещателя (по завещанию).

Правовой режим земель также отличается разнообразием статусов:

1) хиджаз - земли, где жил Мухаммед, с проживающих там мусульман взималась десятина;

2) вакуф - земли, принадлежащие религиозным мусульманским организациям;

3) мульк - частные земли мусульман;

4) икта - временные пожалованные земли за службу с правом взимать налоги с находящегося там населения.

Судопроизводство велось профессиональными судьями- кадиями. Судья не был связан строгими процессуальными правилами. Прокурор и адвокат в исламском процессе отсутствовали. Судья решал единолично и окончательно все дела. Соответственно кассационная и апелляционная инстанция отсутствовали. Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелем мог выступать обычно мужчина, женщины и иноверцы свидетельствовать не могли, допускалось суждение по аналогии в определении виновности приговора. Клятвы давались на священной книге и обычно были правдивыми, так как здесь сказывалось религиозное богобоязненное мышление и мировоззрение мусульман.

 

28. Государство и право вестготов и франков.

 

Периодизация истории государства и права франков:

1 период - монархия Меровингов (VI-VII вв.);

2 период - монархия Каролингов (VIII в. - первая половина IX в.)

Земли, населенные франками, делились на округа - паги, со­стоявшие из более мелких единиц - сотен. Основными этническими группами, населявшими территорию государства, были: франкская (господствующая), расселявшаяся на Севере и галло-римская, оби­тавшая на Юге. Основными классами были класс феодалов и класс феодально-зависимых крестьян.

Государственный строй. По форме правления франкское го­сударство было ограниченной монархией. Власть короля была ог­раничена постоянно действующим советом, без согласия которого не принималось ни одно важное решение, и ежегодным съездом придворной и провинциальной знати - "Великим полем".

Управление страной и суд возглавляли высшие должностные лица, наиболее важными среди них являлись: майордом, пфальц­граф - первоначально наблюдал за королевскими слугами, а затем возглавил суд; тезаурарий - хранитель сокровищ; маршал начальник конного войска и архикапеллан - духовник короля, стар­ший среди дворцового духовенства.

Своего расцвета Франкское государство достигло вначале IX в. когда в его состав входила почти вся Западная Европа. Но это был конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не вя­занных. В 843 г. в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого, был юридически закреплен раскол Франкского государ­ства на три королевства: западно-франкское, восточно-франкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

Основные черты права. Древнейшим источником права на территории государства являлся обычай, носивший племенной ха­рактер, т.е. каждый человек, подпадал под действие обычаев своего племени независимо от места проживания.

В период V-IX вв. происходит запись обычаев племен в виде «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургунская, Аллеманская правды. Основные черты франкского права при­нято рассматривать на примере Салической правды, представляв­шей собой запись обычаев салических франков. Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий право­нарушений и соответствующихим наказаний: под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и наруше­ние «королевского мира», а под наказанием - возмещение вреда потерпевшему (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение «королевского мира». Наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия.

Брак по Салической правде заключался в форме покупки же­нихом невесты. Насильственное похищение запрещалось; не раз­решались также браки между кровными родственниками и между свободными и рабами. В наследственном праве все движимое имущество после смерти собственника наследовалось в первую очередь его детьми; в случае отсутствия детей их наследовали в порядке очередности: мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники.

В области обязательственных отношений Салическая правда знала только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично, путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность.

Судебный процесс носил обвинительный характер, основ­ными чертами которого являлись: осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах; возбуждение дела только по инициативе истца или потерпевшего; равные права сто­рон и проведение процесса в виде спора (состязания) сторон; стро­гое соблюдение установленных процессуальных форм.

 

29. Государство и право в средневековой Англии.

 

АНГЛОСАКСОНСКОЕ РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО К началу VII в. германские племена англы, саксы и юты полностью овладели Британией, а кельты (племена, проживавшие в Британии) были превращены в рабов и зависимых людей.Общественный строй. Основную массу населения состав­ляли свободные крестьяне-общинники - кэрлы. Из общей массы свободных выделялись представители родоплеменной знати - эрлы. Полусвободное население - лэты - состояло из зависимых от эрлов покоренных кельтов. На самой низшей ступени общественной ле­стницы стояли рабы.

С формированием феодального общества у англосаксов крупные землевладельцы стали называться глафордами или лорда­ми. Основную массу крестьянства стали составлять крепостные крестьяне - вилланы. Лично свободные крестьяне назывались сокменами. Государственный строй. В начале IX в. королевство Уэссекс подчиняет себе все остальные англосаксонские государства и создается единое англосаксонское государство, которое стало назы­ваться Англией.

Носителем верховной власти являлся король, который об­ладал законодательной властью, военной властью и являлся выс­шим судьей. Исполнительным органом был Совет мудрых - витанагемот, в состав которого входили король, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы и тэны - представители служи­лой знати. Постепенно роль витанагемота в управлении страной падает, поскольку королевский двор превращается в центр управ­ления, а приближенные короля - в высших должностных лиц госу­дарства. Среди них: камерарий - отвечал за имущество и финансы короля; маршал - командовал конницей короля; капелан - заведовал королевской канцелярией.

В 1066 г. нормандский герцог Вильгельм с огромным войском высадился на остров и, разгромив англосаксонскую армию, завоевал Англию. Он объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесение ему присяги верности, что делало их непосредственными вассалами короля.

Общественный строй. Основой феодального хозяйства являлся манор, представлявший собой совокупность земельных владений феодалов. Основными антагонистическими классами были феодалы и эксплуатируемое ими крепостное крестьянство. В городах, которых насчитывалось около восьмидесяти, стали формироваться группы купцов и ремесленников.

Государственный строй. После нормандского завоевания в Англии образовалось централизованное государство с сильной королевской властью. Высшая законодательная власть осуществлялась королем совместно с Королевской курией, которая выступала в качестве высшего органа государственного управления, высшего судебного органа и органа, руководившего финансами страны. Из Королевской курии выделился орган, ведавший исключительно финансами государства - палата Шахматной доски. Этот орган был высшей счетной палатой и судебным органом по делам о преступлениях, совершенных чиновниками финансового ведомства. Высшими должностными лицами в государстве в этот период являлись: маршал - командующий войском; камерарий - осуществлял управление земельными владениями и имуществом короля; канцлер -руководитель государственной канцелярии и юстициарий – первый помощник короля.

В Нортгемптонской ассизе 1176 г. было предусмотрено образование суда при­сяжных из 12 рыцарей или других полноправных граждан. После создания института разъездных судей в Королевской курии для рас­смотрения судебных дел было учреждено особое отделение - Суд королевской скамьи.

Периодизация истории государства и права Англии:

1 период - раннефеодальная англосаксонская монархия (IХ-ХI в.в.)

2 период - становление английского феодализма (ХI-ХIП вв.);

3 период - сословно-представительная монархия (ХШ-XIV вв.);

4 период - абсолютная монархия (XV-первая половина XVII вв.),

Общественный строй. Изменения в экономике повлекли за собой преобразования в классовой структуре страны: окончательно стираются различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами, происходит их консолидация; в составе господствую­щего класса усиливается расслоение на крупную феодальную знать - лордов и мелких и средних землевладельцев - рыцарей; в отноше­ниях между феодалами и крестьянами натуральные повинности были заменены денежными - коммутациями.

Государственный строй. В начале ХП в. в Англии возникает мощное движение за ограничение королевской власти и полномо­чий королевских чиновников, что привело к установлению сословно-представительной монархии. В 1215 г. Иоаном Безземельным был подписан первый конституционный акт - Великая хартия воль­ностей, предусматривавшая, в частности, создание совета королев­ства, ограничивающего власть короля по одному из самых важных вопросов - взысканию поборов и налогов, что впоследствии предшествовало образованию сословно-представительного учреждения - парламента. В 1258 г. вооруженные бароны заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии, предусматривавшие создание совета 15 баронов, без согласия которого король не могпринять ни одного важного решения.

В 1263 г. началась гражданская война между сторонниками короля и его противниками, которых возглавил Симон де Монфор. В 1264 г. королевская армия была разгромлена и вся полнота государственной власти оказалась в руках Симона де Монфора. Однимиз важнейших моментов в его деятельности был созыв первого в истории Англии парламента (1265 г.), в состав которого входили король, крупные светские и духовные феодалы, по 2 представителя от городов. Во второй половине XIV в. произошло разделение парламента на две палаты: верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин.

1. Новое дворянство - джентри.

2. Горожане.

3. Крестьянство: делилось на копигольдеров - потомков прежних крепостных, которые несли ряд натуральных и денежных повинностей, и фригольдеров - свободных собственников земли.

Государственный строй. Абсолютная монархия установилась в Англии в период разложения и упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Осо­бенность английского абсолютизма состояла в том, что он был не­завершенным т.е. наряду с сильной королевской властью продол­жал существовать парламент. Высшими органами государственной власти и управления были: король - осуществлял реальную законо­дательную, исполнительную и судебную власть через многочис­ленные, только ему подчиненные органы; тайный совет - состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя личной печати и лорда-адмирала; парла­мент - орган сословного представительства.

 

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ.

Основными источниками права на территории Англии являлись:

1) обычай; 2) нормативные акты (например, в 1017 г. датский король Кнут, захвативший Британию, издал законы, общие для всего госу­дарства - законы Кнута); 3) с возникновением института разъездных судей сложилось «общее право», суть которого заключалась в том, что разъездные судьи, возвращаясь домой, занимались обобщением судебной прак­тики и вырабатывали общие нормы права, которыми руководство­вались королевские судьи при рассмотрении дел; 4) начиная с XII в. в королевских судах стали составляться протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда - «свитки тяжб». Затем отчеты о наиболее важных судебных делах начали печататься в «Ежегодниках». Там зародился основной прин­цип «общего права»: решение вышестоящего суда, записанное в «свитке тяжб», являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом - судебный преце­дент; 5) общие принципы права, или свобода судебного усмотре­ния - когда не было аналогичного решения; 6) «право справедливости» - когда лицо не находило защиты своих интересов в судах «общего права», оно обращалось к королю за «милостью» разрешить его дело «по совести»; 7) статуты - законодательные акты центральной власти, т.е принятые королем и парламентом. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом называлась статутным правом.

Характерной чертой англосаксонской системы права являлось существование «общего права» и «права справедливости» основанных на судебных прецедентах.

«Общее право» регулировало только вопросы, связанные с феодальным, т.е. свободным держанием земли. На основе «права справедливости» рассматривались гражданские споры между копи­гольдерами (крестьянами, которые несли ряд повинностей) и лордами.

В ХII-ХШ вв. в английском праве возник институт, которо­го раньше не было ни в одной правовой системе - институт довери­тельной собственности - траст, суть которого заключалась в том, что одно лицо (учредитель доверительной собственности) передает другому лицу свое имущество в собственность, с тем, чтобы он управлял этим имуществом в интересах одного или нескольких лиц (бенефициаров).

Основным источником обязательств являлись договоры и правонарушения - деликты. Англосакское право знало практически все виды договоров, но только те договоры были действительны, которые заключались в определенной форме и регистрировались в суде путем занесения их в «свитки тяжб».

Вопросы, связанные с заключением брака и его расторжени­ем, с личными отношениями супругов, относились к компетенции канонического права. Имущественные же отношения между супру­гами регулировались «общим правом».

Развитие норм о преступлениях и наказаниях происходило как под воздействием статусов, так и под влиянием судебной прак­тики королевских судов. Все преступления были разделены на три группы: тризна - измена (каралась смертной казнью через повеше­ние); фелония - тяжкое уголовное преступление (каралось смертной казнью) и мисдиминор - проступки (предусматривали конфискацию имущества).

 

30. Развитие государственных институтов в средневековой Европе.

 

Становление и развитие средневековых европейских государств проходило в эпоху формирования феодального строя. В условиях феодализма общество разделено на два основных класса – феодалов-землевладельцев и экономически зависимых от них крестьян, прикрепленных к земле. Сословное деление сопровождалось установлением особого юридического статуса для каждой группы населения. Класс феодалов представлял достаточно замкнутую группу, наделенную закрепленными законом привилегиями – правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства – землю и установление прямой власти феодала над крестьянином. Для феодальной земельной собственности были характерны следующиеособенности: иерархический характер (лицо, находящееся в феодальной зависимости, само может быть сеньором, т. е. являться феодалом для других лиц); право собственности на землю принадлежит исключительно феодалам; ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отношения между феодалами в Европе определялись зависимостью одних феодалов –вассалов от других – сеньоров (сюзеренов). Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой правления в феодальном государстве является монархия. Республика мало характерна: только в некоторых городах Северной Италии (Флоренции), Германии (ганзейские города), России (Новгородская и Псковская республики).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты