КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игра как метод обучения младших школьников на современном этапе.В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению. Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает. Представители другой т. з. утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности. История. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали ещё в древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;- как элемент более общей технологии;- в качестве урока или его части (введение, контроль);- как технология внеклассной работы. Игры могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры. Классификация игр Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам: 1. Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. 2. По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие. 3. по хар-ру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имит-ые, игры-драматизации. 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. 5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения. Перед учителем стоят следующие задачи: - опираться на достижения предыдущего возраста; - стремиться мобилизировать потенциальные возможности конкретного Возраста; - подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности. Место игры в учебно-воспитательном процессе Для мл. шк. возр.а характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неиметационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. В арсенале педагогики начальной школы содержаться игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю и физ. здоровье. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется немало таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролль» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино» и т.д.), встроеных в основное содержание обучения. Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
|