Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Монтаж и его виды




Монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтажно-тонировочный период в кинопроизводстве не менее важен, чем съёмочный: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу.


Виды

1 Не линейный
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.

2 Ритмический

Чтобы пояснить прием ритмического монтажа, снова придется обращаться к прошлому. Остается только восхищаться тем, как глубоко и четко была разработана теория еще в период немого кино. Для немых фильмов чаще всего был характерен монтаж короткими кадрами. Режиссеры обычно заключали в один план всего лишь одно, два или три простых образа действия героя или какого-либо объекта. Кадры олицетворялись со словами и иероглифами. В ту эпоху родились понятия "рассказывать кадрами" и "монтажная фраза". Последовательность коротких кадров длительностью от одной до пяти секунд, показывающих развитие какого-то события, действительно отдаленно напоминала предложение, составленное из слов. Примеры ритмического монтажа можно найти в работах Д. Вертова, В. Пудовкина, Л. Кулешова и многих других. Ритм рассматривался как длительность смены планов, как чередование стыков кадров, как в музыке чередование коротких и длительных долей. Если взять за единицу отсчета, скажем, одну секунду, то длина или время пребывания на экране ритмически смонтированных кадров в одной сцене могли бы выглядеть на схеме как последовательность чередования длительностей этих кадров, выраженная в цифрах: 1-1-1-3-1-1-1-3 или 2-2-4-2-2-4-2-2-4. Это не означает, что длина самого короткого кадра должна быть кратной секунде. Короткий план может иметь размер и 1,7 и 2,2 секунды, то есть любой. Но это означает, что другие кадры должны иметь длительность в два раза больше (соответственно 3,4 и 4,4 секунды), в три раза больше и т. д. Братья Васильевы даже попытались передавать на экране ритм строчащего пулемета. Для этого они склеивали планы длительностью всего в один-два кадрика, в которых пулемет стрелял попеременно то в правую, то в левую стороны - а это лишь 1/12 секунды каждый кадр. Ритмическая смена разных кадров с непохожими композициями, конечно, эффектно смотрится на экране, но зачастую попытки точно соблюсти пропорции длительностей превращаются в голый формализм. Дело в том, что каждый кадр в зависимости от его крупности и наполненности деталями и образами несет разный объем информации. А от объема информации зависит время, которое требуется зрителю для восприятия, для считывания информации с экрана. И если вы "зарежете" планы, требующие большего времени на восприятие, ради соблюдения ритма, то у зрителя либо возникнет ощущение неудовлетворенности от просмотра, либо останется впечатление мельтешни на экране. С появлением в кино звука ритмический монтаж изображения без учета ритма звукового сопровождения оказался просто невозможен. А это уже совсем другой вид монтажа - звукозрительный (о нем разговор отдельный). Сегодня в песенных и рекламных клипах их авторы пытаются довольно часто пользоваться ритмически выраженным звукозрительным монтажом, но этот прием требует особого подхода и высокого мастерства, в том числе и при съемке.
 

3 комфортный монтаж

Комфортный монтаж имитирует течение жизни, исповедуя посто­янство времени, места и действия. Его законы строятся так, чтобы взгляд зрителя не замечал склеек и зритель постоянно понимал, где он находится и что происходит. Комфортный монтаж выдает экранные время и пространство за реальные.

Несмотря на то что реклама сегодня требует предельной концен­трации, динамики, скорости восприятия и зрелищности, принцип комфортного монтажа достаточно часто применяется при монтаже те­левизионных рекламных роликов.
Например, рекламные ролики сока «Добрый» («Знакомство», «Таксопарк», «Роддом»), ролик пива «Сибирская корона» («Аукцион»), ролики шоколада «Нате» («Свидание», «Баскетбол») и многие другие.
Во всех вышеперечисленных роликах действие происходит «здесь»
и «сейчас».

Цель комфортного монтажа — плавное развитие повествования на экране, без разрывов во времени и пространстве. Существует ряд мон­тажных приемов, которые помогают добиться эффекта последователь­ности при монтаже.

Монтаж рекламного фильма строится по тем же правилам, что и кинематографический и телевизионный монтаж, поэтому следует знать некоторые определения из кинематографического и телевизион­ного лексикона:

 


  • съемочный кадр, или план — любой участок исходной видео- или киноленты с записью, от нажатия кнопки RECORD (запись) до паузы, следующее нажатие — начинается следующий съемочный кадр;

  • исходные материалы (на профессиональном жаргоне — «исходники») — материал, записанный непосредственно камерой;

  • монтажный кадр, или план — элемент смонтированного филь­ма — то, что осталось от съемочного кадра, после того как его «подреза­ли» и вставили в нужное место;

  • монтажный лист — описание исходного материала с последо­вательным указанием крупности и содержания каждого кадра и его ко­ординат на пленке (по счетчику);

  • объект съемки — место съемки (улица, квартира, пляж и т.п.), другое значение объекта съемки — человек, персонаж, действующий в кадре. Объектом съемки также может быть неодушевленный предмет.


Используют следующие виды монтажных переходов:

 


  • по крупности;

  • по географии;

  • по композиции;

  • по свету;

  • по цвету;

  • по направлению движения объекта;

  • по фазе движения;

  • по скорости движения объекта;

  • по массе движения объекта;

  • перебивка.

4 Акцентный монтаж

Акцентный монтаж строится на нарушении принципов комфорт­ного монтажа. Именно на нарушении, а не на незнании. Это особый тип монтажного мышления, где все решают вкус и чувство меры ре­жиссера, его способность парадоксально мыслить, расставлять акцен­ты и умение «вязать» ассоциативные цепочки.

В противоположность комфортному, акцентный монтаж — рва­ный, скачкообразный, подчеркивающий стыки и переносящий зрите­ля из одного места в другое, сталкивающий людей, фразы, ритмы, фор­мы, мысли.

Для телевизионных рекламных роликов акцентный монтаж очень органичен, поскольку позволяет в небольшой отрезок рекламного вре­мени уложить большое количество информации. Кроме того, динами­ка в телевизионной рекламе — очень важный визуальный компонент.
Например, рекламные ролики операторов сотовой связи МТС «Люди говорят» и Мегафон «Будущее зависит от тебя».
В отличие от комфортного, акцентный монтаж сложнее по компо­новке и используется для того, чтобы максимально усилить воздейст­вие, которое оказывает отснятый материал на зрителя, а не просто для показа событий в их логической последовательности. Поэтому подбор планов для акцентного монтажа отличается от подбора планов для комфортного. Акцентный монтаж предпочитает преувеличенную, драматическую подачу событий, острые ракурсы, сверхкрупные планы и т.д., в отличие от комфортного монтажа, цель которого — простое воспроизведение.

При акцентном монтаже часто нарушается хронологический поря­док событий.
Например, использование параллельного монтажа в рекламе пива может заставить зрителя почувствовать жажду.

Бармен достает холодную кружку. Мужчина покидает офис. Бар­мен открывает кран. Герой выходит из здания на оживленную улицу. Кружка наполнена. Мужчина заходит в бар. Бармен толкает кружку, и она скользит по барной стойке. Появляется герой и в нужный момент подхватывает кружку с пивом.
Ритм является наиважнейшим принципом организации монтажа. Он определяет течение экранного времени, организует зрительское восприятие и драматургию, обладает способностью гармонизировать композиционное построение. При комфортном монтаже ритм мон­тажных переходов обычно задается ритмом происходящего события (либо действиями участников, либо диалогом). При акцентном монта­же ритм в большей степени зависит от внешних по отношению к собы­тию факторов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты