Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Французская новая волна и ее предтавители.




 

В 1958 году появляется направление, которое входит в историю мирового кино, как «Французская новая волна». У этой волны период действия 1958 – 1968. Границами нового направления стали политические события. Начало этого направления положила ситуация того, что к власти во Франции пришёл генерал де Голь. В финале 1968 год – «Парижская весна» восстание студентов. Приход к власти де Голя было огромнейшим событием. В это время было много экранизаций. Выпуск отечественных французских фильмов падает. Потом начался подъём, он связан с революцией в кинотехнике. Появляется высокочувствительная плёнка, появляются усовершенствованные киноаппараты, помогают избавиться от дорогостоящих павильонов и снимать дешёвые фильмы на натуре. Большое влияние несёт так называемая группа «нового романа». Это была группа итераторов: Роб Грие, Натали Саррот. Они утверждали, что не нужен сюжет, не нужны характеры, обстановка действия, а важен поток сознания и подсознания. Но главными были технические ситуации, плёнка Kodak, портативные камеры. «Французской новой волне» принадлежали такие мастера как: Жан – Люк Годар, Франсуа Трюффо и Ален Рене. Режиссёры этого направления требовали: «Долой законченные характеры, долой завязки; главное – свободное течение действия. Из фильмов нужно убрать причинно – следственные связи, поступки героев должны быть не мотивированы. Нужно изменить саму систему съёмок и, в частности, отказаться от классического монтажа». Идеологом новой французской волны стал Жан – Люк Годар. Он создаёт фильм «На последнем дыхании» 1960 год. Главную роль сыграл Жан Поль Бельмондо – это образ человека, не принимающего современное общество, но бунт его героя чисто эмоциональный. У Годара не было сценария – литературная обработка фильма, снимали скрытой камерой. Импровизация полная, всё без текста. Знатоки отмечали невероятный монтаж в этом фильме. Отмечали достоинство диалога, соединение документальных кадров с игровыми, и ограниченность в пространстве. «Жить своей жизнью» режиссёр Жан – Люк Годар. Он открывает актрису Анну Каину. Героиня фильма работает в магазине пластинок, причём она «плывёт по течению», она спокойна и ничего не делает, потом становится проституткой. В финале её, банда сутенёров перепродаёт другой банде, а так как заплатили за неё мало, то её убивают – она так же спокойна. Годар сказал: «Я тоже проститутка. Мы все продаёмся, но пытаемся сохранить свою душу». «Маленький солдатик» - война Франции с Алжиром. Написан сценарий фильма в тюрьме, фильм был запрещён во Франции. Молодой парень – солдат связан с организацией ОАС. Организация требует, чтобы он совершил убийство, но солдат влюблён в девушку – коммунистку, не выполняет задание, и ОАС убивают девушку, пытают её током. Чуть позже Годар ставит фильм «Альфавиль» - фантастический фильм, действие происходит в будущем, планета, которой правит компьютер, на ней запрещены эмоции, любовь, дружба. На эту планету прилетают земляне. Герой попадает в руки к компьютеру, в него влюбляется девушка, «я люблю тебя» и компьютер рушится.

Франсуа Трюффо – достаточно классический режиссёр. Первый его фильм «400 ударов» главная роль Жан – Пьер Лео. Это фильм об одиночестве, некоммуникабельности мальчика. Трюффо, как когда-то Де Сика в фильме «Дети смотрят на нас» говорит, что в современном обществе ребёнок безумно одинок, он никому не нужен. Единственным символом свободы становится море для ребёнка, к которому он прибегает. Все герои Лео в фильмах Трюффо бунтовщики, в конфликте с миром. Одна из значительных работ режиссёра «Американская ночь» - своеобразная пародия, на французскую новую волну. Фильм о кино. Некая съёмочная группа снимает некий фильм. Другой популярный фильм «Жюль и Джим» - фильм о людях, у которых вроде бы всё есть, но они несчастны. Всё равно значительной его работой является фильм «Дикий ребёнок» - реальная история, когда появился человек 20 лет, но ни кто не знал кто он, откуда он, как его зовут. Всю жизнь он жил в сарае. В один из дней его убили. К неудачам режиссёра можно отнести «450 градусов по Фаренгейту» - фантастическая лента о будущем, обществе, где запрещены книги. Критика обвинила Трюффо в холодности. «Последнее метро» - реальная история. В оккупированном Париже актриса прятала мужа еврея. Катрин Денёв, Жерар Депардье. Последние работы режиссёра связаны с актрисой Фани Ардан – жена Трюффо, он её снимает в «Соседке» - история любви и ненависти. Последняя работа Трюффо, «Весёленькое воскресенье» - пародия на детектив, в главной роли Фани Ардан и Жан Луи Трентиньян.

Ален Рене – пришёл в кино как ассистент режиссёра, работал на телевидении, затем начал снимать короткометражные ленты. Успех принесли ему фильмы о художниках, такие как «Гоген», «Ван Гог», «Герника», «Пикассо», о древних африканских статуэтках и масках он снимет фильм «Статуи тоже умирают». Интересное решение он нашёл в фильме «Ночь и туман» - о фашистских концентрационных лагерях, соединил современные эпизоды с документальной чёрно – белой хроникой. Самый знаменитый его фильм «Хиросима – любовь моя», где соединил игровой и документальный сюжеты. Два человека, оператор японец и актриса француженка, за их спинами трагедия. В годы войны она влюбилась в немецкого офицера её голую и обритую водили по улицам городка, когда Францию освободили, они расстаются, так и не поняв друг друга. Ален Рене сближается с Робом Грие и снимает фильм «Прошлым летом в Мариенбаде» - полностью построен на потоке сознания и подсознания. Герой утверждает, что он знаком с героиней, но совершенно не понятно, где происходит действие, оно вообще отсутствует. Идёт поток подсознания, не связанный с логикой. Этот фильм можно или принимать эмоционально или нет. Поздние его работы «Американский дядюшка». Рене увлекли опыты биолога Ля Борри, который утверждал, что в поведении людей и животных нет ни какой разницы. Ален Рене доказывает это.

 

42. «Тетралогия некоммуникабельности» М.Антониони.

Знаменитая тетралогия, четыре фильма принесшие режиссёру за шесть лет с 1959 – 1965 годы мировую славу. «Приключение» 1960 год. «Ночь» 1961 год. «Затмение» 1962 год. «Красная пустыня» 1964 год. Антониони интересует не конфликт между человеком и условиями его существования, и внутренний разлад в самом человеке, его интересует не человек перед лицом общества, а человек перед лицом другого человека и самого себя. Для Антониони главная жертва современного общества это женщина, как существо более слабое и более чуткое, у неё больше времени для размышления и само постижения. Героини четырёх фильмов сыгранные актрисой Моникой Витти, от фильма к фильму проходят путь от невроза к серьёзному психозу. В этих фильмах проявляется и своеобразие языка Антониони: замедленность действия, монотонность, которые вдруг сменяются бурными взрывами, обилиями сложных деталей, метафор. Эти фильмы были новым явлением для западного кино, и критика назвала тетралогию «тетралогией некоммуникабельности». В фильме «Приключение» режиссёр рассматривает историю, в которой участвуют три героя: богатая девушка Анна, её любовник Сандро, Клаудиа (Моника Витти), а так же гости приглашённые Анной на выходные. Анна исчезает, и гости её ищут. Но в фильме названном «Приключение», приключения как раз и нет, – это скорее злоключение. Судьбу Анны мы так и не узнаем, зато режиссёр развернёт сложную психологическую связь отношений возникающих между Сандро и Клаудией, но и эти отношения, кажущиеся в начале рождением серьёзных чувств закончатся глупо и нелепо, Сандро окажется ничтожеством. Главное в фильме не исход случайной связи, а попытка Клаудии понять себя и своего партнёра. Всё действие разворачивается в роскошных отелях и загородных виллах. Внешний мир здесь служит проекцией внутреннего мира человека. Усталость и духовное омертвление, вот сущность героев этого фильма. В фильме «Ночь», в главных ролях снялись Марчелло Мастрояни и Жанна Моро, они точно и тонко передают обстановку усталости и духовного омертвления своих героев, поведение которых алогично и подчиняется лишь подсознательным комплексам. В фильме «Затмение» тема одиночества, разобщённости людей, получает отчётливое выражение. Фильм начинается с бесконечной, тягостной паузы, в тусклый предрассветный час Виктория (Моника Витти) и её любовник Рекардо пытаются поставить финальную точку в их отношениях, позади встречи, любовь, счастье. Любовь умерла, и в душе героини от неё не осталось ничего. Вот с этого ничего и начинается фильм. На экране момент пустоты, когда нет ни любви, ни злобы, ни надежды. Моника Витти играет современную женщину, потерявшую интерес не только к жизни, но и ощутившей призрачность связей в этом мире, где продаются и покупаются не только вещи, но и чувства, где чувства заменены суррогатами, обличёнными в красивую упаковку. Композиционным и пластическим центром фильма становится биржа, именно здесь сконцентрирована вся энергия, все эмоции. Здесь среди пляски цифр на электронном табло сгорает человеческая страсть. Герой фильма биржевой маклер Пьер (Ален Делон), кажется героине умным, способным на чувства, но как только пропадает его машина, он превращается в жалкого себялюбца. Они с Викторией как двойники, оба молоды, красивы, полны физических сил, но они внутренне опустошены, они ещё не жили, но уже отжили. В финале фильма Антониони вообще упраздняет своих героев, камера показывает на место, где они раньше встречались и договорились встретиться вновь. Всё на месте, чан с водой, штабель кирпичей, а людей нет, а были ли они, а может быть, их не было вовсе, Антониони вводит в фильм мотивы, которые должны вступить в конфликт с темой угасания. Это такие как рассказ Марты об Африке, угон машины. Следующей его работе «Красная пустыня». Антониони разрабатывает тему духовного одиночества человека. В центре фильма образ Джулианы, получившей в результате автокатастрофы травму. Мир стал для неё чужим, чувства обострены болезнью, омертвелый индустриальный пейзаж с частоколом фабричных труб, искажённые дымом и копотью, цвета живой природы. Всё то, что люди привычно не замечают, вызывает в ней тревогу и страх ей кажется, что всё вокруг нереально, непрочно, зыбко. «Я боюсь фабрик, заводов, людей, цветов». Антониони мастерски создаёт эту атмосферу предощущения опасности, Джулиана ищет спасения, но муж добрый и любящий не понимает её, она ищет спасение в материнстве, но обман маленького сына, претворяющегося, что у него отнялись ноги, потрясает её своей жестокостью. Она бросается к другу мужа, но не близость, ни страсть к Коррадо не могут заменить любовь. Едва зародившееся чувство, отмечено печатью умирания. «Хочу, чтобы все, кто меня любил, окружили меня, встали стеной» - говорит Джулиана, Коррадо, но натыкается на стену молчания и равнодушия. Коррадо тоже предаёт её, он уезжает. Человек не понимает и не может понять другого. Нет связи между чувствами и мыслями людей, даже скреплённых родством или физической близостью. Можно ли убежать от действительности, от себя, от своей судьбы. В «Красной пустыне» Антониони впервые работал с цветом, и это дало ему толчок к поискам в области формы, чтобы цвет тоже работал на замысел, отражал психологическое состояние. Цвет присутствует уже в названии пустыня - это образ человеческой души, образ мира, где человек одинокий путник, но почему пустыня красная? Антониони говорил, что психологи считают красный цвет раздражителем, способным привести к конфликтам, стрессам, кризису. Работа с цветом увлекла Антониони, он заботился о цветовой гамме предметов, для чего подкрашивал траву, деревья, создавая ощущение искажённого перевёрнутого мира. После этого фильма Антониони решил, что тема исчерпана, его увлёк новый феномен – движение Хиппи.

 

43. Образ художника в фильмах Ф.Феллини «Сладкая жизнь», «Клоуны», «8½», «Джинджер и Фред», «И корабль плывет», «Интервью».

 

В 1959 году Феллини заканчивает работу над фильмом «Сладкая жизнь». Предметом его нового исследования стал Рим – великолепный. В центре внимания оказывается светская столичная жизнь. Перед Феллини стал вопрос, кто же должен стать героем фильма. Нужен был человек, с остро развитым чувством наблюдательности, который должен быть одновременно своим и чужым среди элиты. Появление «Сладкой жизни» стало сенсацией, впечатление было такое, будто сама действительность перехлестнула через край, а экран одним мощным ударом, был разорван в клочья и словно исчез. В 1960 году мировой кинематограф переживал свой новый рассвет и «Сладкая жизнь» была этому подтверждением. Фильм «Сладкая жизнь» стал одной из сенсаций всемирного кино. В центре фильма фигура лучшего журналиста Рима – Марчелло (Марчелло Мастрояни) и всё изображаемое в фильме это серии эпизодов практики журналиста, чья обязанность представлять в редакцию, факты светской хроники. Задача Феллини провести Марчелло сквозь семь кругов ада сладкой жизни, показать весь её сверкающий благами и соблазнами хаотичный искусственный мир, во всех его публичных и тайных аспектах. Место действия – улица, чаще всего Виа Венета, аэродром, площадь. По его мнению, состояние полного и постоянного насыщения благами и успехами вызывает некую моральную тошноту, чтоб доказать это Феллини берёт двух противоположных по своей психологии людей. Легкомысленного Марчелло и максималиста Штейнера, он испытывает их счастьем и успехом. Самоубийство и убийство детей Штейнера – это как раз вывод. Раз мир нельзя спасти, надо из него уйти. Штейнер не видит главного – духовной перспективы. Каждый из семи кругов начинается общим планом и спускается к плану крупному, начинается надеждой на радость и заканчивается горечью и одиночеством Марчелло. Каждый раз Марчелло остаётся один в сером освещении рассвета.

«8 ½» это фильм о кино, герой фильма режиссёр Гвидо Ансельми, которого сыграл Марчелло Мастрояни. В ожидании своего нового фильма проводит время на курорте. Он со страхом думает о том, что настанет час, когда ему придётся преодолеть свои сомнения, растерянность, неуверенность и преступить к съёмкам фильма, на который уже затрачены деньги и время, а у него для этого нет ни душевных, ни физических сил. Он собирает актёров, посещает строительство декораций, но всё это для того чтобы отодвинуть развязку, то есть съёмку будущего фильма. Неожиданный приезд жены, появление любовницы, разговоры, встречи, составляют реалистический пласт фильма, но сюда примешиваются воспоминания о детстве, сны, внутренние монологи, образы и мотивы будущего фильма, из этих компонентов и складывается фильм. Фильм открывает, снятый с безупречной реальностью сон Гвидо. Этот сон – пролог, эмоциональный и стилистический ключ фильма. Это точный, ясный, лаконичный образ тупика, герой находится в состоянии кризиса, но эту внутреннюю опустошённость нужно скрывать от всех и даже от себя. В финале на пустынное поле выходит карнавал, где взявшись за руки, пляшут все персонажи фильма. Искусство примеряет всех в общем хороводе. К Гвидо возвращается жизнь, способность творчества, приходит вдохновение.

«Клоуны», фильм, снятый для телевидения документально, о почти исчезнувшем амплуа белых клоунов. Феллини утверждает красоту традиций и пытается восстановить оборванные связи культурной преемственности, он хочет отстоять лучшее в человеке, его причастность к добру и красоте. Во второй части, он отправляется в новое путешествие, на поиски легендарных клоунов, владеющих искусством смеха. Он интервьюирует множество людей, изучает старые альбомы и газеты, реконструирует знаменитые репризы, а иногда и страницы из жизни великих комиков. Один из них Джеймс Гюйон, создатель образа рыжего клоуна. Клоун тяжело болен, лежит в больнице, но узнав о приезде цирка, он выкрадывает костюм, приходит в цирк и умирает там. Феллини отправляется в Париж, где встречается со знаменитыми клоунами, но в фильме от эпизода к эпизоду становится всё печальней, лица старых клоунов уже, ни кого не смешат, молодые не умеют этого делать, смех уходит.

«Корабль плывёт» - этот фильм, как и все предыдущие работы режиссера, вызвал острые споры, это произошло из-за того что Феллини пытался заглянуть в будущее. Каким оно будет и куда плывёт наш общий корабль. Действие сдвинуто в прошлое, к моменту начала первой мировой войны, что дало Феллини возможность воссоздать этот ушедший мир, весь его антураж с его причёсками, костюмами дам, избыточно роскошным фоном и взвинченностью демонстрируемой нам жизни. Главный герой – старый журналист Орландо – сообщает, что все, кто собрались на корабле, провожают в последний путь и выполняют последнюю волю великой певицы Эдмен Тэтуа. Финальные кадры: «Глория. Н.» исчезла без следа и уцелела лишь шлюпка с журналистом Орландо и носорожицей, которая поит его своим молоком». У финала есть ироничный подтекст, – журналист кормится возле носорога, как бы противен он не был.

1985 год «Джинджер и Фред». Феллини не любил TV, утверждая, что TV обедняет, умерщвляет кино. Джульета Мазина и Марчело Мастрояни играют двух пожилых танцоров некогда очень популярных, а теперь постаревших и сошедших со сцены и экрана. Герои погрузились в обычную рутинную жизнь, полную борьбы за выживание и их возвращают из небытия для участия в передачи В качестве противовеса Джинджер олицетворяющей зачарованную, ранимую и торжествующую наивность, выступает Фред воплощающий право жить безответственно. «Джинджер и Фред» - это поэма, в которой благородное достоинство артистов торжествует победу над ярмаркой вульгарной повседневности, где таланты и курьёзы в одной цене.

«Интервью». Он решил снять фильм о своём прошлом, о своём приходе в кино. Феллини пытается объяснить, как рождается его кинематограф, и не может объяснить это таинство. Оглядываясь на своё прошлое, он рассказывает о своих слабостях, привязанностях, привычках и пристрастиях. Он идёт рука об руку с героями своих лент и актёрами их воплотившие. «Интервью» это размышление об искусстве и о жизни, о прошлом и настоящем, о реальном и выдуманном.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты