КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о естест. праве и полит. законах Ж.-Ж. Руссо«О полит. экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или принципы полит. права». Проблемы общества, гос-ва и права с позиций и идеи народного суверенитета. В естеств. сост-и нет ч/с, все свободны и равны. Нерав-во только физическое из-за природных различий людей. Но с появлением ч/с и соц. нер-ва нач-ся борьба бедных и богатых. Выход из полож-я – соглаш-е о созд-и гос-ва и законов, которым должны подчиняться все. Но, бедные не получили полит. свободы и потеряли естественную. Гос-во придало силы богатым и еще больше притеснило бедных. Был установлен закон собств-ти и нерав-ва, все это привело к абсолютному нер-ву при деспотизме (все равны в своем рабстве). В противовес этому Р. развивает концепцию «создания полит. организма как подлинного договора между народом и правителями». Нужно создать такую форму ассоциации, которая защищает личность и собственность каждого. Каждый, кто передает свою свободу целому должен становится частью этого целого (коллективное целое, общее я). Общественный договор – переход от естественного сост-я к гражданскому. По Р., чел-к изнач-о был свободен, но потерял все из-за неправильной гос-ти. Современный Р. феодальный строй – не легитимный, он сущ-ет не на праве, а на силе. Р. оправд-ет рев-цию, т.к. народ имеет право вернуть себе отнятую свободу. Основа люб. закона – соглаш-е. Условия перехода к гос-ву – свобода, которая передается каждым на благо целого должна быть возвращена в форме позитивных прав и свобод (эквивалентный обмен естественного состояния на гражданское). Не отрицает ч/с, но предлагает его выравнить, критикует роскошь, поляризацию богатых и бедных (никто не д. иметь возможность купить другого). В основе общ. Договора – общая воля (общие интересы, воля всех – сумма частных воль). Критикует партии, группы и объединения – их воля становится частной по отношению к гос-ву, это искажает процесс формир-я подлин. общей воли (как Макиавелли «наличие сект и партий причиняет вред гос-ву»). Различает чел-ка как члена гражданского общества и гражданина гос-ва. Обязательства гражданина и гос-ва д.б. взаимны. Но, суверен не связан собственными законами, суверен выше судьи и закона, он может сказать «гос-ву необходимо, что бы ты умер» и гражданин д. умереть (антииндивидуализм). Отвергает требов-я гарантий защиты прав, т.к. «невозможно чтобы организм захотел вредить своим членам». Гарантии нужны суверену против подданных – принуждение. Власть, направляемая общей волей – суверенитет (народ, все). Суверенитет неотчуждаем и неделим. Народ как суверен м.б. представлен только сам собой, передаваться может только власть, а не воля. Отрицает представительную форму власти (парламент), разделение властей. Законодательная власть – народ-суверен, исполнительная создается не на основе общ. Договора, а по решению суверена в качестве посредника между сувереном и подданными. Соотношения законод. и исп. власти – соотношение силы и воли, где законодат. – воля, а исп. – сила. Исп. власть д. уметь жертвовать правительством ради народа, а не наоборот. В зависимости от того, кому принадлежит исп. власть различает 3 формы правления: демократия (пригодна для малых гос-в), аристократия (для средних), монархия (для больших), но во всех формах суверенитет принадлежит народу. Всякое правление наз. республикой, т.е. гос-во, управляемое с помощью законов. Для контроля исп. власти – народные собрания. Народ имеет право изменить форму правл-я и вообще расторгнуть общ. Договор и вернуть естеств. свободу. Различает 4 рода законов – полит., гражд., уголовные и IV рода (нравы, обычаи, общественное мнение). Критика Петра I, т.к. народ должен созреть для подчинения законам. Законодательство очень ответственное дело, законодательная власть – «сердце гос-ва». В крайнем случае можно приост-ть действие закона и учредить диктатуру, но недолго. Закон – выраж-е общей воли, законодат. власть – прерогатива неотчуждаемого народ. Суверенитета. Доктрина Руссо стала одним из осн. источников в подготовке фр. бурж. революции (особенно якобинский этап). 12. Сов. Обществ.-полит. движ-я: сущность и разновидности Общ.-полит. движ-я представ. собой солидарную активность граждан, направлен. на достиж-е общей цели. Ядром движ-я явл. инициативные группы, клубы, союзы. В отличии от партий, они не претендуют на непосредствен. участие в осущ-и власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Несмотря на это они сущ-но влияют на власть. Классификация: в зависимости от отношения к соц. строю: движ-я делятся на консервативные и реформаторские, революционные и контрреволюционные. Консервативные движ-я: стремл-е сохранить сущ-ий строй, прибегая к min и абсолютно необходимым измен-ям. Основу этих движений сост-ют представители элиты, усматривающие в переменах опасность ослабления или утраты своих позиций. Реформаторские движ-я: действия в рамках сущ-его соц. порядка, направлен. на его измен-е. Соц. базу сост-ют представители интеллектуальной элиты. Революционные движ-я: жестко противостоят сущ-ему порядку власти, стремятся к насильствен. переустр-ву основ общественного бытия, ориентация на насильственное продвиж-е к власти новой элиты. Соц. база – маргинальная интел-ция, ориентирующаяся на усиление в народе настроений, оппозицион. по отнош. к власти. Контрреволюционные движения направлены против обществен. строя, сформировавшегося в рез-те победы революцион. или реформаторских движ-й, стремятся заменить его прежним строем. По масштабам движ-я бывают локальные, региональные, в пределах гос-ва или групп гос-в, глобальные. По целям и сферам выделяют антивоенные, экологические, женские, молодежные, правозащитные и т.д. По степени организации движения могут делиться на стихийные, слабоорганизованные и движения с высокой степенью организации; по способам действия – на насильственные и ненасильственные; по количеству участников – на массовые и элитарные; по продолжительности действия – на кратковременные и существующие длительное время. Соц. основа общественных движ-й: одни носят межклассовый характер (антивоенные, экологические), другие имеют ярко выраженный соц.-классовый хар-ер (рабочие, крестьянские, фермеров). Обществ. движ-я могут формир-ся по половозрастным признакам: молодежные, женские, движ-я пенсионеров. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, шахтеров. Общественные движения по мере усиления организационных начал становятся основой для образования общественных организаций и политических партий (экологическое движение – партия «зеленых»). Функции: выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения; решают задачу агрегации интересов (расстановка приоритетов); социальная интеграция и мобилизация; социализация; репрезентативная функция (представительство и защита интересов членов общественных объединений во взаимоотношениях с политическими институтами); функция моделирования новых общественных структур («альтернативные» движения, их социальная база – «новые средние слои», студенчество, интеллигенция). Динамика общ.-полит. движ-й: 1) возник-е – подъем – расцвет – ослабление – умирание; 2) циклический, пульсирующий характер, выражающийся в волнообразном развитии движений (пацифистские, экологические, феминистские, студенческие движения, переживающие периоды подъемов и спадов). Хар.черты: - идейно-полит.ориентация движения шире и расплывч., а цели уже и конкретнее,что позволяет участвовать людям разл. Религ,этнич, конфес, соц и пол. Взглядов. - движения обычно не имеют сильного центр,иерархии, структуры и дисциплины. Ядром-инициат.гр. - обществ.орган. стремятся водействовать на власть,добиваясь опред. Полит реш., но не стрем во власть. Общественные орган. Имеют ряд особен. - нацелен. На решение долговрем задач. -четкая структура - стабильность состава
13. Идея «вечного мира» И. Канта и современность (модель «европейского дома») Буржуа, выделились из III сосл-я, стремились утвердить в стране экономич. и полит. свободу. К. хочет подвести под это философско-этич. Фундамент и т.о. оправдать. Итог – кантовское учение о гос-ве и праве. «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Кажд. лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не орудие осуществл-я каких-то планов (даже благороднейших). Чел-к, субъект нравственного сознания, в своем поведении руков-ся велениями нравствен. Закона. этот закон («категорический императив») априорен, т.е. не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен, он абстрактно-обязательный, он лишен связи с конкретными предметами. «Категорический императив» гласит: поступай так, чтобы ты относился к чел-ству и в своем лице, и в лице люб. др. как к цели и никогда только как к средству Способность определять самим себе цель и варианты поведения врожденная. Индивид – существо, способное стать «господином самому себе», поэтому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Право – совокупность условий, ограничивающих произвол одного над другим с помощью объективного общего закона свободы. Кант не выводит юр. Нормы из этических. Юридические правила останутся только внешними, «легальными» нормативами поведения, не разрушающими моральную автономию личности. Право общеобязательно. Для этого оно наделяется принуждением. Принужд-е дает праву гос-во (как первичный носитель принуждения). Гос-ность выз-т к жизни и оправдывает требов-я категорич. Императива – мост от этики и права к гос-ву. На гос-ве нет бремени забот о матер. обеспеч. граждан и т. Д. Происх-е гос-ва К. трактует почти по Руссо. Нравствен. Долг, чувство уважения к естествен. Праву побуждают людей перейти к жизни в гражд. общ-ве, этот переход не случаен, это договор. главн. усл-е договора – обязательство гос-ва признавать в кажд. индивиде лицо, кот. без принужд-я осознает долг «не делать др. средством для достиж-я своих целей» и способно этот долг исполнить. Чрезмерн. попеч-е властей о «благе» подданных сков-ет инициативу и самостоят-ть чел-ка. Идею Монтескье о разделении властей не толкует как идею равновесия властей. 3 власти: законодат. (принадлежащую только суверенной «коллективной воле народа»), исполнит. (сосредоточен. У закон. Правителя и подчиненную законодат. Власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). 3 вида форм правл-я: автократию (или абсолютизм), аристократию и демократию. Разгранич. республиканс. (отдел-е исполнит. Власти от законодат.) и деспотич. (их слияние) формы упр-я. Самодержавн. Форма власти м.б. республикой (т.к. в ней есть обособл-е исполнит. власти от законодат.), а демократия (ввиду участия в ней всех в осущ-и власти и крайней трудности при этом отделить законодат-е от исполнит. деят-ти) – деспотизмом. Реально достижимый строй гос-ва – конституцион. монархия. государь по отнош. К подданным получ. Только права, но не обязанности. Народ не может наказ-ть государя, если даже тот наруш. Свой долг перед страной. Осужд. Право восст-я, допуск-ся только легальн. И пассивн. сопротивл-е сущ-ей власти. К. – ранний и типичн. Идеолог соц. реформизма. Ругает захватнич., грабит-ую войну. Ратовал за соблюд-е междунар. Договоров, невмешат-во во внутр. Дела гос-в, за развитие между ними торг. И культурн. Связей. Проект устан-я «вечного мира». Его можно достичь в отдал. Будущем, созд-ем всеохватывающ. Федерации самостоят. Равноправн. гос-в, построен. По республиканск. Типу. Образ-ие такого космополитич. Союза неминуемо. Залог тому - просвещ-е и воспит-е народов, благоразумие и добрая воля правителей, экономич., коммерческие потребности наций. «Вечный мир» до сих пор не сущ-ет не только из-за нер-ва и несправ-ти, не только потому, что многим еще выгодна война и беспорядок. К. не предусмотрел трудности диалога с другими, неевроп. Культурами. Проявил нечувствит-ть к росту призн-я культурных различий, росту знач-ти неевроп., нехрист. Культур, что делает договоренность с ними, а, сл-но, и вечный мир проблематичными. «Вечный мир» к-нибудь станет возможным по одной из двух причин: люди либо осознают его неизбежность, либо наиб. Губит. И опустошит. Война сделает войну невозможной. 14. Теория «гражд. общ-ва» Г.Гегеля Гегель (1770—1831), «Конституция Германии», «Феноменология духа», , «Фил-я духа», «Фил-я права» (1820), «Фил-я истории», «Англ. Билль о реф-ме 1831г.» и др. 3 ступени диалектич. Развивающегося духа – субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Г. различ. Гражд. общ-во и полит. гос-во. Гражд. общ-во – буржуазн-е. Гражд. общ-во – сфера реализации особенных, частн. Целей и интересов отдельн. личности. Здесь есть взаимосвязь и взаимообусл-ть особенного и всеобщего. Свобода частн. Лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было в платоновском идеальн. гос-ве, где самостоят-е развитие особенности (свобода отдельн. лица) восприним-сь как порча нравов и предвестник гибели нравствен. Целого— гос-ва. На ступени гражд. общ-ва еще не достигнута подлин. свобода, т.к. стихия столкн-й частн. Интересов огранич-ся необх-й властью всеобщего не разумно, а внешним и случайн. Образом. Гражд. общ-во, раздираемое льтерциивыми интересами антагонистическое общество, война всех против всех. 3 осн. момента гражд. общ-ва: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. В структуре гражд. общ-ва 3 сосл-я: 1) субстанциальное (землевладельцы: дворяне и крестьяне); 2) промышл. (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Г. признает, что даже при чрезмерном богатстве гражд. общ-во не в состо-и бороться с чрезмерной бедностью. Диалектика внутр. Противоречий заставл. общ-во выйти за свои границы – в поисках нов. Возможностей в междунар. Торговле и в колонизации. К совр. формам колонизации, сопровождавшимся закабалением отсталых стран и народов, Г. относился отрицат-но,. Собств-ть надо защищать с помощью закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие интересы гражд. общ-ва. гос-во - основание для развития гражд. общ-ва. В гос-ве достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Гражд. общ-во — опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве ч/с и всеобщем формальном равенстве людей. Формир-е такого общества, связано с утвержд-ем буржуазного строя. Гос-во – идея разума, свободы и права. «То, что есть государство это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Хотя Г. и признает возм-ть плохого гос-ва, кот. лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи действительного разумного гос-ва. Наличие идеи гос-ва Г. констатирует лишь применительно к развит. льте. Гос-вам современ. Ему историч. Эпохи, в кот. льтерзована христианская идея свободы (в протестантской форме), личн. незав-ть и рав-во всех перед законом, учреждены представит-во и конституцион. правл-е. В соц.-полит. отнош-и под идеей гос-ва подразумевается конституционно оформленное гос-во. в конкретно-историческом плане отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. Прусское гос-во того времени находилось ниже уровня идеи государства Гегеля.
|