Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема политической власти в учении Н. Макиавелли




«Государь», «Рассужд-я о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Позиция религиозного индифферентизма. Главн. авторитет – опыт истории. Полит-ка отдел-ся от теологии, полит. события происходят не по воле божьей, а сверш. объективно, под воздействием «действительн. хода вещей, а не воображаемого».

Отъединяет гос-ное от этики, т.к. власть, политика – явления неморального плана.

Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой власти служат хорош. законы и хорош. войско.

Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», он может пойти против своего же слова. Самосохр-е и упрочение полит. власти практически любой ценой – доминирующий интерес гос-ости. Государь д.быть опекуном народа, при этом надо помнить, что знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Он ограждает народ от грабежа чиновников, предоставляет возм-ть взывать к суду (государя). Грабить свой народ нельзя, нужно обеспеч-ть спокойствие в стране, тем самым будет повышаться авторитет государя.

Обеспеч-е воен. без-ти, устран-е внутр. беспорядка, покровительство ремеслам, земледелию, торговле.

Условие осущ-я полит. власти - согласие с ней подданных, «презрение и ненависть подданных –самое страшное для государя». Власть осущ. нормально, если подданные полностью повинуются государю. Повин-е возможно, есть 2 способа - любовь к правителю, страх перед ним (предпочтительнее). Чтобы заставить подч-ся, государь не должен пренебрегать самыми суров. карами. Жестокость допустима не только в воен. время. Государь должен являть собой хитрость лисицы и могущество льва.

М не пытался создать идеальную модель гос-ва. Исследовал предпочтительные формы гос-ва в конкретн. усл-ях современ. ему Флоренции и Италии. Флоренция, с его аристократией богатства, с его двухсотлетними республиканск. традициями, особым положением дома Медичи, с его постоян. страхами перед экспансией французов и испанцев, с его свободомыслием и высок. уровнем умствен. и худож. жизни. Др. дело Италия – лоскутное одеяло, некогда великая империя – способная стать жертвой люб. иноземн. нашествия, , с ее былым величием, с ее религиозн. властью над западным миром и с ее жалкой полит. ролью в Европе.

Для Флоренции – лучш. форма правл-я демокр. республика. Осн. ее недостаток в слабости власти внутри города и в ее неспособности твердо отстаивать интересы народа во внешних отнош-ях. Флоренция даже во времена своего процветания платила дань всем, даже самым мелким владетелям. Флорентийск. Гос-во не было достаточно сильным и во внутренних отнош-ях с различн. слоями общ-ва. Флоренцию разъедает дух групповой межпартийной борьбы, кот. делает власть неустойчивой, а порядок ненадежным. Поэтому М не рассматривап Флорентийск. Респ-ку в кач-ве образца для подраж-я. Образцом стала Спарта. (в нем не было чрезмерн. накопл-я богатств, сущ-ла стабильность законов, норм и обычаев, сила нац. духа, нез-ть, способностью к жертвам во имя сохр-я свободы).

Полит. устройство Италии: иные задачи и проблемы как внутри гос-ва, так и вне его. Образец Спарты не подходит. Он рассчитан на малый народ, кот хочет сохр-ть свою свободу, свои законы и обычаи в нетронутом виде. Он утверждает необх-ть и неизбежность единоличной власти. Нужен Великий преобразователь, наделенный широкими полномочиями для коренных реформ.

Осужд-т деятелей, кот., имея личн. славу в основании гос-ва или республики, делаются тиранами. Для счастья гос-ва или респ-ки не достаточно иметь государя, кот. при жизни управлял бы им мудро. Нужен такой, который устроил бы так, чтобы после его смерти они могли продолжать свое сущ-е.

«В «Рассуждениях» в отличие от «Государя» четко определены цели воссоед-я Италии под властью одного гос-ва, показано средство – борьба народа под руководством Великого преобразователя, кот. не стан-ся тираном, а обеспеч-ет усл-я перехода к демократич. власти». М провозгласил естествен. необх-ть «смены форм правления, что было для начала XVI в. крайне плодотворной идеей, свидетельствующ. о появл-и в Европе мыслителя Нового типа».

Ввел понятие «штато» = государство (отделил от понятия «общество»).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты