КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Китайская политическая мысльСтр 1 из 59Следующая ⇒ Статические и динамические свойства политики.
Китайская политическая мысль Даосизм(Лао-дзы VI в. до н.э.), произведение «Книга о да и дэ». Дао – естествен. ход вещей, естествен. закономерность. Дао опр-ет законы неба, природы и общества, это высшая добродетель и естествен. справ-ть, в отношении к Дао все равны. Все недостатки мира (бедность, соц.-полит. нер-во) Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао. Дао способно восстанавливать справ-ть. Принцип недеяния, осужд-е антинародного активизма властителей и богатых, призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. Все неестественное (культура, законодат-во) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного осущ-ся путем отказа от культуры и возвращения к естественности, а не совершенствование общества, гос-ва и законов. Критиковал насилие, войны («Там где была война растут колючки»). Восхваление недеяния – проповедь пассивности. Он становится спиной к прогрессу, предлагает жить разобщенными поселениями, отказаться от письменности, орудий труда и всего нового. Конфуций (551-479 гг. до н.э.), «Беседы и высказывания», сост. учениками. Развив. патриархально-патерналистическую теорию гос-ва. Гос-во – большая семья, власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, отношения правящие-подданые – семейные отношения, где младшие повинуются старшим. Соц.-полит. иерархия людей строится на принципе неравенства людей: «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим». Выступает за аристократическую форму правления, где простой народ не участвует в управлении гос-вом. Это будут аристократы добродетели и знания, а не родовая знать и богатые. Примиренческая, чем критическая позиция существующего порядка дел. Требование соблюдать в гос-ном управлении принципы добродетели отличает это учение от типичной полит. истории Китая с деспотизмом и насилием Основная добродетель подданных – преданность правителю, послушание, почитание «старших». Полит этика Кон. – достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Обращает внимание на необходимость преодоления поляризации общества. Ценит блага гражданского мира. Отрицает внешние войны, завоевывать надо не силой, а с помощью образованности и морали. Регулировать полит. отношения надо не с пом. закона, а с пом. морали. Отриц. отношение Кон. к позитивным законам обус. их традиционно наказательным значением. Принцип «исправлении имен», дать каждому своем имя (государь – государь, простолюдин - простолюдин). Конфуцианство в Китае во II в. до н.э. стало официальной идеологией. Легизм(IV в. до н.э.) «Книга прав-ля обл. Шан», Шан Ян. Обоснование управл-я с пом. закона (фа) и сурового наказания. Критика Конф. Вся концепция пронизана враждебностью к людям, под порядком понимается безмолвие подданных, нет прав подданных, закон обязателен не для всех «мудрый творит закон, а глупый ограничен ими». Принцип коллективной отв-ти – тотальная взаимослежка, это укрепило централизацию власти. Во всем последующем развитии гос-ва и права в Китае значительную роль сыграл идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания.
3. Трактат «Артхашастра» об искусстве политики, управления гос-вом Артхашастра (Наука о государственном устройстве) - политико-экономический трактат Древней Индии. Содержит сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества. По содержанию - руководство к управлению гос-вом. Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве в трактовке «Артхашастра» (1У— III вв. до н. э.), автор Каутилья влиятельный советник и министр Чандрагупты I. Относя к наукам философию, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических доказательств исследует «в учении о трех Ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику». В « Артхашастре», предпочтение отдается практической пользе (артхе) обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. В «Артхашастре» царю «рекомендуется отдаться любви, «не нарушая закона и пользы», однако именно полезность - определяющая основа полит. действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала – освобождение политики из морально-религиозных уз. 4. Платон «Гос-во», «Законы» Патон (427-347 гг. до н.э.). «Истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», данные ощущения, вещи и явления – не истинны. Мир идей – божественный проект изменчивого человеческого мира. Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно «редким людям» - философам. Идеальное гос-во – реализация идей и max возможное воплощ-е мира идей в земной обществ.-полит. жизни – полисе. В «Гос-ве», исходит из соответствия, кот. сущ-ет между космосом, гос-вом и чел-ской душой. Справедливый чел-к схож со справедливым гос-вом. Три начала чел-ской души – разумное, яростное и вожделеющее – в гос-ве – совещат., защит. и деловое, три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесл-в и земл-в). Справедливость – каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Философам подобает господствовать, воинам – защищать, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют вожделеющим началом. Обоснование вводимой иерархии сословий - «благородный вымысел» (одним при рождении подмешали золото, другим серебро, железо и медь). В идеальн. гос-ве: нет ч/с, (жены и дети общие, детей воспит. гос-во). П. против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. В идеальн. гос-ве преодолен раскол на богатых и бедных. Идеальное гос-во – справедливое правление лучших. Законное = справедливое, т.к. в их основе лежит божественное начало. Идеальн. гос-во – аристократич. гос-ное устройство. Если идеальн. гос-во будет создано, то оно не будет вечным в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится др. формами правл-я. Вырождение идеальной аристократии приводит к ч/с на землю, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумн. начала господ-ет яростный дух – тимократия, такое гос-во будет вечно воевать. Порча тимократич. гос-ва приводит – в рез-те скопл-я богатства у частн. лиц – к олигархии (основан на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правл-и). У неимущих зреет ненависть против богачей, происходит переворот и устан-ся демократия - строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Рав-во при демократии уравнивает равных и неравных. Демократия опьяняется свободой и из нее вырастает ее продолжение и противоп-ть (чрезмерн. свобода обращ-ся чрезмерным рабством) – тирания (наихудш. вид гос. устр-ва). Политика – это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. 3 вида правления, каждый из кот. зависит от наличия или отсутствия законности делится надвое: монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия с законами и без законов. В «Законах» рисует «второй по достоинству» гос. строй. 5040 граждан по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не ч/с, они переходят к одному из детей. В зав-ти от величины имущ-ва граждане делятся на 4 класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства, исключ-ся роскошь. Стремл-е насажать единомыслие и коллективистские начала. Признается индивид. семья, но воспит-е регламентировано законами, женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей. Полит. правами обладают только граждане. Во главе гос-ва стоят 37 правителей, избираемых многоступенчат. выборами, возраст правителей 50-70 лет, нахожде-е у власти – не более 20 лет. Правители - «стражи законов». Значит. властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Все кандидаты на должности проходят проверку правомерности их претензий. Сущ-ет надгос. орган – «ночное собрание» из 10 самых мудрых. П. реком-ет законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. Во имя незыблемости закона П. объявляет войну новшествам, идущим от поэтов, сношений с другими гос-вами. На страже закона стоит правосудие. Всякое гос-во перестает быть гос-вом, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Каждый правитель в опред. случаях выступает как судья. Существен. знач-е придавал идеологической обработке населения путем внушения представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение в виде общеобязательной гос. религии.
5. «Политика» Аристотеля Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Платон мне друг, но истина дороже». «Политика», «Афинская полития», «Этика». Политика как наука тесно связана с этикой. Этика - начало политики, введение к ней. 2 вида справ-ти: уравнивающая и распределяющая. Критерий уравнивающей - «арифметическое равенство (гражданско-правовые сделки, возмещ-е ущерба, наказания). Распределяющая - «геометрическое рав-во» (деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения). Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Полит. справ-ть возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность. Соц. и полит.-прав. проблематика освещается с позиций идеального понимания полиса. Гос-во – продукт естественного развития, оно подобно семье или селению. Гос-во – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, в гос-ве заверш. генезис этой политической природы человека. Отнош-я господина и раба - элементы семьи, а не гос-ва. Полит. власть исходит из отношений свободы и равенства, отличаясь от отцовской власти над детьми и от господской над рабами. Аристотель критикует Платона за попытку «сделать гос-во чрезмерно единым». Гос-во состоит из множества элементов, чрезмерн. стремл-е к единству (общность имущества, жен, детей) приводит к уничтож-ю гос-ва. Защита ч/с, семьи и прав индивида. Ч/с коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Гос-во объединяет совокупность граждан. Гражданин тот, кто может участвовать в законосовещат. и судебн. власти. Кажд. форме гос-ва соотв. опред-е понятия гражданина. Правильные, неправильные формы гос-ва: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - личное благо. 3 правильные формы – монархия, аристократия и полития; неправильные – тирания, олигархия и демократия. Самая правильная – полития, здесь правит больш-во в интересах общей пользы, смешение олигархии и демократии. Тирания – самая плохая. Критикует крайнюю демократию, там верховная власть принадлежит демосу, а не закону. С одобрением относится к умеренной цензовой демократии, которая основана на примирении богатых и бедных и господстве закона. Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. Полития – «средняя» форма, и «средний» элемент доминирует во всем; в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Осн. причина переворотов – отсутствие надлежащ. рав-ва и искаж-е принципа полит. справ-ти, кот. требует в одних случаях руковод-ся колич. рав-вом, в др. – рав-вом по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обуславливает и неравенство абсолютное. Насел-е лучш. гос-ва должно быть достаточным и легко обозримым, территория – одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Земля делится на две части: одна – нах-ся в общем пользовании всего гос-ва, др. - в частн. собственности граждан. Законодатель должен стремиться к тому, что бы доставить гражданам досуг и мир, «Конечной целью войны служит мир, работы - досуг». Воен. дело нужно не для порабощения др. народов, а для того, чтобы самим не попасть в рабство, а так же охота на рабов по природе «одни люди – повсюду рабы, другие – нигде таковыми не являются». Высоко оценивал благо мира, «самый принцип войн можно считать противным идее права» (широкое распростр-е у сторонников «вечного мира» Канта и Фихте). Полит. правление – правление закона, а не людей, правители (даже лучшие) подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».
|