Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ




Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены — подлежащее и сказуемое, второстепенные —определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело — Стемнело.

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя — Они опоздали, потому что шёл сильный дождь.

Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

2) Образ лирического героя в поэме В. Маяковского «Облако в штанах».

Маяковский ворвался в плеяду корифеев поэзии Серебряного века своими бунтарскими, эпатирующими стихами: «А вы могли бы?», «Нате!», «Адище города», трагедией «Владимир Маяковский», прославляющей мучительный, вдохновенный труд творца, и, конечно, поэмой «Облако в штанах», не оставившей равнодушным ни одного из его современников. Многих шокировал вызывающий тон и намеренно грубая, «уличная», лексика. Эпатаж достигал цели. Но и великий талант был замечен всеми. Под обаяние творчества гениального футуриста попали Борис Пастернак, Марина Цветаева, сподвижники по школе: Алексей Крученых, Николай Асеев. Все же и ныне находятся критики, огульно обвиняющие его в антигуманности, в призывах к массовому пролитию крови. Такими настроениями наполнена, например, статья Юрия Карабчиевского «Вознесение Маяковского». В чем же тайна этой фигуры в русской поэзии рубежа XIX—XX века? Почему вызывает он столь противоречивые чувства? Думается, наиболее полно ответить на этот вопрос поможет образ лирического героя поэмы «Облако в штанах», в которую автор вложил по сути все тревожащие его мысли и чувства, явившиеся реакцией на современность. Лирический герой многое перенял от своего создателя. Конечно, нельзя утверждать полную адекватность литературного персонажа автору. Персонаж, выступающий от лица собственного «Я», романтизирован, все черты в нем несколько усилены, что помогает поэту ярче, убедительнее донести свою мысль. В советском литературоведении этот образ рассматривался лишь как трибун, бунтарь, отрицатель, выступивший с революционной программой. Собственно лирические оттенки в многообразной гамме живописующих тонов обыкновенно опускались. От этого образ многое терял, становясь лишь сухой плакатной фигурой, бездушной аллегорией Октября. Но образ лирического героя намного богаче, нежели все вместе взятые «Долой!..» манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» или столь же ограниченные лозунги большевиков. В этой поэме Маяковский еще не успел «наступить на горло собственной песне», и поэтому бунтарство здесь необычно сочетается с глубоким лиризмом. Может быть, именно это контрастное сочетание, наряду с новой, самобытной гуманностью, которую проповедовал «крикогубый Заратустра», сделало столь притягательным образ лирического героя. «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil», — утверждал лирический герой Маяковского, тем самым будто бы проповедуя всеотрицание, абсолютный нигилизм. Но вдумчивый читатель заметит, что каждому знаку отрицания соответствует в поэме утверждение собственных представлений об идеале. Мироощущение поэта, переданное устами лирического героя, отнюдь не является нигилизмом в традиционном его понимании. Маяковский не Базаров и не персонаж романа Достоевского «Подросток». Его лирический герой, несмотря на присущее ему бунтарство, глубже и шире ограниченного всеотрицателя. Когда поэт бросает вызов самому небу, когда великий Наполеон предстает в роли ничтожного мопса на цепочке у лирического героя — это не самовосхваление. Лирическому герою человеческая ничтожность, узость мещанских устремлений причиняет боль. Поэтому его богоборчество — это стремление вознести человека на ту высоту, которой он, по мнению нового Заратустры, заслуживает. Это ли не гуманизм? Такой взгляд на назначение человека и определил творческий замысел поэмы. Все четыре обычно выделяемых в ней «Долой!..» — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!» и «Долой ваш строй!» — по сути являются протестом против мещанской самоуспокоенности, отдельного, эгоистичного счастья, когда нищенски живут миллионы; против искусства, нацеленного на воспевание красоты и не замечающего уродливых сторон жизни; против любви, стимулом которой служат деньги; против призывов к «непротивлению» и «неделанию». Вся поэма спаяна воедино антимещанской направленностью. Лейтмотивом через всю поэму проходит бескорыстная, огромная и всеобъемлющая любовь лирического героя к Марии, обычной земной женщине, для которой такое поклонение, требующее взамен также всего, является тяжкой, невыносимой ношей. Чувство лирического героя столь же высоко, как тот пьедестал, на который он смело поднялся во славу человека вообще. Его страдания подобны всесжигающему «пожару сердца». Развернутая метафора помогает автору передать тончайшие нюансы сильной страсти: «Скажите пожарным: на сердце горящее лезут в ласках». Отрицая расчетливую робость в любви, лирический герой тем не менее не становится проповедником бездуховной страсти тела. Его восхваления телесной любви проникнуты почти религиозной трепетностью: «Тело твое просто прошу, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Его мольба к Марии — молитва о любви гармоничной, очищенной от всех мещанских предрассудков, которые мешают настоящему, полному, огромному счастью. И не только телесная, но и духовная сторона чувства доведена до пределов совершенства: «Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть какое-то в муках ночей рожденное слово, величием равное богу». Искусству красивых вымыслов лирический герой противопоставляет эстетику улицы, поэзию, в которой заговорит сама жизнь. Как и в трагедии «Владимир Маяковский», в поэме звучит мотив самоотверженного служения поэта «горожанам города-лепрозория». Лирический герой испытывает боль за этих несчастных, в ком унижен сам человек, и верит в уникальность, самоценность каждого из них: «Солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи». Именно унижением Человека вызван и бунт лирического героя против социального строя. Этот бунт огромен. Уродливость мира, на взгляд лирического героя, приобрела космические масштабы: небеса угрожают человеку нацеленными сверху жерлами, «небье лицо» кривится «суровой гримасой железного Бисмарка», ночь черна, «как Азеф». Социальный протест поэта романтичен, приподнят. Это не программа революционера-практика, призывающего пролить кровь. Подобные образы выступают в поэме в роли метафор. Даже в 1917-м году свои политические привязанности поэт определял как веру «в социализма великую ересь». И эта вера действительно была сродни взглядам социалистов-утопистов. Ведь именно так выглядит убеждение, что с изменением строя человек полностью переродится духовно. Лирический герой поэмы — монументальная фигура, символизирующая собой величие человека, призывающая его подняться на ту высоту, которой он заслуживает.

 

3) Оноре де Бальзак – писатель критического реализма

Бальзак Оноре, подписывавшийся Оноре де Бальзак, — французский писатель, крупнейший представитель критического реализма первой половины XIX века. В официальной литературной критике вплоть до начала прошлого столетия Бальзак объявлялся второстепенным писателем. Но в ХХ веке известность писателя стала поистине всемирной.

Бальзак родился 20 мая 1799 г. в г. Туре в семье чиновника, предками которого были крестьяне по фамилии Бальсса (переделка фамилии на аристократическое «Бальзак» принадлежит отцу писателя). Первое свое произведение — трактат «О воле» — Бальзак написал в 13-летнем возрасте, учась в иезуитском Вандомском коллеже монахов-ораторианцев, славившемся крайне жестким режимом. Наставники, найдя рукопись, сожгли ее, юный автор был примерно наказан. Только тяжелая болезнь Оноре заставила его родителей забрать его из коллежа.

Семья переехала в Париж. Бальзак, получив юридическое образование, некоторое время проходил практику в конторах адвоката и нотариуса, но мечтал стать писателем.

Став студентом парижской Школы права, Бальзак слушает одновременно и лекции профессоров Сорбонны, в том числе Франсуа Гизо. Этот знаменитый политик (c 1847 г. на короткий срок даже премьер-министр Франции), историк, философ был почитателем творчества Шекспира.

Бальзак приходит к реализму от предромантизма. Пережив неудачу с юношеской трагедией «Кромвель» (1819–1820), написанной в духе позднего классицизма, Бальзак под влиянием «готических» черт творчества Байрона и Мэтьюрина пробует писать роман «Фальтюрн» (1820) о вампирической женщине, затем становится помощником бульварного писателя А. Вьелергле (псевдоним Лепуэнта де л'Эгревилля) в создании низкопробных романов «Два Гектора, ли Две бретонские семьи» и «Шарль Пуантель, или Незаконорожденный кузен» (оба романа опубликованы в 1821 г. без указания на сотрудничество Бальзака). Бальзаковский псевдоним «лорд Р’оон» появляется рядом с именем А. Вьелергле в романе «Бирагская наследница» (1822). Действие романа разворачивается в XVII веке, в нем выведен ряд исторических персонажей, в частности, кардинал Ришелье, который помогает героям романа и выступает как положительный персонаж. В произведении широко используются модные предромантические штампы. Так, использован прием мистификации: рукопись якобы принадлежит дону Раго, бывшему настоятелю монастыря бенедиктинцев, Вьелергле и лорд Р’оон — племянники автора, решившие обнародовать найденную рукопись. В соавторстве с Вьелергле написан и роман «Жан-Луи, или Найденная дочь» (1822), показывающий, что даже в ранних романах, создававшихся на потребу вкусам невзыскательной публики, писатель развивает взгляды предромантиков на общество, которые восходят к демократизму Руссо. Герои романа — Жан-Луи Гранвель, сын угольщика, участник борьбы американцев за независимость, генерал революционных войск во Франции, и Фаншетта, приемная дочь угольщика, противостоят злобным аристократам.

В 1822 г. Бальзак выпускает первый самостоятельный роман «Клотильда де Лузиньян, или Красавец-еврей», где снова использует мистификацию (лорд Р’оон публикует рукопись, найденную в архивах Прованса), затем до 1825 г. следуют романы, выпускаемые Орасом де Сент-Обеном (новый псевдоним Бальзака): «Арденнский викарий», «Вековик, или Два Берингельда», «Аннета и преступник», «Последняя фея, или Ночная волшебная лампа», «Ванн-Клор». Уже из названий видна приверженность молодого Бальзака к монастырским тайнам, разбойничьим, пиратским приключениям, сверхчувственным явлениям и другим предромантическим стереотипам, получившим широкое распространение в «низовой» литературе 1820-х годов.

Бальзак очень много работал (по подсчетам ученых, он писал до 60 страниц текста ежедневно). Однако он не заблуждался относительно невысокого качества своих произведений этого периода. Так, после выхода «Бирагской наследницы» он с гордостью сообщал в письме к сестре о том, что роман впервые принес ему литературный заработок, но просил сестру, чтобы она ни в коем случае не читала это «настоящее литературное свинство».

В 1829 г. вышел первый роман, который Бальзак подписал своим именем, — «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В нем произошел поворот писателя от предромантизма к реализму. Предметом изображения стали недавние исторические события — контрреволюционное восстание шуанов (крестьян-роялистов, ведущих партизанскую войну за восстановление монархии) в Бретани в 1799 г. Романтический сюжет (Мари де Верней подослана республиканцами к роялистам с целью соблазнить и выдать их предводителя маркиза де Монторана, но между ними вспыхивает любовь, в финале приводящая обоих к смерти) представлен на реалистическом фоне, созданном с помощью многочисленных деталей. Изменился подход писателя к созданию произведения: прежде чем писать роман, он посетил место действия, встретился с еще живыми свидетелями описываемых исторических событий, написал множество вариантов текста, тщательно отобрал эпизоды (ряд написанных в ходе работы над романом, но не включенных в него фрагментов Бальзак обработал и в 1830 г. издал в двух томах под названием «Сцены частной жизни»).

В романе «Шагреневая кожа» (1830–1831) Бальзак строит сюжет на фантастическом допущении: молодой человек Рафаэль де Валантен становится обладателем шагреневой кожи, исполняющей, подобно сказочной скатерти-самобранке, любые его желания, но при этом сокращающейся в размерах и тем самым сокращающей продолжительность мистическим образом связанной с ней жизни Рафаэля. Это допущение, подобное романтическому мифу, позволяет Бальзаку создать реалистическую картину современного общества и представить характер героя в развитии, в его обусловленности социальными обстоятельствами. Рафаэль постепенно превращается из романтического, страстного юноши в бездушного богача, эгоиста и циника, смерть которого не вызывает никакого сочувствия. Роман принес Бальзаку всеевропейскую славу. Один из читательских откликов поступил в 1832 г. из Одессы с подписью «Чужестранка». Завязавшаяся переписка привела Бальзака в следующем году к знакомству с автором писем — богатой польской помещицей, русской подданной Эвелиной Ганской. В год смерти Бальзак (до этого побывавший в России в 1843, 1847–1848 и 1849–1850 гг.) вступил в брак с Эвелиной (венчание состоялось в г. Бердичеве), но, вернувшись с женой в Париж, где он купил и обставил для молодой жены дом, Бальзак скоропостижно скончался.

Уже в период завершения «Шагреневой кожи» Бальзак задумал создать грандиозный цикл, в который войдут лучшие из уже написанных и все новые произведения. Через 10 лет, в 1841 г. цикл обрел свою законченную структуру и название «Человеческая комедия».

Первым произведением, в котором Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде» (1833).

В 1834 г. замысел «Человеческой комедии» достаточно созрел, и Бальзак пишет роман «Отец Горио», который стал ключевым в цикле: именно в нем около 30 персонажей предыдущих и последующих произведений должны были сойтись вместе.

Упоминание в названии цикла о комедии вызывает у читателей ассоциацию с театром. Романы цикла нередко очень театральны, их сюжеты так и просятся на сцену или экран. Нет сомнений в том, что Бальзак обладал способностями, знанием жизненного материала для того, чтобы создать зрелую, значительную реалистическую драматургию (см.: Луков Вл. А. Реалистическая драматургия Бальзака и его «Человеческая комедия»).

Темы, идеи, проблематика, конфликт в пьесах Бальзака зачастую очень близко подходят к программе его «Человеческой комедии». «Центральная картина» бальзаковской «Человеческой комедии» присутствует в его пьесах «Школа супружества», «Вотрен», «Памела Жиро», «Делец», «Мачеха». Вообще следует отметить, что, не считая ранних драматических произведений, Бальзак из множества замыслов завершил почти исключительно те, в которых воссоздается эта «центральная картина» — оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений.

Особенности французского театра первой половины XIX века ограничивали возможности Бальзака в создании реалистической драматургии. Но они были дополнительным стимулом обращения писателя к роману, давая ему новые средства реалистического анализа действительности. Именно в прозе он достиг такой степени правдивого изображения человека, что его многие персонажи кажутся читателю живыми людьми, живущими в реальном мире. Так к ним относился и сам автор. Умирая в своем парижском доме 18 августа 1850 г., Бальзак произнес: «Будь здесь Бьяншон, он бы меня спас».

 

 

15 билет

1. Наречием называется часть речи, которая указывает на признак действия или различные обстоятельства, при которых оно протекает.
Наречие относится к глаголу и показывает, как, где, когда, с какой целью, по какой причине происходит действие. 1. Он живёт весело. 2. Мы живём по-новому. 3. Работай всегда аккуратно. 4. Сегодня артисты выступают здесь, а завтра уезжают в колхоз. 5. Ax ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. (П.) 6. Чему обрадовался сдуру? Знай колет: всю испортил шкуру. (Кр.)
Наречие может относиться также к прилагательному и к другому наречию и указывать на их признаки: Всегда приветлив. Всюду известный. Очень старательный.Очень хорошо учится. Весьма охотно работает.
Наречие не изменяется (не склоняется и не спрягается) и в предложении обычно бывает обстоятельством.

По значению наречия делятся на следующие основные разряды:

Разряды Вопросы, на которые отвечают Примеры
1. Наречия образа действия Как? Каким образом? Хорошо, быстро, по-учёному, геройски, набело, верхом, еле-еле, так, вдруг, никак.
2. Наречия времени Когда? Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, никогда, некогда.
3. Наречия места Где? Куда? Откуда? Здесь, там, вблизи, везде, дома, сюда, оттуда, направо, нигде, никуда.
4. Наречия меры и степени Сколько? Насколько? Много, дважды, впятеро, очень, весьма, совсем.
5. Наречия причины Почему? Отчего? Сгоряча, сослепу.
6. Наречия цели С какой целью? Для чего? Назло, нарочно, незачем.

 

Наречия образуются от различных частей речи.
Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие. От качественных прилагательных образуются наречия на -о, -е: частый - чисто, старательный - старательно, певучий - певуче, искренний - искренне.
От относительных прилагательных наречия образуются, главным образом, при помощи приставки по- и окончания дат. пад. ед. числа мужск. рода, а от прилагательных на -ский - при помощи окончания -и: осенний - по-осеннему, военный - по-военному; дружеский - по-дружески.
От прилагательных на -ский могут образоваться наречия и без приставки: политический - политически, геройский - геройски.
От прилагательных на -ий, -ья, -ье образуются наречия на -ьи обычно с приставкой по-: по-волчьи, по-медвежьи, по-заячьи.
От полных и кратких прилагательных образованы также такие наречия с приставками, как вплотную, зачастую, набело, на чисто, насухо, издалека, снова, свысока, вкратце.
От косвенных падежей существительных без предлога или с предлогом образованы такие наречия, как утром, днём, чуточку, капельку, дома, босиком, вперёд, издали, сверху.
От притяжательных местоимений наречия также образуются при помощи приставки по-: по-моему, по-твоему, по-нашему.
От порядковых числительных наречия образуются при помощи приставки в-, во-: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. п.
От определительных местоимений образованы наречия: совсем, вовсе, всячески.
От местоимений же образовались такие наречия: всегда, тогда, иногда, когда, где, здесь, везде, куда и др.
От числительных образованы наречия: дважды, трижды, втрое, надвое.
Наречия, образованные от местоимённых корней, называются местоимёнными наречиями.
От глагола (специально от деепричастий) образованы наречия: молча, лёжа, шутя, зря.
От других наречий при помощи приставки образовались новые наречия: отныне, позавчера, отсюда, откуда.
Некоторые наречия образованы из двух-трёх слов: сейчас, тотчас, втридорога.

 

2. . Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

 

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

 

 

3. Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее могла служить бы лира?..

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро...
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник — страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

16 билет

1. Подлежащее. Способы его выражения.

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Например: Яиду долиной; Отзвенел соловьиныйрассвет(С. Есенин).

Способы выражения подлежащего:

существительное или местоимение в именительном падеже:

На холмах Грузии лежит ночная мгла (А. Пушкин); Выхожу один я на дорогу (М. Лермонтов);

слово, употребляемое в значении существительного:

У сильного всегда бессильный виноват (И. Крылов) (прилагательное в значении существительного); Прошедшее невозвратимо (причастие в значении существительного); Один в поле не воин (Пословица) (числительное в значении существительного); Завтра будт счастливее, чем вчера (наречие в значении существительного); "И" - союз (союз в значении существительного); В лесу послышалось "ау" (междометие в значении существительного);

инфинитив:

Молчать тяжело; Быть знаменитым некрасиво (Б. Пастернак);

несвободное (цельное) словосочетание:

Есть в мире сотни замечательных явлений(К. Паустовский); Возле дома росли три тополя.ПримечаниеПодлежащее может быть также выражено несвободным словосочетанием, в котором нет слова в именительном падеже: Прошло около трех лет; Есть у нас в России много маленьких городов со смешными и милыми именами (К. Паустовский)

 

фразеологический оборот: Млечный путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (А. Чехов).

 

 

2. лирический мир Ахматовой: от исповеди женского сердца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до потрясающего душу «Реквиема», который кричит «стомиллионный народ».

А. Ахматова

* * *

Все мы бражники здесь, блудницы,

Как невесело вместе нам!

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.

 

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

 

Навсегда забиты окошки.

Что там, изморозь иль гроза?

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза.

 

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Главный мотив лирики Ахматовой – мотив расставания, разлуки с любимым. Любовь в ее восприятии – безответное чувство.

В стихотворении «Все мы бражники здесь, блудницы…» лирическая героиня испытывает муки ревности. Ее любовь к герою настолько сильна, что сводит женщину с ума:
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Героиня пытается вернуть ушедшее чувство. Она хочет привлечь своего возлюбленного красотой: «Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней». Или героиня уже справляет поминки по ушедшей любви? Ведь она прекрасно понимает, что «навсегда забиты окошки». Любовь прошла, ее не вернешь. Остается только тосковать и желать себе смерти, но исправить уже ничего нельзя.

 

Стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы…» поражает яркостью образов, которые показывают атмосферу брошенности, одиночества лирической героини. На стенах в этом мире цветы и птицы, показывающие ненатуральность, искусственность. Героиня хочет привлечь внимание любимого и потому

…надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Ее сердце тоскует, потому что взгляд возлюбленного прикован к другой девушке. И хочется героине, чтобы та, которая сейчас счастлива и танцует, оказалась в аду, испытала горе брошенной женщины.

Но в этом стихотворении так же, как во всей лирике предреволюционных лет, появляется мотив воспаленной совести, показывая нам человеческую душу в ее страданиях и боли:

Все мы бражники здесь, блудницы,

Как невесело вместе нам!

Иногда кажется загадочным, почему почти все стихи Ахматовой о любви пронизаны темой одиночества, близости расставания, непонятности. Но может быть, в этом особенность видения творческим человеком этого чувства: в ощущении любви как трагедии, драмы. Чем сильнее любовь, тем драматичнее и острее переживания. Кроме того, Ахматова писала в то время, когда стали терять устойчивость и равновесие те принципы и понятия, на которых всегда для нее зиждилась жизнь. В ее стихи входила эпоха и наполняла их дисгармонией, тревогой и печалью. И каждый маленький роман в стихах переставал быть только рассказом о личной драме женщины, становясь рассказом о драме целого поколения, живущего в смутную эпоху перемен.

 

3. Имя Сакена Сейфуллина — одно из самых славных в нашей литературе, а его поэзия, чарующая чистотой и искренностью,— ее достижение. Свой незаурядный талант, свою жизнь поэт без остатка посвятил служению родной стране. В 1925—1937 гг. он, занимаясь общественной деятельностью, одновременно преподавал в вузах республики, редактировал журнал «Литературный фронт» и газету «Энбекши казах». Сейфуллин был членом президиума правления Союза писателей Казахстана, делегатом первого Все союзного съезда писателей.
Принципиальность и честность снискали поэту глубокое уважение всех, кто с ним обшался. В те годы голос поэта звучал громко и страстно. Что же было самым существенным в поэзии Сакена Сейфуллина?
Он первым в казахской литературе стал выразителем дум и чаяний своего поколения. Его поэзия — активная, сыгравшая заметную роль в воспитании людей своего поколения.
Творчество Сейфуллина, пронизанное идеей переустройства мира, своими корнями уходит в традиции демократической литературы. Целеустремленное служение простым людям, борьба за социальную справедливость — вот что вынес Сакен из родников родной литературы. Русское искусство стало важным источником творческого вдохновения поэта. Романтическая вдохновленность и исторический оптимизм, присущие произведениям Сейфуллина, были выражением духа эпохи. Он был из тех, кто поверил заре счастливой жизни и до конца служил ей.

Были изданы стихотворные сборники Сейфуллина «Асау тулпар», «Домбра», «Экспресс», «На волнах жизни», пьесы «На пути к счастью» и «Красные соколы», повести «Айша» и «Землекопы», роман «Тернистый путь». Произведения его отличаются, идейной целенаправленностью, в них отражена не только революционная эпоха, но и личная жизнь автора, тесно переплетавшаяся с событиями революции. Сейфуллин шел в ногу со своим временем. Об этом можно судить хотя бы по названиям таких его стихотворений и поэм, как «Вставайте, джигиты», «Новая мелодия степи», «Рабочий», «Товарищи», «Советстан», «Социалистан», «Альбатрос», «Комбайн и трактор», «На ткацкой фабрике» и многие другие. Он был новатором казахской поэзии и прозы. Когда в 1923 году появился сборник его стихов «Асау тулпар», написанных в 1914—1922 годах, «Известия Киргизского областного комитета РКП (б)» напечатали статью и подвели первый итог многолетнему творчеству писателя.
«Сборник этот,—говорилось в статье,—является весьма ценным в том отношении, что мы, внимательно следя год за годом, по его содержанию видим... с какими большими трудностями приходилось автору... положить начало новому направлению, новому пути в развитии киргизской (казахской.— А. Д.) литературы, в смысле сближения ее с пролетарской идеологией».
Самое крупное произведение Сейфуллина—мемуарный роман «Тернистый путь», рассказывающий о становлении Советской власти в Казахстане. Автор использовал в нем документальный материал. Однако это не научно-историческое исследование, а художественное произведение, в котором действительные факты перемежаются с авторским вымыслом, чем достигается типизация явлений и наиболее ясная их характеристика.
Значительную часть романа «Тернистый путь» занимают акмолинские события — годы, предшествовавшие Октябрьской революции, низвержение царского строя, гражданская война.
В 1922—1925 годах отрывки из романа «Тернистый путь» были опубликованы журналом «Кзыл Казахстан»». Отдельные издания его появились в 1927 году в Кзыл-Орде и в 1936 году - в Алма-Ате. Полный русский перевод осуществлен в 1964 году Казахским Государственным издательством художественной литературы.
«Тернистый путь», как и другие произведения Сейфуллина, стал классикой казахской советской литературы, переведен на многие языки.
Целиноградцы глубоко чтут память своего проедавленного земляка. Его именем названы одна из улиц Целинограда, областная массовая библиотека, Целиноградский государственный педагогический институт и совхоз в Шортандинском районе.
В столице республики имя Сейфуллина носит одна из самых протяженных улиц.
5 ноября 1972 года, в ознаменование 55-й годовщины Октябрьской революции, в Целинограде около педагогического института открыт памятник Сакену Сейфуллину. Монумент сооружен по проекту целиноградского скульптора Ю. П. Буштрука.

 

17 билет

1. Сказуемое. Виды сказуемого.

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, свойство, состояние того предмета, который назван подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать, сделал, сделает) предмет? каков предмет? в каком состоянии находится предмет? Например: Кованый конь (чего не сделает?) не собьет копыта (Пословица); Вечер (каков?) тих и приятен.
Виды сказуемого:

1) простое глагольное сказуемое (пел, играю)

2) составное сказуемое

- составное глагольное сказуемое (буду петь)

- составное именное сказуемое (Мой брат был учителем)

 

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуемое, лексическое и грамматическое значение которого совмещено в одной части (пою, спою, пел, спел, буду петь и т. д.).
Оно выражается:
1) глаголом в форме настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения: люблю (любишь, любит, любим, любите, любят), любил (, , ), буду любить (будешь любить,будете любить); глаголом в форме уловного наклонения: любил бы (любила бы, любили бы); глаголом в форме повелительного наклонения: люби (любите, пусть любят).
2) инфинитивом: Я за книжку, та - бежать (К. Чуковский);
3) усиленными глагольными формами типа бах, бац, прыг, скок: А волк вдруг скок к нему на полати (И. Крылов) (ср.: вскочил);
4) междометием и звукоподражательными словами: Татьяна ах! А он реветь... (А. Пушкин) (ср.: ахнула); Колокольчик динь-динь-динь (А. Пушкин);
5) фразеологическим сочетанием: Постой же, я выведу тебя на чистую воду (И. Гончаров) (ср.: разоблачу).

Составное сказуемое имеет две части - основную и вспомогательную.
Основная часть передает лексическое значение сказуемого, вспомогательная - его грамматические значения (наклонение, время, лицо, число) и дополнительные лексические значения: Хочу учиться (хочу - вспомогательная часть, учиться - основная часть); Буду учителем (буду - составная часть, учителем - основная).
В зависимости от того, как выражена основная часть, составное сказуемое делится на глагольное и именное.

Основная часть составного глагольного сказуемого - инфинитив: хочу надеяться, начну действовать, люблю путешествовать, рад сообщить.

Составное именное сказуемое - Основная часть составного именного сказуемого - имя (существительное, прилагательное, числительное), а также местоимение, причастие, наречие, слово состояния, междометие, цельное словосочетание и др. Например: Мой брат - учитель; Мой брат был (будет, станет и т. д.) учителем; Была без радости любовь, разлука будет без печали; Погода была чудесная; Земля велика и прекрасна; Он у нас самый правдивый; Их изба была третья с краю; Дважды два четыре.

 

 

2. Нравственная сила добра (по рассказу «Судьба человека»)

В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Отчизны.
В рассказе поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба России. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе мужество и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком.
Андрей Соколов естественно следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям. Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии.
Герой Шолохова знает свое место в жизни и строит ее своими руками. Жизнеутверждающее искусство, народность и великий гуманизм Шолохова раскрылись в этом рассказе с неувядающей силой. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника, сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую историю жизни обычного человека, покорили весь мир.

3. Тема войны в поэзии А.Т.Твардовского (чтение, анализ одного произведения по выбору)

События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А.Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А.Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье.
Военная лирика поэта искренна, проста и человечна. Его внимание приковывали самые обычные картины солдатской жизни.

Но в этих повседневных вещах Твардовский выражал величие подвига, силу духа каждого солдата. Стихотворения Твардовского были и остаются близкими сердцу каждого русского человека. Он сумел мудро и точно выразить боль, веру, страдания миллионов людей, опаленных войной.

Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители.

«Две строчки» Александр Твардовский

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

В основе произведения «Две строчки» также лежат реальные события финской военной кампании 1939 года, в которой из-за неподготовленности и отсутствия боевого опыта погибли десятки тысяч советских военнослужащих. Причем, рассчитывая присоединить Финляндию к СССР в рекордно короткие сроки, советское правительство отправляло на фронт молодых ребят, считая, что они прекрасно справятся с поставленными задачами. Чем это обернулось, Александр Твардовский знал не понаслышке. И один из наиболее ярких образов, связанных у поэта с этой бессмысленной и жестокой войной – молодой боец, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Запись о нем автор нашел в своем походном репортерском блокноте, и тут же память услужливо подсказала ему все подробности того странного дня, очевидцем которого поэту довелось быть. Он отмечает, что «лежало как-то неумело по-детски маленькое тело», холод уже успел приморозить полы шинели юного солдата ко льду Финского залива, а отлетевшая далеко шапка обнажила коротко стриженую голову воина, который больше был похож на беззащитного ребенка. Описывая свои ощущения от увиденного, Твардовский отмечает, что ему до последнего момента казалось, будто бы солдат все еще продолжает бежать, просто случайно споткнулся и упал. Что вот сейчас он встанет, отряхнется от налипшего снега и продолжит свой путь.

Но Твардовского поразило не это, а тот факт, что среди тысяч смертей он так ярко запомнил именно эту. И не просто запомнил, а словно бы примерил ее к себе. Поэтому спустя несколько лет автору все еще кажется, что это он, а не тот неизвестный мальчишка, лежит на финском льду «примерзший, маленький, убитый», и никому нет дела до очередной гибели солдата, нелепой, жестокой и никому не нужной.

 

 

18 билет

1) Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.Например: Пушистая кошка свернулась клубочком на окошке.Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

- Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы: какой? чей?

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным
или местоимением. Подчеркивается волнистой линией. Светило яркое солнце.

- Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром. Котята перевернули миску.

- Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия: как? каким образом?

По месту: где? куда? откуда?

По времени: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

По причине: почему?отчего?

По цели: зачем? для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Пример: Зайчонок стрелой мчался по опушке леса.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты