КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность права (основные подходы).Множество подходов к определению сущности права объясняется многогранностью и сложностью этого явления. В разных концепциях во главу угла ставится то или иное проявление права, тот или иной элемент правовой системы. Условно многочисленные теории права можно рассматривать сквозь призму отдельных элементов правовой системы общества. 3 элемента правовой системы общества: 1)правовые тексты (объективное право, законодательство); 2)правовая деятельность и соответствующие учреждения; 3)правосознание. Выделяется 3 основных концепции права. Теории естественного права. 17-18 вв. характеризовались господством естественно-правовой теории.(Аристотель, Цицерон, Ф. Аквинский, Руссо, Гегель, Нерсесянц). В основе этой теории – признание дуализма права. Естественное право воплощается в идеях и принципах свободы, нравственности, справедливости и т.д, которые не формируются государством, а адекватно отражаются в самом сознании человека. Первичное правовое явление – правосознание. Правовые тексты не отрицаются, но они вторичны. Естественное право воспринимается в качестве эталона, а позитивное право в большей или меньшей степени должно стремиться и соответствовать естественному праву. Э.Аннерс: эта теория периода революций, отрицание прошлых отживших правовых ценностей. Носыров: «теория кувалды». Сорокин: сумма исходящих от природы человека всеобщих гуманных принципов. Это прирожденные и неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, сопротивление гнету, жизнь, стремление к счастью, неприкосновенность частной собственности. Эти права должны защищаться независимо от государственного признания и официального оформления. Достоинства: позитивное право не должно противоречить естественному праву; право действительно связано с духовно-моральными ценностями, которые в немалой степени носят общечеловеческий характер; сторонники подхода обратили внимание на роль содержания права, которое сводили к изначальной природе человека. Недостатки: в данном подходе недооценивалась форма права и значение государства в защите правопорядка; для того, что бы называемое естественное право работала нужна высокая правовая культура субъектов права. Иначе определять меру справедливости в решении конкретного спора проблематично; из всех естественных прав человека в действительности, начиная с 18 в, работает неприкосновенность частной собственности.
|