Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура как предмет социологического анализа. Социокультурная стратификация общества




Культура (далее к-ра) – явл-е сложное, полиструктурное. Она интегрирована в разл. сферы жизнед-ти ч-ка. Отсюда - неоднозначность самой дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм. Ни одно из определений не яв-ся исчерпывающим.

К-ра как предмет соц. анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функц-ем об-ва на разных ур-х развития, системой контроля за соц. поведением (система социальных структур и социальных отношений культурного феномена, особенности взаимодействия к-ры как соц. института с об-вом). В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соц. общностей, групп и об-ва в целом с природным и соц. окружением, динамику развития к-ры, кот-я позволяет определить ур-нь развития к-ры сообществ и, след-но, говорить об их культ-м прогрессе и регрессе. Методологических подходов к соц. анализу к-ры.

Функциональный подход. Рассматривает основным элементом к-ры ценности. По мнению Парсонса, культура - это соответственно организованная, стабильная система ценностей. Разные культуры имеют много общего, поэтому их естественным развитием является только эволюция. Однако этот подход нед-но внимания уделяет культ-м изм-ям и отклонениям.

Конфликтный подход. Анализ-ет к-ру как динамическую, противоречивую систему, арену конфликтов, порожденных соц. неравенством. Маркс рассм-т ее как производную экономич-х отношений. Соц. нер-во приводит к тому, что существующие культ-е системы не способны удовлетворять всех членов об-ва. Это порождает соц. напряжение, революц-е катаклизмы. Доминирующая к-ра яв-ся след-ем навязывания господствующей группой св. норм, ценностей.

Технологический подход. Рассматривает к-ру как технически-цивилизационное явление, продукт чел-й деят-ти, совокупность созданных чел-вом матер. и дух. ценностей.

Деятельностный подход. В основе идея развития творческого начала к-ры. Проявляет внимание к лич-ти. К-ру считает чел-ким, личностным измерением истории, процессом и сп-бом самоопределения развития и самореализации ч-ка. Эта концепция привлекала своим гуманизмом, сочетанием творческого и личностного начал, социетального и индивидуального подходов. Слишком ориентировала на положительные качества культуры, которая имеет и отрицательные черты. Н-р, научно-технический прогресс привел к созданию опасных для человечества оружия массового уничтожения, экологического кризиса и т.п..

В каждой области культуры существуют свои функциональные единицы (элементы). Это вещи материального быта, средства, предметы труда, специфические соц. институты к-ры, организующих продуцирования дух. ценностей (науки, литературы.), их распр-е (школы, вузы, библиотеки), и сами идеи (эволюции). Широчайшую совокупность всего этого называют культ-м комплексом. Н-р, вуз - это отдельный элемент к-ры, а вся образоват-я сис. - школы, вузы, центры практики, мин-во образ-я, кач-во обуч-я и подготовки спец-тов - огромный комплекс.

Каждое чел-е об-во им. собственную, специф-ю к-ру, или социокультурную систему, кот-я в некоторой степени совпадает с другими системами. Традиционно выделят элементы, кот-е обязательно присутствуют в каждой к-ре: язык, соц. ценности, соц. нормы, традиции и обряды.
Язык –сис. знаков и символов, наделенных особым знач-ем. Возникает на опред-й стадии развития об-ва для удовлетворения многих потреб-тей. Основные– создание, хранение и передача информации. Выполняет роль распространителя (ретрослятора) к-ры.
Соц. ценности – социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Составляют основу нравственных принципов. В разных культурах разные ценности (героизм на поле брани, художественномое творчеству). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Соц. нормы – правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями опред-й к-ры. Нормы выражают специфику, своеобразие той к-ры, в рамках которой они функц-ют. Культ-я норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. Нормы – это средство соц. регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Традиции – элементы соц. и культ-го наследия, кот-е передаются из поколения в поколение и сохр-ся в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Обряд– совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции.
Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Кажд. сооб-во (государство, народность) создает собственную к-ру, кот-я сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В рез-те возникает мн-во к-р. Здесь важно определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Америк-й соц-г и этнограф Мердок выд-л более 70 универсалий: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

При рассмотрении феномена к-ры с соц. точки зрения интересна теория суперсистем Сорокина(1889–1968), кот-й ввел понятие «суперсистема». Он изучал сущ-ие сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Интуиция - высший метод познания.
Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого хар-ра он условно называл суперсистемами.
3 вида: 1) реальность как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема); 2) реал-ть опр-ся сверхчувственным обр-м при пом. интуиции (умозрительная суперсистема); 3) реал-ть как органич-я комбинация 2х первых («идеалистическая» суперсистема).
Им соответствуют три формы: истинно-чувственная; духовная (интуитивная); 3) рациональная.
В различные периоды истории эти уперсистемы находятся в различных фазах развития, но в любой период истории сущ-ют 5 основных культ-х систем, стремящихся к постоянству. Они представлены следующими объектами: язык; этика; религия; искусство; наука.
Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты