КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С.М. Эйзенштейн — понятие «звукозрительный образ».Стр 1 из 43Следующая ⇒ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 1. С.М. Эйзенштейн — понятие «звукозрительный образ». 2. Работа звукорежиссёра в монтажно-тонировочный период.
С.М. Эйзенштейн — понятие «звукозрительный образ».
Говорил о роли звука, как эквиваленте монтажа ,своеобразный звукозрительный контрапункт – когда звук берет на себя функции передачи ритма ,освобождая режиссера от необходимости короткого монтажа там ,где он мешает повествованию.
Основной эстетический принцип звукового кино был сформулирован Эйзенштейном ,когда он говорил ,что изображение сапога должно быть отдельно от скрипа сапога ,а скрип нужно «приставить» к изображению лица, прислушивающегося к скрипу. Основная задача звукозрительного контрапункта – создать звуковой образ ,который не был бы избыточным дополнением к зрительному.
Говорил, о принципе бессловесности – когда речь мешает или перегружает изображением, следует ее заменить музыкой и шумами, своеобразная переменность функций основных элементов звукового решения.
Особенности восприятия звукозрительного образа. Установление ассоциативных связей увиденного на экране с конкретным художественным и жизненным опытом зрителя. Постижение внутреннего смысла развивающихся пластических форм на основе сопереживания герою и автору. Эмоциональное постижение многослойно развивающейся мысли кинематографиста, визуально зафиксированной различными планами кинематографического повествования в композиции кадра, его цветовой и звуковой характеристике. Синтез образных обобщений составных частей фильма -начиная с кадров, их монтажных соединений в эпизоды, сцены, кончая отдельными частями и фильмом в целом. Звук и изображение при соединении создают звукозрительный образ(первым об этом говорил Эйзенштейн), назначение которого – получение новых эмоций, ещё более острых ощущений, придание нового или более глубокого смысла. Звук позволяет выдти за грань кадра изображения: мы слышим то, что недоступно глазу и ограничено экраном и кадром благодаря к примеру синхронным шумам, музыке, речи: рядом за стеной муж избивает жену, плачет ребёнок. С другой сторонеы неугомонные соседи шумят, выпивая под громкую музыку. Мы можем представить себе настроение, состояние героя, изображённого в одинокой пустой комнате.
Художественная фонография не только воспроизводит звучание музыкальных голосов, шумов и речи, она имеет возможность придать звукозрительную форму чувству и мысли.Созданная картина отвечает внутреннему миру художника. Фонографические образы, воздействуя на сознание слушателей, рождают в их восприятии дополнительные ощущения. Мастера стремятся не столько к внешнему сходству в звучании объекта и фонограммы, сколько к сходству впечатлений. Существуют некоторые закономерности, следуя которым можно воссоздать многие человеческие чувства. Н-р, мир, безмятежность исключает резкие перемещения звуковых объектов, тогда как присутствие резких звуковых перемен, яркая контрастность звучаниямогут быть образом беспокойства, смятения, раздражённости. Выразительная, выверенная по длительности пауза – очень эффективный способ эмоционального воздействия. Засчёт неё можно даже усилить напряжение,ощущение неизвестности,ожидания чего-то непредсказуемого. (н-р,можно найти такое сочетание фактур, так их подобрать,что это будет играть ведущую роль эмоционального воздействия в картине, как это происходит в «Воспоминаниях без даты»-звук постоянно держит нас в напряжении). Звуковой язык не есть средство изобразить уже познанные вещи, а скорее открыть ещё неизвестные.
Изображение и звук должны быть гармоничны и создавать звукозрительный образ. Звук как сплошная синхронность, как иллюстрация кинематографу не нужен. Звук – это мощное выразительное средство и именно в этом качестве он должен использоваться, обогащая художественное произведение. Иллюстриративность не должна стать самоцелью в нашей работе.
Звук по принципу ЧТО ВИЖУ ТО И СЛЫШУ ничего не говорит зрителю. Рождается не звукозрительный образ, а звуковое сопровождение, подобно тому,что было в немом кино. Конечно, иллюстративность нужна, но только если образная, продуманная. Обогатить произведение можно с помощью звукового монтажа, контрапункта, неких сравнений, символики. Контрапункт – это проведение в картине тем, противоречащих друг дргу,но в целом образующих гармоничное целое. (н-р, «Ранние журавли» - лето – весна, холод – тепло) Звуковой контрапункт- очень важный способ выразительности. Суть заключается в несоответствии изображения и звука, что порождает конфликтность, напряжение. Например, мы видим улыбающиеся, счастливые лица, но слышим напряжённую минорную музыку, и потом в дом приносят трагическую весть.
|