Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Технология проектирования деятельности общественного объединения




 

Технология проектирования деятельности общественных объединений, как и проектирования вообще, заключает-ся в многоуровневом алгоритме, включающем в себя ценности, цели, средства, методы, материалы и объекты про-ектирования. Чтобы понять сущность проектирования, раскроем их содержание.

1. Ценности. Деятельность общественных объединений базируется на определенной системе идеалов и ценностей, которые определяют индивидуальную и социальную значимость результата этой деятельности, набор ис-пользуемых средств и характер возможных последствий.

2. Цели и задачи. Определение целей в проектной деятельности общественных объединений всегда обусловлено – мировоззренчески, нравственно, культурно. Постановка цели основывается на анализе проблем, выявлении ресурсов, нормативном состоянии объекта проектирования, а задачи представляют собой фиксацию определенных процедур и требований, гарантирующих получение необходимого результата с использованием соответствующих воз-можностей, средств и методов.

3. Средства проектирования. В эти средства включаются:

а) специальный научный язык с набором понятий и их значений;

б) знание нормативного и проблемного состояния области и объекта проектирования;

в) операции мышления: анализ, понимание, прогноз (с его помощью анализируется каждый проектировочный шаг, его результаты, возможные успехи и затруднения), логика и речемыслительная деятельность в процессе коммуни-кации (доказательство, комментарии, интерпретация, выдвижение и защита тезисов, а также сама техника владения словом).

4. Методы. В проектировании деятельности общественных объединений используются различные методы науч-ного познания, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, идеализация и др., а так же специфические мето-ды: диагностические (проблематизация ситуации, сегментирование социальной среды), прогностические (целепола-гание, просчет социальных последствий) и конструктивные (например, технология выстраивания отношения лич-ности или общности к предмету проекта). В первой группе методов отражается то, с помощью чего создается проект, а во второй – то, что может менять ситуацию в соответствии с представлением проектировщика о ее нормативных характеристиках.

5. Материал проектирования. В качестве материалов проектирования деятельности общественных объединений могут рассматриваться наработанные в практике проектирования типовые модели ситуаций и их анализ, описа-ния проектного потенциала различных видов общественной коммуникации, разнообразные проектные решения.

6. Объекты проектирования. Это те феномены и жизненные ситуации, внутри или вокруг которых предполага-ется осуществить изменения. В качестве таковых могут рассматриваться социальные группы и общности; собы-тия; услуги; территориальные образования, в которых будет осуществляться проект; социально-психологическая и социокультурная среда; сфера жизнедеятельности и образ жизни человека.

Проект деятельности общественного объединения представляет из себя последовательность действий, меро-приятий и акций, которая нацелена на предупреждение, сокращение или решение проблем, обусловленных дефици-том социальной или социально-культурной реабилитации, адаптации, социализации, самореализации личности. Базируясь на анализе ситуации, эта последовательность должна обеспечить создание условий, способствующих разрешению противоречий и проблем личностного и общественного развития, оптимизации социальной и культур-ной среды обитания человека.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим два подхода к проектированию деятельности общественного объедине-ния.

Этапы разработки проекта (по А.П. Маркову):

1. Характеристика аудитории проекта, или анализ проблем и возможностей целевой и контактной групп.

Проект всегда имеет аудиторию, которая задает всю логику проектирования. Именно аудитория является но-сителем специфических проблем, требующих решения. Давая характеристику аудитории, необходимо выявить эти проблемы, определить их источник, установить причинно-следственную связь и обосновать в рамках разрабаты-ваемого проекта возможности решения этих проблем.

Основным параметром анализа аудитории являются личностные проблемы в системе «человек-среда», источни-ками которых являются неоптимальные жизненные ситуации. Проблемы определяют цели и задачи проекта, вид и содержание деятельности. Содержание и характер личностных проблем дают возможность уточнить область тех изменений, которые необходимо осуществить в рамках проекта.

В процессе выработки вариантов проектного решения необходимо учитывать проблемы личности, ее социального окружения, а также типичные для аудитории социальные и социокультурные проблемы. Это играет важную роль в поиске социальных сил, заинтересованных в поддержке проекта, так как острая актуальность проблем по-вышает общественную значимость проекта, а, следовательно, и статус его инициаторов, и делает более реальным и эффективным привлечение дополнительных источников его финансирования.

2. Обоснование цели и определение задач проекта.

Обоснование цели базируется на причинно-следственной связи. Здесь важно помнить, что проект нацелен и на решение проблем отдельно взятой личности, и на ее социальное окружение, которое в результате целенаправлен-ных действий должно принципиально измениться. В связи с этим основная, стратегическая задача проекта заклю-чается в оптимизации социальной среды обитания человека. На ее основе определяются задачи более мелкого по-рядка: оптимизация образа жизни человека и системы ценностей; изменение в социальной среде и в основных сфе-рах человеческой жизнедеятельности; оптимизация способов и форм взаимодействия человека со средой.

3. Инструментальное оснащение проекта, или содержание деятельности.

В содержательном плане весь спектр проектов деятельности общественных объединений укладывается в не-сколько стратегий:

- социально-культурная интеграция – создание условий для личностного развития и самореализации путем оп-тимизации социальной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни;

- реабилитация – деятельность, способствующая максимальному развитию потенциала человека (в первую оче-редь людей с ограниченными возможностями), полноценному участию человека в общественной жизни;

- социализация – процесс усвоения личностью основных социальных ролей;

- инкультурация – процесс деятельного включения человека в мир культурных ценностей;

- самореализация – создание условий для развития и наиболее полного воплощения личных потенциалов в различ-ных видах человеческой деятельности.

Учитывая источник личностных проблем, можно определить основные направления поиска вариантов проектных решений.

1. Обеспечить соответствие человека и среды, то есть встроить его в среду за счет решения следующих задач:

- сделать социально-психологическое окружение понимающим, принимающим, терпимым;

- изменить отношение человека к среде;

- создать новую среду (общности, позволяющие удовлетворить потребности личности в ощущении собственной значимости, в признании и оценке).

2. Оптимизировать сферы жизнедеятельности человека:

- путем трансформации уже имеющихся структур;

- с помощью разработки и внедрения новых структур.

3. Помочь скорректировать образ жизни человека, а именно:

- помочь человеку выстроить новые жизненные смыслы, научить техникам обеспечения духовного развития даже при минимальном уровне материального достатка, способствовать гармонизации личности;

- дать человеку необходимую для решения проблем информацию, оснастить современными знаниями, которые помогут эффективно разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы;

- помочь освоить эффективные формы общественной коммуникации, научить выстраивать новые жизненные перспективы.

Содержательное наполнение проекта связано с формой его реализации. Общественные объединения применяют в своей деятельности специфические формы реализации проектов, которые обусловлены особенностями аудитории и характером решаемых задач.

А.П. Марков приводит следующий пример: для лиц, нуждающихся в социальной адаптации (А.П. Марков указыва-ет на детей родителей-переселенцев) проекты могут осуществляться в форме программ, включающих в себя пси-хологические тренинги, социально-педагогические игры, коррекционную и оздоровительную гимнастику и другие мероприятия. Инвалидам могут быть адресованы такие проекты, как «Библиотека на дому», «Клуб социальной помощи», фестиваль искусств детей-инвалидов и т.д.

Завершает инструментальный этап проектирования деятельности общественного объединения разработка ре-зультатов и критериев оценки эффективности проекта.

4. Бюджет проекта. Статьи расходов формируются и корректируются, основываясь на временном формате проекта и источниках его финансирования.

5. Ресурсное обеспечение проекта. Сюда входят:

5.1. Разработка программы партнерства (путем обоснования предполагаемых выгод для тех организаций и структур, которые в той или иной мере будут принимать участие в реализации проекта, оказывать ему разного рода поддержку), в рамках которой определяются социальные силы поддержки проекта. Разработка программы партнерства предполагает:

- выявление социально значимых проблем, решение которых требует совместных действий;

- разработку идей и мероприятий, реализация которых требует совместных усилий;

- определение и выявление сил и структур, которые могут заинтересоваться возможным сотрудничеством;

- прогнозирование ожиданий участников;

- разработку форм взаимодействия, учитывая статус, нормы, правила, функции, содержание вклада организа-ций-партнеров и других участников;

- утверждение процедур и механизмов реализации совместной деятельности.

5.2. Источники финансирования проекта определяются, исходя из возможных мотивов финансирования. Необхо-димо учитывать род деятельности источников, их предложения финансирования, вид и объем вложений.

Л.А. Санкин считает базовой основой проектирования деятельности общественного объединения осмысливание и обоснование следующих позиций:

1. Самоопределение инициаторов проекта, то есть четкое и ясное понимание того, кто мы, каковы наши ценно-сти и мотивы.

2. Проблемы, решаемые данным проектом.

3. Радиус действия (территория) проекта.

4. Аудитория и ее характеристики. Получателями услуг могут быть сами организаторы и участники проекта, а также другие, незадействованные лица и даже животные (например, бездомные собаки).

5. Цели и задачи проекта. Цель должна быть конкретна, достижима, соответствовать интересам и возмож-ностям участников, общественным законам и нормам. Задачи рассматриваются как этапы достижения цели.

6. Миссия, социальная значимость проекта. Миссия играет особо важную роль в случае финансирования про-граммы. Все спонсоры, прежде чем выделять какие-то средства, хотят точно знать, зачем создается проект и чему он служит.

7. Действия, методы, организационные структуры. Этот раздел проектирования определяется в соответствии с проблемами аудитории и возможностями организации-исполнителя.

8. Этапы реализации проекта и основной результат деятельности. Сюда же входят процедура и критерии оцен-ки эффективности.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

- основные источники финансирования с учетом возможных платных услуг аудитории в рамках проекта;

- кадровое (технологическое) обеспечение. Иногда необходима помощь волонтеров.

10. Партнеры и социальные силы поддержки проекта, которые по определенным причинам заинтересованы в решении проблем.

11. Организационное обеспечение проекта:

- разработка оптимальной организационной и правовой формы общественного объединения;

- подбор коллектива и распределение полномочий.

Л.А. Санкин обращает особое внимание на то, как важна для эффективной реализации проекта хорошо подо-бранная команда единомышленников. И это абсолютно верно, так как, в отличие от государственных структур, у общественных объединений нет мощного аппарата. Поддержка единомышленников, сплоченность коллектива – это залог успеха деятельности общественных организаций.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что эффективность деятельности общественного объединения во многом определяется качеством проектного этапа работы. Причем «специалисту, осуществляющему проектное обоснование…, следует предварительно ответить на вопросы: кто ты – в социальном, профессиональном, культурном, личностном плане; зачем и какими средствами планируется осуществить вмешательство в существующую независимо от тебя ситуацию?».

В процессе проектирования важнейшим условием последующей эффективной реализации проекта является соответ-ствие разделов «проблема

 

НЕТ--------------------------------------------

 

57.Маркетинговые технологии в арт менеджменте

В условиях формирования рыночных отношений во всех сферах российской экономики маркетинг следует рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации, которые определяются ее потенциалом. Рассмотрим роль маркетинга как метода управления в некоммерческих организациях на примере организаций культуры и искусства. Для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры и искусства, это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий культурно-просветительской деятельности посредством изучения требований потенциальных клиентов в сфере и на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между учреждением культуры и искусства и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой. Именно на этом основании маркетинг, являющийся самостоятельной научной дисциплиной, следует отнести к одному из методов менеджмента.

Использование маркетинга как метода управления помогает занять организации или творческой личности свою нишу на рынке культурно-просветительских услуг и способствует формированию их особой миссии в этой сфере деятельности.

Маркетинг в сфере культурно-просветительских услуг имеет специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере материального производства. К числу таких отличительных особенностей относятся:

  • степени конкуренции среди потенциальных участников, желающих получить возможность формировать культурно-просветительские услуги;
  • конкуренция между организациями и творческими личностями с целью привлечения клиентов (зрителей) на получение культурно-просветительских и образовательных услуг;
  • многозначность целей культурно-просветительских и образовательных услуг и возможность их расширения;
  • внерыночное давление на потенциальные возможности организации в оказании платных услуг.

Маркетинг как метод управления используется, прежде всего, для создания имиджа организации или творческой личности, владельца интеллектуальной собственности. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации или творческой личности. Его формирование обусловлено талантом творческой личности, качеством его подготовки, восcтребованностью; связано с использованием инновационных технологий и материально-техническим, рекламным и социальным обеспечением творческого или иного процесса и др.

Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, творческую личность, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей в конкретных культурно-просветительских услугах, как оценивают отношение к ней организаций-конкурентов и конкурентов творческих личностей. Для поддержания имиджа организации и отдельных творческих личностей, решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности.

На рис. 4.1 показана схема варианта реализации маркетингового метода управления организацией, использование которого позволяет разработать и реализовать программную стратегию.

Создание маркетинговой службы в организации и специальных маркетинговых центров для сферы культуры и искусства способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с внешней средой.

В задачи службы маркетинга входят:

1. изучение размеров рынка культурно-просветительских услуг и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации отдельной творческой личности;

2. изучение потребности и запросов рынка культурно-просветительских услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах;

3. обеспечение организации или творческой личности благожелательным отношением организаций-партнеров, общественности;

4. оказание помощи в разработке и продвижении принципиально новых и инновационных проектов и программ;

5. развитие коммуникаций, участие в публичных и рекламных акциях, способствующих целям организации.

 

Приведенный перечень задач маркетинговой службы представляет координацию действий внутренней и внешней сред организации культуры и искусства в целях наиболее полного удовлетворения населения в культурно-просветительских и образовательных услугах.

Любой организации требуется определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизии. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы организации или творческой личности.

Маркетинговые проблемы — это проблемы, связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого потребителем. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).

Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят подсистемы сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты