Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рассмотреть симптомы кризисов: одного года, трех и семи лет.




4. Симптомы кризисов: одного года, трех и семи лет

 

Кризис одного года Л.С. Выготским объясняется появлением автономной речи и самостоятельной ходьбы. Поведенческим симптомом наступления кризиса Л.С. Выготский считал появление осо­бых аффективных состояний, протекающих по типу эмоциональ­ного взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых или на непонимание автономной речи; он громко кричит, заливается слезами, топает ногами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут при­чинить вред ему самому или окружающим.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятель­ности ребенка, как бы обратным развитием. Наблюда­ются: нарушение биоритма (например, со­отношения сна – бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные ано­малии (плаксивость, обидчивость).

Понимающие родители стараются направить активность стре­мящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бес­конечным ограничениям. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким по­ведением (например, быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами).

 

Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы соци­альных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, от­деляясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самосто­ятельности и активности требуют от близких взрослых своевре­менной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кри­зисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Л.С. Выготский описывает семь характеристик кризиса трех лет:

1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания – обесцениваются старые привязанности ребенка, к вещам, людям, правилам поведения;

7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что и требует.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменя­тся отношение к другим людям и к самому себе. Кризис проте­кает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собствен­ного «Я». Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «я» наполняются реальным содержанием, становятся осмыслен­ными. Возникает особая форма личного сознания, внешне прояв­ляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» зна­менует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Д.Б. Эльконин определял личное действие и сознание «Я сам», как новообразования, формирующиеся в три года.

У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен».

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут быть внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)

При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребен­ку должны их обозначить.

Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей, как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

 

Кризис семи лет. Л.С. Выготский ука­зывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка.

Признаки наступления кризисного периода:

1) возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повто­рить»);

2) появление оспаривания со стороны ребенка необходимос­ти выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

3) непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

4) хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

5) демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикату­ры, манеры поведения;

6) обостренное внимание к своему внешнему облику и одеж­де, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

Кризис семи лет связан с осознанием своего места в мире общественных отношений. Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции – по­зиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутрен­ней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л. И Божович, кризис семи лет – это период рождения со­циального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Ста­рые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной дея­тельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы при­водит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манер­ность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние осо­бенности так же, как и склонность к капризам, аффективным ре­акциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода семи лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выпол­нить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

 

Охарактеризовать особенности психического развития младенца.

6. Психическое развитие младенца

 

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года.

Ведущая деятельность младенческого периода – непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями вни­мания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта, звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпита­лизма.

Госпитализм – синдром патологии детского психического и лич­ностного развития, возникающий в результате отделения ребенка от матери, а также ранней его институализации.

Признаками госпитализма являются потеря веса, вялость, апа­тичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими.

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуатив­но-личностного общения.

 

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6 – 8 месяцев) различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырехмесячный ребенок настораживается, внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха.

В 7 – 10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сме­няющаяся реакцией страха или познавательного интереса, явля­ется возрастной нормой. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

 

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве, соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.

Становление предпосылок речи. Период от рождения до одного года – доречевой, подготовительный этап развития речи, формируются речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить разви­тие понимания чужой речи и развитие произносительной сторо­ны речи.

 

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8-й недели происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, но­сящие характер спокойного повествования, - гукание.

От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) – это гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному го­лосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6 – 7 месяцев появляется лепет – несвязанная, неразборчивая речь ребенка – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

С 8- 9 месяцев у ребенка отмечаются попытки подражать звукам, которые приобрели для ребенка некоторый смысл.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.

 

Общение со взрослым оснащается новыми средствам. Складывается так называемая автономная речь. Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года – от 5 – 6 до 10 – 30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи – пассивное владение словом, по­нимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную.

Развитие ощущения и восприятия. В первом полугодиижизни наи­более стремительными темпами развиваются сенсорные систе­мы. К 3 – 4 месяцам зри­тельные и слуховые способности младенцев почти не отличают­ся от таковых у взрослых людей. Ребенок свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; спосо­бен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве – поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).

Развитие внимания. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. В 5 – 7 месяцев ребенок достаточно долго может рассматривать, ощупывать, предмет. Зачатки произвольного внимания проявляются к концу первого года жизни.

В течение первого года жизни активно развивается память. Фор­мируются все генетические виды памяти – эмоциональная, мотор­ная, образная, вербальная.

Эмоциональная память является основной в первые недели жизни, помогает ори­ентироваться в действительности, фиксируя внимание и направ­ляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отно­шении объекты.

В 7 – 9 недель возникает и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают фор­мироваться привычные жесты – начало будущих операций.

В 4 месяца у детей появляется образная память (сначала в виде узнавания знакомых предметов), а в 8 – 9 месяцев – воспроизве­дение того, что ребенок видел ранее. Появление образной памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы.

Раз­витие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов, или, как их называет Л.И. Божович, мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей среды. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше зависит от окружающих условий, так как у него появляются устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так возникают постоянные побуждения, или мотивы, направляющие деятельность ребенка.

Формирование мотивационной сферы: ребенок испытывает не только базовые физиологические потребности (в пище, питье, тепле и т. п.), но и потребности в аффилиации (потребность в общении, в эмоциональном контакте), в безопасности, в новых впечатлениях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Развитие эмпатии наблюдается в конце первого года жизни.

Развивается и мышление младенцев. К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и свя­зано с развитием первых самостоятельных движений.

Формирование «Я-концепции» у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми:

· Первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3 – 8 меся­цев).

· Подражание окружающим людям и изучение норм поведе­ния начинается с 6 месяцев.

· Внешний «Я-образ» (узнавание себя в зеркале, на фотогра­фии) формируется с 8 месяцев.

К концу первого года ребенок приобретает способность са­мостоятельного передвижения: начинается ползание, затем по­является ходьба. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Ходьба дает возможность отделения ребен­ка от взрослого. Происходит раздробление эмоциональной общ­ности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указатель­ного жеста, представляет новый прогрессивный способ общения.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом об­щения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 134739; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты