Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Типы феодальной государственности.




1. Раннефеодальная монархия (V–IX вв.) – характерна для периода становления феодальной собственности когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля Складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (X–XIII вв.) – расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV–XV вв.) – централизация государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов – Генеральных штатов во Франции, рейхстага в Германии, кортесов в Испании и т. д.

4. Абсолютная монархия (XVI–XVII вв.) характерно сосредоточение всей полноты государственной власти, в т. ч. законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием профессиональной армии и чиновничьего аппарата для обеспечения прямого управления и контроля за страной.

 

31. Правовое положение основных категорий населения в средневековой Европе.

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались от личной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно — один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы — цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии— с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII—XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн, Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

 

32. Эволюция государственного устройства Франции в Х – XV вв.

 

Периодизация истории государства и права Франции:

1 период - период феодальной раздробленности (IХ-ХII вв.);

2 период - период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.);

3 период - период абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.). Французское государство возникло после распада империи Каролингов. Основными антагонистическими классами были феодалы и феодально-зависимые крестьяне. По своей классовой сущности государство являлось диктатурой феодалов.а) Период феодальной раздробленности.

Общественный строй. Основное средство производства - земля - становится монопольной собственностью господствующего класса. В постоянном пользовании, а в ряде случаев во владении крестьян находились лишь небольшие участки господской земли -парцеллы.

Основными группами феодально-зависимых крестьян яв­лялись сервы (находились в личной и наследственной зависимости от своего господина, выполняли в его пользу целый ряд повинно­стей и выплачивали значительное число податей и платежей) и вил­ланы (лично свободные, могли продать свою парцеллу другому ли­цу, что освобождало их от сеньориальных повинностей).

Государственный строй. Во главе государства стоял ко­роль власть которого была выборной (король выбирался его васса­лами и высшими иерархами церкви). Единственным общегосудар­ственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны, была королевская курия (Великий совет), состоявшая из вассалов короля и высших иерар­хий церкви. Великий совет работал в форме съезда, который соби­рался эпизодически под председательством короля.

Специальных органов управления в этот период еще не существовало. Должностными лицами - министериалами - являлись дворцовые управляющие, которые заведовали делами дворцового хозяйства. Владения короля назывались домен. Весь домен был разделен на округа - превотажи, во главе которых находились прево. Министериалы в центре и право на местах назначались королем и выполняли все его распоряжения.

б) Период сословно-представительной монархии.

Общественный строй. Среди крестьян вместо сервов (лично зависимых крестьян) появились цензитарии - лично свободные крестьяне, держатели наследственного земельного надела - цензивы. Завершилось оформление трех основных сословий: духовенства, дворянства и «третьего сословия», в которое входили все остальные и на которое были возложены все налоги и повинности.

Государственный строй. Ликвидируется политическая раздробленность. Государство принимает форму сословно- представительной монархии: относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами - высшим совещательным органом. Все три сословия - духовенство, дворянство и третье сословие - были представлены отдельными палатами в Генеральных штатах. Все вопросы paccматривались отдельно по палатам, решение выносилось простым большинством голосов, окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат.

К органам государственного управления относились: государственный совет - осуществлявший общее руководство и контроль за отдельными отраслями управления, счетная палата -высший орган финансового управления и Парламент - верховный суд.

Среди должностных лиц наибольшее значение имели: канцлер - осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; коннетабль - командующий королевской армией; камерарий - заведовал королевской казной; палатины- королевские советники, выполнявшие особо важные поручения короля, и легисты - чиновники, изучившие курс римского права.в) Период абсолютной монархии.

Общественный строй. Основным моментом в истории дан­ного периода являлось зарождение в недрах феодализма капитали­стических производственных отношений. Отсюда, помимо основ­ного эксплуататорского класса - феодалов, появился новый класс эксплуататоров - буржуазия, которая состояла из городского патри­циата - богатых купцов-ростовщиков.

Как и раньше население страны делилось на три сословия, причем духовенство и дворянство сохранили свои привилегии, а в состав третьего сословия вошло крестьянство.

Государственный строй. Абсолютизм характеризовался тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследственного главы государ­ства - короля. Это привело к тому, что прекратили свою деятель­ность Генеральные штаты, резко был ограничен в правах Парла­мент, церковь полностью подчинена королю.

Центральные органы государственного управления пред­ставляли собой сочетание различных учреждений, созданных в раз­ные периоды. К ним относились: Государственный совет - высший совещательный орган при короле; Совет финансов, Совет депеш (сообщений с места); Тайный совет - занимался кассационным пе­ресмотром некоторых категорий дел; аппарат канцлера. Все эти органы возглавлялись Генеральным контролером финансов и че­тырьмя государственными секретарями - по военным, иностран­ным, морским делам и делам двора, которые вместе с королем об­разовали Малый королевский совет.

 

33. Развитие папской власти, церковной организации и их влияние на средневековую государственность.

 

В жизни народов средневековой Европы церквей и религия играли очень важную роль. Они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. При этом под их контролем находились не только низшие слои общества, а феодальная знать. В средневековой церкви существовало немало противоречий - она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного. Так, церковь много помогала бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала войны и грабительские походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм.

Христианство появилось еще в римское время, однако мировой религией оно стало уже в средние века, когда оформилась и окрепла его организация - церковь. На заре средневековья уже существовала церковная иерархия - разделение духовенства на ранги. На территории Западной Римской империи главой церкви был Папа, а на территории Восточной - патриарх. Обе должности были выборными. Другие должности делились на высшие и низшие ранги. До высшего ранга относились кардиналы, епископы и другие князья, получавшие духовную власть от папы. Низший ранг - те, кому духовную власть оказывал епископ. Церковь с помощью государства быстро обогатилась и стала очень влиятельной в обществе. Духовенство совершенствовало христианское учение, устанавливало, как надо совершать богослужения и т.д..


Христианизация - обращение Римской империи в христианство. Этот процесс начали в IV в. императоры Константин I и Феодосий И. Постепенно христианами становились варварские племена на территории империи. В V в. принял крещение король франков Хлодвиг, а потом христианами стали вестготы, племена Пиренейского полуострова, лангобарды, отдельные племена англов и саксов, народы Северной Европы, полабских славян, пруссы, литовцы.


Воспользовавшись отсутствием в Италии сильной власти в V-VI вв. усилилось папство: папы стали не только духовными, но и светскими властителями Римской епархии. Очень много для усиления папства сделал Григорий I Великий. Он смог уговорить лангобардов не нападать на Рим, чем снискал себе на Западе большим авторитетом. Папская мощь особенно возросла за Каролингов: предоставление императорского титула Карлу Великому доказало христианском миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения. В 756 г. в Италии образовалась Папское государство, просуществовавшее до 1870 г.

В 1054 г. христианская церковь раскололась на две части. Этот раскол называется схизмой. К расколу привело противостояние между Папой Римским и Константинопольским патриархом по воздействию на верующих и распределения доходов, господства над христианской церковью.

Западное христианство с центром в Ватикане считал, что Дух Святой исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, имело определенные особенности в церковной обрядности. Главой церкви был Папа Римский, который избирался кардиналами пожизненно. Восточное христианство с центром в Константинополе считало, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, имело определенные особенности в церковной обрядности. Управление церковью сосредоточивалось в руках четырех патриархов: Вселенского Константинопольского (Византия, Турция), Александрийского (Египет), Антиохийского (Сирия) и Иерусалимского (Палестина). Западную церковь с тех пор стали называть католической, а восточную - православной.

В конце XI в. папы уже пользовались таким влиянием в обществе, которые подняли всю Европу на войну против иноверцев - мусульман. Эта война получила название крестовых походов, ведь проходила под лозунгом борьбы за освобождение Гроба Господня и Святой Земли от "неверных". Основными причинами крестовых походов были: стремление католической церкви распространить свое влияние на Восток, освободить Святую Землю от турок-сельджуков, увеличить доходы церкви; короли и высшая знать надеялись найти новые владения и подданных, мелкие рыцари надеялись получить богатство и землевладения, крестьяне стремились получить свободу и землю; купечество надеялось на обогащение путем установления новых торговых связей с Востоком. Поводом крестовых походов стало выступление Папы Римского Урбана II в Клермоне с призывом к освобождению Святой Земли от власти неверных. Всего с 1096 г. до 1291 историки насчитывают восемь крупных крестовых походов, которые унесли жизни сотен тысяч людей и принесли колоссальные убытки и разрушения, изменили международную обстановку в Средиземноморском бассейне. Они подвели к гибели Византии и усилили влияние Венеции и Франции.


В период средневековья возникли монашеские ордена бенедиктинцев, бернардинцев, францисканцев, доминиканцев, в период крестовых походов - духовно-рыцарские ордена: госпитальеров, тамплиеров и тевтонцев. Каждый орден имел свой устав - правила, по которым должны жить монахи. Управление орденом имел великий магистр или генерал, которого выбирало духовенство и утверждал папа. Деятельность орденов была разнообразной. Монахи ордена бенедиктинцев заложили виноградники в Бургундии. Члены ордена францисканцев боролись против еретиков. Доминиканцы насаждали католицизм, работали в университетах. Орден госпитальеров основал приют для бедных и больных. Тевтонский орден создал собственное государство, которое назвали Пруссией.

В XII-XIII вв. папство становится очень мощным и независимым от светской власти. Именно папы были инициаторами крестовых походов. Папа Иннокентий III XIII в. отлучил от церкви трех королей немецкого, французского и английского. Папы способствовали изгнанию арабов из Испании, поддержали наступление немецких рыцарей на славян и прибалтов. Усилиями пап распалась на отдельные княжества немецкое государство - Священная Римская империя. Папы и церковь обогащались за счет особого налога - десятины, который взимали со всего населения, а также по продаже грамот о прощении грехов - индульгенций - и церковных должностей.

Церковь в средние века стала очень богатой. Папа, кардиналы, епископы, аббаты и другие князья церкви купались в роскоши, мирян же призвали жить в бедности. Это несоответствие вызвало у многих протест. Люди предлагали свое произвольное толкование библейских сюжетов, требовали, чтобы духовенство отказалось от десятин, земельных владений и богатств. Церковь такие толкования считала еретическими, так осуждала их на церковных соборах. Сторонников таких идей - еретиков - публично сжигали на кострах, отлучали от церкви. В XIII в. был учрежден особый церковный суд, который рассматривал дела ереси, - инквизиция. Однако пламя еретических движений погасить церкви не удалось.

В XIV-XV вв. королевская власть в европейских государствах становилась неограниченной и перебирала от пап контроль над местной церковью. Французский король Филипп ИV Красивый даже перенес папский имение из Рима во французский город Авиньон и превратил папу в своего вассала. «Авиньонский плен» продолжался 70 лет (1309-1378). На склоне средневековья папство упадок.

 

34. Церковные суды и особенности организация церковного судопроизводства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты