КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика работы над лирическим произведением в начальных классахЛирика – род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями, чаще всего в стихотворной форме. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются через восприятие этих событий автором. Поэтому главным героем в лирических произведениях является автор, место действий – его внутренний мир. В лирических произведениях может и не быть сюжета, а если даже изображается какое-то событие, то лишь для того, чтобы показать свое отношение, чувство, переживание. Передача чувств и настроений в лирическом произведении требует особого мастерства от художника, особых средств выразительности: 1. Ритм – это повторяемость ударных и безударных слогов. В переводе с греческого такт. Такое чередование придает стихотворной речи особую организованность, особое звучание. 2. Особая экспрессивная лексика 3. Стихотворный размер 4. Повторы 5. Паузы 6. Поэтический синтаксис 7. Риторические вопросы Стихотворение – это написанное стихами литературное произведение небольшого объема. Стих- это единица (ряд, строка стихотворения) ритмически организованной речи. Стихотворной речи присущи следующие признаки: · Ритм характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке. · Рифма – это созвучие концов стихотворных строк · Повышенная эмоциональность, которая выражается в эмоционально-окрашенной интонационной системе. В нач школе изучаются лирические, эпические, с 3 класса – драматические стихотворения. Эпические стихотворения – это стихотворения, для которых характерно наличие сюжета, система событий, развитие событий, в центре – образы персонажей. Поэтому методика работы с такими стихотворениями аналогична с методикой работы над рассказом, повестью. Выясняется сюжет, особенности поступков действующих лиц, идея произведения, художественное своеобразие. При работе с такими произведениями допускается деление на част, составление плана, пересказ. Лирические стихотворения. В них предметом изображения становится переживание и чувства героя. Центральное ведущее место занимает описание изображаемого явления или картины. Переживания могут быть обусловлены: картиной природы, явлениями в жизни общества, политическими событиями, размышлениями о сущности жизни. С учетом этого тематического жизненного материала они подразделяются на пейзажные, патриотические, философские. В нач классах главным образом представлены пейзажные и патриотические стихотворения. Чтобы ученики полностью восприняли лирическое произведение нужно выполнять следующие условия: 1. Жизненные представления учеников должны быть адекватны авторским. Отсутствие аналогии с жизнью ведет к формальному произведению образов. 2. Ребенок должен переживать за героев, пытаться понять их настроение (радость, печаль, страх и т.д.) 3. Для формирования творческого воссоздающего настроения перед читателем особенно о природе следует повести экскурсию, показать картины, послушать музыкальное произведение, что создает особое настроение, способствует эстетическому восприятию произведения. Цель:Создать определенное настроение и помочь детям воспринять поэтические строчки. Рекомендации: На этапе анализа уч-ль предлагает рассказать какие картины увидели дети, читая отдельные строчки; нарисовать словесную картину, созданную их воображением; предлагает задания, побуждающие к повторному чтению стих-я, лексико -стилистическому анализу каждого из его частей (работа над тропами, выразител средствами языка: метафора, эпитеты и т.д.). ! Выясняется с помощью каких изо средств автор описал то/иное событие, к-ми словами выразил свои чувства, к чему он призывает в своем стих-ии. Результат всей работы - выразит, чтение (чтение ученика с выражением своего собственного понимания прочитанного) Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, как и над любым художественным произведением. Выделяют этапы (первичный синтез, анализ, вторичный синтез). Предметом анализа является живописный образ, определение мелодии, ритма, темпа чтения, выяснение изобразительно-выразительных средств языка, которые помогают автору нарисовать лирический образ, а читателю представить, вообразить его или какую-либо картину. Раскрываются сл тропы: эпитет, сравнение, метафоры, олицетворение. Эпитет - художественное определение, которое помогает выразить чувство, настроение, а также помогает описать внешний вид предметов. Сравнение – это слово или выражение, передающее уподобление одного предмета к другому присоединяются союзами как, словно. Метафора – это перенос значения по сходству. Олицетворение –приписывание неживым предметам свойств живой природы. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать стихотворение выразительно, уделяется внимание акцентному вычитыванию тех слов, которые передают переживания лирического героя, мысли, настроения автора.
|