Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Личность как субъект и продукт социальных отношений




Человек – это родовое понятие, отличающее разумных существ от всех остальных предметов природы, то есть это философская категория. Вместе с тем человек является носителем социальных качеств и свойств, сочетание которых определяет его как личность. «индивид»- человек как единичный представитель той/ иной соц-ой общности. Это ч-к, обл-щий совок-тью неповторимых физиолог-х и психол-х данных. Личность – это интегральное соц-ое качество, которое форм-ся у индивида в процессе включения его в систему общ-х отношений, то есть освоение им материальных и духовных продуктов человеч. культуры. Такой подход отражает социолог-ую специфику, в которой человек представлен как член опред-го общества, соц. общности, группы, воплощающий в себе различные соц-о типические черты.

Соц-ый тип личности:Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности: особенности мотивации, характер, образ жизни личности, ее нормативные качества. типы личности: Идеальный - воплощает в себе особенности соц-го идеала опр-го общ-ва; Нормативный – совок-ть качеств личности, необх-х для развития данного общ-ва; Реально существующий или Модальный - преобладающий тип личности на определенном этапе развития общества,(может отл-ся от предыд-х типов). Социализация–непрерывный процесс соц-го становления чел-го индивида, формирование его соц-ой сущности. Человек становится личностью, приобретает и приумножает опред-ую сов-ть соц. качеств и свойств через усвоение соц-го опыта; этот процесс включает его в активную соц-ю деятельность. Соц-ия – это путь усвоения человеком культуры. В процессе соц-ии происходят соц-ая. адаптация (процесс приспособления к опред-ым соц.-эк-м условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Рисмен: 3 типа социального характера .ориентированного-на-традицию человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентированного-на-себя человека — мотивация внутренняя. «внутренний голос», определяющий его поведение. Поэтому зависимость от других окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на-другого человек зависит в своемповедении исключительно от других людей.

Потреб-ти- нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеят-ти индивида, соц. группы. (биол-е (материальные), социальные и идеальные (духовные).А. Маслоу. 5 видов потр-й в восходящем порядке: 1) физиол-ие, 2) потр-ти безопасности и качества жизни (стабил-ть условий существования; 3) соц-ые потр-ти (принадл-ти к кол-ву, общении, заботе о др.и внимании к себе, в участии в совр-ой труд-й деят-ти); 4) потр-ти престижа (в уважении со стороны других, служебном росте, статусе); 5) потр-ти в самореализации, в творческом самовыражении и т.д.Интересы–это избир-ое отнош-е личности к об-ту, в силу его жизн-го значения и эмоц-ой привлек-сти (Матер-ые, проф-ые, эстет-ие,познав-ые)М.б непосредств-ый интерес -к самому процессу деят-ти (проц-су познания) и опосредованный к рез-ам деят-ти (к приобретению профессии).Мотив –внутр.побуждениек актив.деят-ти личности, связ-ое со стремлением удовл-ть опред-ые потреб-ти. Установки - это общая ориентация чел-ка на опред-ый соц. об-т, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать опр-ым образом в отн-ии данного объекта Установки хар-ют отн-ие личности к среде, другим людям. В зап. соц. установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого). Цен. Ориентации- избир. отношение чел-ка к цен-тям, ориентир чел-го поведения. М. Вебер: Цен-ти– обобщенные цели и ср-ва их достижения, обеспеч-ие интеграцию об-ва и помогающие индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. М. Вебер полагал, что именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".Ценности – предметы, которые детерминируют определенные психологические переживания и действия людей – членов социальной группы

Диспозиционная теория саморегуляции, (В.А. Ядов) главные опред-е показатели общей позиции личности: 1) концепцию жизни и цен-ых ориентации; 2) обобщенные соц-е установки на типичные обст-ва; 3) ситуативные соц-е уст-ки как предрасполож-ть к воспитанию и поведению в данных конкр-х усл-ях.

Социология касается проблемы становления структуры личности в рамках описания и анализа самоопределения индивида в различных социокультурных условиях (в рамках групп, общностей и соц. систем).Личностные «Я»:1-Ретроспективное «Я» - опыт личности. 2-Идеальное «Я» (суб-ое) – комплекс представлений индивида о себе (форм-ся в процессе соц-ции личности на основе ее способ-ей, опыта и выполн-х функций). цель – формир-е индивид-ти.3.Отраженное «Я» - скл-ся из предст-ий чел-ка о себе на основе оценок др-ми людьми. М.вступать с Суб-ным Я в противостояние. Реальное «Я» - это реш-ие, принятое в споре между личностными «Я». Внутр-й источ-к инд-го поведения.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты