КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема48. Этнос как объект этносоциологииЭтнос - Ю.В. Бромлей - некоторое множество людей, обладающее или включающее в себя три элемента: 1. социальная группа, Т.е. люди связанные определенными отношениями; 2.этнические признаки; 3. этническое самосознание, выраженное в этнониме (т.е. они осознают свое единство, а также отличие от других групп). Этнические признаки - специальные социальные маркеры, которые позволяют дифференцировать этнические группы (язык, жесты). Происхождение, сущность, функции, закономерности формирования и развития этносов изучает специальная социологическая теория - этносоциология. Последняя возникла на стыке общей социологии и этнографии и уделяет главное внимание изучению взаимосвязи и взаимообусловленности социальных и этнических процессов: особенностям культуры, быта, ценностным ориентациям, структуре профессиональной занятости, миграционной и трудовой мобильности различные этносов, а также тому влиянию, которое оказывают эти особенности на функционирование и развитие общественной системы в целом. Часть этноса, ядро которого находится в другой социальной системе, государстве, регионе и т.п., - называется в социологии этнической группой. - Сами этнические группы могут находиться в компактном и распыленном (дисперсном) состоянии. К этническим группам принадлежат так называемое русскоязычное население в странах СНГ, русские общины в США и Канаде и др. Три подхода к пониманию этнического феномена - примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи». Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического направления рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами - языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп. Бромлей (инструменталистский подход). Этнос – соц. общность или группа людей, проживающих на единой территории (имеют представления о родине предков), обладающая относительно стабильными особенностями культуры и психического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований Конструктивизм базируется на идее о том, что социальная реальность и конкретные социальные феномены конструируются индивидами. Конструктивизм подходит к этничности как к социальному конструкту; конструируется индивидами. Структура этнического самосознания. Ю.В. Бромлей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания. В узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории. Если говорить в обобщенной форме, то в структуру этнического самосознания входят: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы. Под «образом мы» имеются в виду не только автостереотипы, т.е. представления о характерных чертах группы, но и другие представления о своем народе, его культуре, территории и т.д. Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят психологические (отождествление себя со своей этнической группой), когнитивные компоненты - представления, составляющие «образ я», а также эмоциональные (оценка и отношение к себе и другим) и поведенческие (система установок, готовность к действиям, выраженность интересов). В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. К ним относятся представления о великих временах в истории, успешных правителях, героях, о древней культуре, обращение к которой, как предполагается, «спасет» народ (традиционализм). Возвращение к традиционности часто называют «архетипами» сознания. Мы говорим именно об архетипах исторического сознания как части (элементе) этнического самосознания. Элементом когнитивно-эмоциональных компонентов в структуре этнического самосознания является и система этнических стереотипов. Этнические стереотипы - это приписывание каких-то черт народу. Они, конечно, могут отражать те или иные реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа. Такими типичными приписываниями. являются, например, «русская лень» или «кавказская воинственность». Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты. К этническим меньшинствам относят группы, во-первых, численно меньшие, чем этническое большинство в государстве (титульные этносы), во-вторых, находящиеся в не доминирующем положении, в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. Они могут быть частью этнонации, проживающей за пределами основной территории самоопределения последней (грузины в России, татары в Сибири и др.); могут быть группой сохраняющего свою идентичность народа, но разбросанного по многим странам и не имеющего своего государства (цыгане, курды); могут быть народом территории внутренней колонизации (эвены, чукчи); наконец, группой обосновавшихся на постоянное жительство граждан - в прошлом иммигрантов (немцы Поволжья, испанцы в России). Этногенез - происхождение и развитие этноса. Этнические процессы – изменения, в результате которых происходит изменение отдельных элементов в этнической структуре. Они бывают этноэволюционные (изменение количественных характеристик: пол, элементы культуры и т.д.) и этнотрансформационные (качественные изменения, изменение этнического самосознания). Характеристика этнической структуры российского общества. Национальная структура населения России и ее изменения за три четверти века. Главные тенденции последнего десятилетия - снижение в населении доли русских и рост доли народов Северного Кавказа - наметились еще в 1960-х гг., а сокращение удельного веса финских народов и народов Европы даже в 1930-х (а возможно и раньше). По сравнению с довоенными переписями, из первой двадцатки народов ушли поляки, коми, карелы и евреи (18,17,14 и 9 место в 1926г.) и понизились в ранге немцы и мордва (6,4 место в 1926г., 14 и 8 в 1999г.). А появились в первой двадцатке: осетины 1939г., кабардинцы в 1970 и даргинцы в 1989г. (15, 18 и 20 место в 1999г. соответственно) и сильно повысились в ранге чеченцы и аварцы (13 и 20 место в 1926, 7 и 13 в 1999г.)
Классификация этносов: -по численности (большие и малочисленные) -принадлежность к определенной религии -географическая -принадлежность к языковой семье.
|