КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тексты как объект качественного социологического анализаЗапись любой объект, созданный людьми. Объект – культурные артефакты, продукты инд-ой деят-ти и культурный образцов. Существует4 типа материалов: записанные свидетельства (дневники, научные журналы, граффити), и нарративные и визуальные тексты (фильмы, телешоу), материальная культура (музыка), поведенческие стили(манера одеваться). При анализе теста обращают внимание: на самтекст, процесс производства текста и то, что заставляет автора произвести этот текст. Докуме-е источники: специально для иссл-я; тексты, созданные для иных целей и лишь затем подвергнутые исс-ю. Важным видом док-ов явл-ся дневники – описывают и жизненные события тогда, когда они проис-ят. Дневники используются: 1) по просьбе иссл-ля индивиды ведут дневники каждодневного события в течение короткого времени. 2) дневники необходимы при иссл-ии бюджетов времени, когда очень подробно описывается один день 3) дневниковый метод интервьюирования – для сообществ, с трудом поддающихся наблюдению. 4) письма а) церемониальные письма – по случаю официального события, праздника б) информационные – детальный рассказ о жизни отдельного члена семьи. в) сентиментальные – призванные оживить чувства человека без относительно к какому-либо событию. г) литературные д) деловые. Техника анализа текста: 1) деконструкции – анализ противоречия микроструктуры индивидуального округа и макроконтекстов социальности. 2) дискурсивный анализ – анализ репрезентации тех или иных сюжетов с целью проанализировать каким образом конструируются определенные идеи. Основные понятия: дискурс –правила языковых практик. Установленные в том или ином сообществе. Текс анализируется в качестве социальной репрезентации, по которой понимается производство смысла по средствам языка. С. Тулмин считает, что в качестве аргумента анализа-дискурса выступает отдельная фраза 1) утверждение – главная мысль, которую автор пытается оправдать при помощи аргумента 2)данные – факт, на которых основан аргумент 3) гарантии 4) поддержка – дополнительные подтверждения гарантий, необходимые для конкретной аудитории. 5) модальный определитель – указывает на стиль уведомленности автора в правоте аргумента. 6) подтверждение – когда необходимо дискредитировать аргументы оппозиции. М. Скривен считает, что в качестве аргумента анализа дискурса выступает: 1) идентификация компонентов текста в качестве единицы анализа 2) интерпретация смысла 3) идентификация выводов 4) идентификация невысказанных предположений 4) оценивание предпосылок и выводов 5) рассмотрение других ролевых аргументов и контраргументов. Исследования кинематографа в социологии. Экран – это не только объект для проекции фильма, он еще и делает зрителей объектом киновзгляда. Кино рассматривается как:1) социальный институт – включает комплекс социальных ролей, удовлетворение потребностей различных социальных групп, кино- это репрезентация социальной культуры и тем самым констатирует социальные представления 2); социальное производство – характеризуется как позиции, понятия, образ 3) рассматривается как текст – контент-анализ, семиоттика. Контент-анализ – исследуемая техника объективного системного описания явного содержания коммуникации, семиотика – идея о том , что все можно рассмотреть в качестве знаков. Сруктура по Проппо: 1) история начинается с повреждения или оскорбления жертвы 2) возмещение за это несчастье осуществляет путешествие встречи с врагом. Проблема, которая решается –проблема репрезентации социального неравенства:1) кто допускается, а кто из них вытесняется 2) каким образом оформляются гендерные, расовые различия. С. Холл о восприятии фильма. Холл утверждает, что существует 2 типа стратегии, при помощи которых зритель декодирует ТV-дискурс. Стратегии:1) доминантное чтение – легитимизирует социальную реальность 2) альтернативное чтение – зритель учитывает тот социокультурный контекст, в котором прибывает. При этом сам текст может содержать доминирующую идеологию, а может и альтернативную. Вопросы: кто выступает главным героем фильма, кто представляет оппозицию, какую функцию выполняют различные типы информации, какого социально значение этих определений.
|